https://www.traditionrolex.com/8
<p>…В Бухару мы выезжаем с утра. Но попадаем туда не сразу, а через небольшой городок Гиждуван, где нас ждут в мастерской гончарных дел мастера (усто) Алишера Нарзуллаева.</p>

Этот небольшой древний городок знаменит своей традиционной керамикой – прочной и очень красивой, яркой, нарядной – глаз не оторвать. Секрет этой керамики заключается в том, что обычно изделия обжигают два раза, а гиждуванские мастера – только один.

При мастерской есть салон-магазин.

А вот и хлопок!

Нам показали также, как пекут вкуснейшие лепешки в тандыре.

После обеда наш путь продолжается. В Бухаре мы размещаемся в бутик-отеле «Кукельдаш», который находится прямо в центре города. Это чудный семейный отельчик с очень приветливыми хозяевами. Внутри – национальный стиль, дерево, резьба, лепнина, оригинальные светильники…

«Город большого величия»

…Такое определение Бухаре дал в  свое время известный путешественник Марко Поло. С утра мы сами убеждаемся, насколько он был прав и насколько многообразна и многолика 2500-летняя Бухара. Возникает чувство, что мы находимся в центре киносъемок, но вместо искусственных декораций – настоящие памятники старины. И не просто старины – а глубокой-преглубокой древности. И ничего удивительного – ведь, по официальным данным, первые документальные свидетельства о городе появились у китайских путешественников еще во II веке до нашей эры. А до этого о Бухаре ходили устные предания, сказки и легенды. К примеру, по одной из легенд, история появления города связана с принцем Сиявушем, который хотел жениться на дочери царя Афрасиаба. Царь поставил условие: если претендент построит крепость на одной бычьей шкуре, тогда он получит руку принцессы. Принц перехитрил царя и, разрезав шкуру на тонкие полосы, сложил из них огромный ковер, на котором построил крепость, известную ныне как крепость Арк. Бухару в древности называли  и Пу Хо, и Ну Ми,  Бихара, Бухар…Сегодня никто толком не знает, откуда появилось это название, хотя версий множество.

Город, находившийся на Великом шелковом пути, являлся во все века приманкой для завоевателей разных  мастей. В VI веке до нашей эры Бухара была захвачена персидским царем Киром. Спустя три  века сюда пришел Александр Македонский. Потом были караханиды,  каракитаи,  войска Чингисхана…И каждый раз город возрождался и становился еще красивее.

Все экскурсии и туры по городу начинаются у водоема Ляби-Хауз, украшающего вход в медресе Надир Диван-беги XVII века.  Этот пруд находится совсем рядом с нашим отелем, поэтому мы тоже идем туда. Это небольшое, но очень живописное местечко издавна было центром общественной жизни. Здесь располагались базар, чайхана, лавки цирюльников. Отсюда водоносы брали воду для поливки улиц и для питья. Сегодня здесь тоже очень комфортно: можно взять чайник зеленого чая в чайхане и сидеть в тени деревьев, наслаждаясь прохладой и журчанием струй фонтана…

На улице уютно расположились художники, ремесленники, музыканты, гуляют туристы, расположены различного рода лавки с местными сувенирами.

В тенистом парке Ляби-Хауза также стоит памятник ходже Насреддину, народному герою Центральной Азии, известному также под именем Афанди. Про этого героя народного эпоса рассказывают такую историю. Один богатый бек тонул в пруду. Народ, желая его спасти, кричал: «Дай нам руку, дай, дай»! А тот барахтался и на попытки людей не реагировал. Мимо шел ходжа Насреддин, который быстро смекнул, что богатею никогда нельзя говорить «Дай!», подошел к водоему и закричал: «На, на мою руку!»  — и вытащил беднягу. Зачем он это сделал – вопрос другой, но мудрости и сообразительности у народного героя не отнять.

Вокруг  древнего бассейна  построено три монументальных памятника XVI-XVII вв. Это медресе Кукельдаш (XVI в.), ханака и медресе Надир Диван-Беги (XVII в.). Все они составляют единый ансамбль, в котором центральным элементом служит Ляби-Хауз.

Еще один архитектурный символ Бухары – минарет Калян. Он построен в начале XII века и представляет собой высоченную башню в 47 метров из жженого кирпича. Его фундамент уходит вниз на 10 метров. Когда-то минарет указывал путь в Бухару торговым караванам и паломникам.

