https://www.traditionrolex.com/8

В нынешнем феврале исполнилось 55 лет Белгосцирку, первое представление на арене которого состоялось зимой 1959-го. Этот юбилей – не единственная круглая цирковая дата: в 2013-м «стукнуло» 160 лет с момента первых гастролей в Минске профессионального цирка (артисты выступали в балагане, развернутом в Троицком предместье), а в ноябре нынешнего года отметил бы 130-летие (если б сохранился) первый в городе стационарный деревянный цирк, открытый на Соборной площади знаменитыми братьями Никитиными.

Каменный цирк появился в Минске после Великой Отечественной. Считается, что своим привилегированным положением на главном проспекте он обязан оперной диве Ларисе Александровской, которая, будучи горячей поклонницей циркового искусства и при этом женщиной в высшей степени обаятельной, упросила главу компартии БССР Патоличева пересмотреть принятое ранее решение о строительстве цирка в Заводском районе, где-то в окрестностях нынешней станции метро «Могилевская». В итоге осенью 1954-го его фундамент заложили на проспекте Сталина, рядом с первой минской электростанцией, на месте, где в начале века располагался дом Наркевичей-Иодко (представитель этого рода, Якуб Наркевич-Иодко, был изобретателем беспроволочной передачи электрических сигналов, электростатического массажа и других ноу-хау). В книге Владимира Воложинского «Минск в легендах, мифах и преданиях» приводится история о том, как строителям цирка не удавалось завершить купол, он все время обрушивался – а тут еще на объект ожидали приезда Хрущева! И только когда обратились к старому еврею-кровельщику, поставившему условием отсутствие всяких посторонних советчиков, купол был завершен. Так 55 лет назад в Минске появился самый большой цирк в СССР.

Накануне юбилея новый директор Белгосцирка Владимир Шабан поведал одному из информационных агентств о планах PR-продвижения своего учреждения, в частности, за счет расширения рекламно-информационного отдела с привлечением специалистов, владеющих иностранными языками. В этой связи мне вспомнился случай, произошедший около года назад во время автобусной экскурсии по Минску. Мы медленно ехали по проспекту, а вернее сказать – буксовали, попав в пробку, так что на участке от площади Победы до цирка я успел показать своим экскурсантам – группе россиян – место довоенного шапито в парке Горького, откуда в первые дни войны, не имея возможности эвакуировать, выпустили в Свислочь морских львов, рассказал истории и об Александровской, и о кровельщике, и о первом директоре Кабищере, умершем в зрительном зале во время одной из репетиций, и о первом худруке Милаеве – зяте Леонида Брежнева… И когда автобус наконец поравнялся с купольной ротондой, я сказал: «Кстати, недавно у нас был ваш премьер-министр Медведев, так из всех достопримечательностей города он сфотографировал через окно своего лимузина почему-то именно цирк». Гляжу – почти половина моей группы вдруг потянулась за своими гаджетами и прильнула к окнам, выбирая лучший ракурс.

Свой снимок Дмитрий Медведев подписал «На улицах Минска»

За несколько часов фотография, выложенная экс-президентом в Instagram, собрала тысячи лайков. Таким образом, «ускi дзяржаўны цыр» (все, что попало в объектив) увидело множество людей, для которых он стал в один ряд с запечатленными известным на-iPhone-фотографом красотами, вроде Земли Санникова или ночного Рио. При том что художественные качества снимка уступают не только работам профессиональных фотографов, но, уверен, и половине тех JPEGов, что сделали на ходу мои экскурсанты, этот медведевский «серый квадрат» вошел в историю нашего цирка как пока самый удачный его промоушн. Подумалось, а может, лучшей PR-кампанией для Минска и Беларуси было бы пригласить сюда звезд, увлекающихся фотографией: Брэда Питта, Брайана Адамса, Ивана Урганта... А что – пусть тоже участвуют в конкурсе «Познай Беларусь!» :))

Однако вернемся к нашему цирку. Чтобы стать не просто местом отдыха горожан, а, как продекларировано, туристическим объектом хотя бы регионального масштаба, мало быть единственным в мире, расположенным в центре столицы. Мало иметь легенды, и музей цирка (располагающий тремя тысячами экспонатов, но не раскрученный даже на минском уровне), и магазин сувениров, построенный под кассами, но так до сих пор не открытый, и даже кафе под куполом тренировочного манежа, откуда турист за чашкой кофе мог бы наблюдать репетиции артистов. Нужно полноценное национальное шоу, этакий минский дю Солей, на представления которого сюда приезжали бы, как ехали в наши театры «на Елизарьева» и «на Янковского». Это понимает директор цирка Шабан, об этом же говорила еще 15 лет назад бывшая директор Бондарчук. Меж тем легендарный Белорусский цирковой коллектив, существовавший с 1959 по 1974 год, так до сих пор и не возродился, несмотря на наличие высококлассных белорусских артистов, разбросанных по всему миру по разным программам.

Ну а пока «свято место» занимают гастролеры. Недавно британская газета Daily Mail обвинила Белгосцирк в жестоком обращении с бегемотами – речь об идущем сейчас на минской арене «Гиппопотамус шоу» под руководством народного артиста России Тофика Ахундова. Дрессировщик эти обвинения отверг, сославшись на незнание журналистом тонкостей работы с животными. А нашему цирку, похоже, в результате черного, но все же PRа, следует ждать теперь зарубежных туристов – десант «зеленых» из Великобритании.

 

https://www.traditionrolex.com/8