Минарет имеет 12 орнаментных поясов, на каждом из которых свой, не повторяющийся узор, 16 арочных проемов, а сверху он украшен сталактитами. Минарет сохранил три пояса, на которых имеются надписи: дата строительства — 1127 год, имя жертвователя — правителя Бухары Арсланхана и имя строителя — усто Барно.

Из любой точки города видна эта вертикаль, которая неотделима от сложного силуэта города с его грядою порталов, башен и куполов.

Главное назначение минарета — призыв бухарцев на молитву. Но его внушительная высота стала служить многим другим целям. Например, он был маяком в  пустыне для заблудившихся караванов. Отсюда открывалась прекрасная панорама местности, позволявшая вычислить неприятеля задолго до его подступов к городу.

Местная легенда гласит, что когда великий Чингисхан после уничтожения половины города вошел на площадь возле этой башни и посмотрел вверх на минарет, с его головы упал шлем. Ему пришлось наклониться, чтобы поднять его с земли. «Я никогда никому не кланялся, — сказал могущественный воин, — но это строение настолько грандиозно, что оно заслуживает поклона».

Одним из наиболее внушительных сооружений Бухары является цитадель Арк – древний символ государственной власти.

История и возраст крепости все еще покрыты тайной. Известно, что построена она усилием тысячи рабов, создавших искусственный холм вручную, без мощной техники, под палящим солнцем много веков назад.

В течение веков Арк оставался главной резиденцией бухарского эмира, местом, откуда осуществлялось верховное командование страны. Здесь, в Арке жили и творили великие ученые, поэты и философы: Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Фараби, Омар Хайям.

Старая крепость и ее высокие стены видели много кровопролитных войн. В 1220 году, когда орды Чингисхана захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но воины Чингисхана перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.

Парадный въезд в Арк оформлен в виде двух столбообразных башен. Мы поднимаемся к воротам  по  дорожке, которая ведет через крытый длинный коридор к мечети Джума. От ворот  начинается длинный темный коридор, вдоль которого расположены помещения для воды и песка, камеры для заключенных. Там тенек и прохладно.  Внутри  расположен большой комплекс зданий. Восточная половина Арка в настоящее время является археологическим памятником. Здесь сохранилась мечеть Ульдухтарон, дворцовая мечеть Джоми, построенная в XIX веке для эмира и его знати. Здесь же располагались монетный двор, баня и другие хозяйственные постройки.

Самый старый памятник Бухары (начало X века) – Мавзолей Саманидов – находится в городском парке. Поэтому сначала мы осматриваем памятник вполне современный – скорбящей матери, установленный в часть всех, кто погиб во время Второй мировой войны. В этом же парке расположены различные аттракционы.

Мавзолей отличается квадратными пропорциями, и в целом напоминает изящно украшенный куб.

Недалеко от него находится другой мавзолей – Чашма-Аюб со святым источником, по легенде, образовавшимся от удара посохом святого Иова. Там мы тоже пьем чудодейственную водичку.

Рядом с парком находится городской крытый рынок – тоже объект для изучения.

В историческом центре Бухары расположено в общей сложности 140 средневековых построек, облик которых не менялся на протяжении столетий. Рассказать обо всех просто не представляется возможным. Остается только бродить среди древних мечетей и медресе, восхищаясь и наслаждаясь неповторимой атмосферой седой старины и ожидая, когда мимо процокают копытца ослика ходжи Насреддина или пройдет Омар наш бессмертный Хайям, рассуждая, с кем, когда и сколько можно пить…

…Когда-то недалеко от Бухары находился языческий храм зороастрийцев, который арабы после завоевания Центральной Азии разрушили, оставив лишь одни останки. В XVI веке здесь построили мавзолей Бахауддина Накшбанди. Именно туда мы и отправились солнечным (а других здесь просто не бывает!) утром.

Накшбанди был почитаемым и всеми уважаемым человеком –  духовным наставником Амира Тимура — и 32 раза совершил  хадж в Мекку. Помимо этого Бахауддин являлся основателем суфийского ордена. В скором времени мавзолей Накшбанди стал именоваться «центральноазиатской Меккой».  Сегодня, как и много веков назад, сотни тысяч мусульман со всего мира совершают паломничество к мавзолею, так как считается, что молитвы из святых мест доходят до Аллаха лучше всего, а три пеших перехода от Бухары до мавзолея равнозначны одному хаджу. И действительно, даже утром здесь гуляет много народа.

На территории около водоема нас встречает агрессивный гусь, который, шипя, охраняет свою территорию.

Внутри самого мавзолея находится поваленная древняя шелковица. Считается, что если пролезть под ней, то желание обязательно сбудется, так как она выросла из посоха Бахауддина. Мы лазить не стали, а просто подержались за ствол.

…В качестве завершающего приятного аккорда наши гостеприимные хозяева запланировали посещение загородной резиденции бухарских эмиров с поэтичным названием Ситораи Мохи-Хоса (Дворец между звездами и луной).

Дворец, возведенный сравнительно недавно — менее ста лет назад,  дает представление о бухарском дворцовом интерьере, об устройстве и быте царского двора. Здесь прекрасно дышится, много зелени и цветов, важно гуляют павлины с потомством.


Возведение дворцового комплекса было начато при Абдуллахад-ханеотце последнего бухарского эмира Саида Алимхана из династии Мангытов. Первый дворец (гарем) представляет собой памятник старого дворцового быта, с традиционной планировкой и убранством. Стены его разукрашены клеевой краской и поражают богатством ганчевой резьбы. В художественной отделке проявлен старый узбекский национальный стиль.


Несколько в глубине сада находится ничем не примечательное с виду здание, которое называют павильоном княгини Ольги – сестры российского императора Николая II.

Говорят, что эмир был влюблен в красавицу Ольгу и не без взаимности. Но брак был осужден с обеих сторон, и любовь ничем не закончилась. Ольга в этом нарядном домике так ни разу и не была. Здание изнутри кажется больше, чем снаружи, благодаря своему богатому убранству. Только на реставрацию росписи стен было потрачено 4,250 кг сусального золота.


Говорят, что с вершины этой беседки эмир – судя по фото, большой эпикуреец — любовался купающимися женами и наложницами.


Строительство дворца было закончено в 1918-м, а в 1920-м эмир бежал за границу, захватив свои сокровища и гарем.

Как мы выходили замуж

Разумеется, ни одно путешествие не обходится без анимации и шопинга. В этом смысле в Узбекистане тоже преуспели. К примеру, какая же туристка откажется примерить восхитительные наряды узбекской невесты? И выйти замуж хотя бы понарошку за красивого мужчину? Мы дружно не отказались. И, разумеется, запечатлели это на века.

Затем нам показали, как ткут драгоценные (в прямом и переносном смысле) шелковые ковры необычайной красоты.

Мастер-класс по приготовлению плова тоже никого не оставил равнодушным.

Мы увидели, как делают национальные скатерти и накидки.

Углублялись в различные способы изготовления керамики.

В общем, наглядности и аттракций вполне хватило.

Особенности узбекского шопинга

Для того чтобы осуществить главную  мечту туриста, необходима местная валюта. После обмена получаем в буквальном смысле мешок денег – сумов.

Главный принцип шопинга – если что-то понравилось, покупай здесь и сейчас, потому что в другом месте этого может и не быть.

И все-таки основные покупки мы делаем в Бухаре, чтобы не таскать за собой багаж. Да и условия для этого в этом городе есть — совсем рядом с Ляби-Хаузом возвышается купол Токи-Саррафон, под которым проходит перекресток дорог. Вокруг него концентрируются  торговые лавки, и  здесь можно купить  ковры, платки, шарфы и другие сувениры.

Если ничего не приглянулось, нужно пойти в крупный торговый купол Тельпак Фурушон. Под сферическим куполом сосредоточены лавки, в которых продаются ножи, украшения, музыкальные инструменты и разные сувениры. Третий купол называется Китаб Фурушон. В общем, раздолье для туристов.

Народ покупает керамику (главное – довезти!), ножи, ножницы, тюбетейки, шелковые ткани и изделия из шелка, магниты, домашние тапочки с загнутыми носами, серебро и прочая и прочая. Торговаться –  тут уж как водится: цену можно скинуть в разы.

Ёкимли иштиха  приятного аппетита!

Вкусно покушать в Узбекистане — святое дело. Поэтому нас кормили, как на убой, причем в основном мясом. Наши организмы некоторое время пребывали в шоке, потому что попробовать мясо, приготовленное в тандыре, шашлыки из баранины, манты и прочие вкусности, оказалось для них непосильным. Распространенная форма питания - в народных домах. Это подобие наших сельских усадеб, только в городах. Вот это один из моих обедов — баранья нога.

Знаменитый узбекский плов!

Купить на рынке теплую лепешку и тут же ее съесть — особое удовольствие!

Мне больше всего понравилась самса — большие пирожки из слоеного теста с мясом или тыквой... М-м-м — пальчики оближешь!!!

Еще раз сердечно благодарю нашу принимающую сторону! Рахмат и до встречи в Минске!

https://www.traditionrolex.com/8