https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Об Италии, и о Сицилии в частности, писали «все», то есть «лучшие умы человечества», во все времена и на всех языках. Что там можно открыть нового? Конечно, у меня появились собственные впечатления. И в какой-то момент захотелось сверить массовые, популярные в наше время представления о Сицилии со своими.</span></p>

Окончание. Начало в № 37

Проверим стереотипы

Один из них – обязательная в Италии (и в Сицилии) традиционная кухня. Отчасти это так, но лишь отчасти. Потому что нельзя накормить огромное число туристов исключительно в ресторанах, без полуфабрикатов и, извините, фаст-фуда. Так далеко мы не пойдем, но вот уличная еда привлекла мое внимание.

Население Чефалу, а это примерно 14 000 человек, утраивается в сезон! В 2013 году был поставлен рекорд – 150 000. Сезон здесь продолжается с мая по ноябрь, и среди приезжих много итальянцев с материковой части страны. Все эти люди жаждут увидеть Кафедральный собор XII века и прекрасный «Портрет незнакомого мужчины» в Музее Мандралиска, но совсем не обязательно компания или семья из 4–5 человек с детьми готова проводить время за долгими дегустациями баранины или крольчатины.

Поэтому для нас, любопытных, праздных, восхищенных туристов, существует пицца, кофе на вынос и в таком же формате шашлыки, рулеты с сыром и прочие фальсомагро. Мало того, что это гораздо дешевле, с пиццей наперевес вы найдете такие атмосферные места, что ресторанам и не снились. Зачем вам сервис на огромных морских валунах, в кружевной тени оливы или кактуса, где-нибудь на средневековых ступеньках? Признаюсь, я не сразу решилась есть на пороге церкви XIII века, в моих правилах даже одеться следовало бы как-то поприличней, сообразно возрасту «объекта». ОК, не будем сидеть со стаканом у византийских мозаик, но относиться к еде точно можно проще.

Поэтому спасительный аранчино (начинка из риса и мяса с пряностями, включая шафран, запечена в форме шарика, 3 евро в центре города) – и вперед!

Маленькая пицца прямо на площади Дуомо – 1,5 евро. Примерно в этой же теме панини и пиадини (3–6 евро) – сыр, рыба или ветчина с помидорами и луком, завернутые в тонкое тесто. Более того, я заметила, что во многих странах мира есть еда такого рода – за основу взята пита или лаваш и т.д., а начинка варьируется примерно в том же ассортименте: овощи с оливковым маслом, мясом и сыром. Разница может быть в соусах или в том, что, например, брускета суховата и натерта чесноком, а бурртата очень сочная и ничем не натерта, – такие нюансы всегда любопытны и приятны. Но то, что при любой, самой развитой традиции национальной кухни простая уличная еда тоже хороша, несомненный факт. При условии, что готовится она не на улице, а в кафе, только в этом случае вы не тратите на нее время.

Или попробуем десерты. Идеально подходит для сопровождения кофе канелоне (1–1,5 евро). Это риккота, вложенная в вафельный конвертик с апельсиновым цукатом. Свежайшая риккота. Несколько раз я видела канелоне в меню, но на витрине кафе ее не было. Поинтересовавшись, получила ответ: «Мы сделаем для вас». И канелоне действительно приносили прямо из кухни. Равиоли как десерт с риккотой (1 евро) из этого же ряда.

Кстати, канелоне и аранчино входят в топ-15 сицилийской кухни.

Ну а если все же выделить какое-то время для ресторана – в момент усталости от бесконечного гуляния, или вдохновения, или банального голода, то в этом же рейтинге есть паста с сардинами (9 евро). Очень достойно! Карпаччо из нескольких сортов рыбы и мяса. Салаты подаются большой порцией и могут заменить основное блюдо, если не хочется горячего. Обычно в них много ингредиентов – овощи, рыба, зелень, оливки, и цена начинается от 5 евро. Кстати, с соусами легко переборщить – винный и бальзамический уксус не должны литься рекой, иначе вы просто не распробуете свое блюдо!

Небольшое отступление: продукты с пометкой «локально»

Поддержим местных производителей? Конечно! Значит, заходим в магазин Food Sicily Market, и, несмотря на английское название, находим здесь массу сицилийских продуктов. Ввиду того, что на Сицилии есть собственная столица – Палермо, где правительство принимает собственные законы, местные производители в законодательном порядке обязаны отмечать свои продукты пометкой «локально».

На Сицилии приветствуются местные производства сыра, вина, оливкового масла, соусов, мяса, сладостей, хлеба. Рыба и морепродукты, пицца, паста очень популярны, и сицилийцы совсем не стремятся разнообразить традиционные предпочтения.

Очень распространены моцарелла и базилик, соусы с разными видами перца и фисташками, вяленые помидоры, каперсы и артишоки. В местечко Дзеферрано экскурсия после вулкана Этна заезжает на дегустацию локальных продуктов. Хоть это и известный маркетинговый ход, но все же интересно. И всегда хочется купить то, что понравилось, и это станет хорошим подарком. Себе или друзьям – оливковое масло с луком, чесноком или базиликом; мед цветочный, ореховый, эвкалиптовый, причем цветочный предполагает добавки клубники, малины или смородины. Даже леденцы здесь производят с прополисом и эвкалиптом. И, разумеется, оливки можно попробовать самые разные, от обычных слабосоленых до маринованных в вине с острыми местными травами. «Местные» в Дзеферрано означает «растущие в окрестностях Этны», потому что вулканический пепел служит отличным удобрением для выращивания овощей и фруктов. Вот уж действительно дары природы.

Что касается груш, слив, помидоров, включая ароматные черри на ветке, винограда, все это стоит в пределах 2 евро в разных магазинах и лавочках. Если не акцентировать внимание на «локальном», вполне подойдет супермаркет Deco с полным разнообразием всего, что положено в больших магазинах.

О мафии лучше не спрашивать

Палермо встречает нас странным памятником: широкие ржавые рельсы установлены вертикально, на небольшой площади они не доминируют, но, конечно, некоторый визуальный дискомфорт вызывают. Это памятник жертвам мафии. С таким подтекстом, что если не чистить общество от преступности, то эта ржавчина разъест все.

Конечно, мафия на Сицилии – это стереотип восприятия, своего рода клише. Но есть у него реальная основа, поэтому сицилийцы не любят об этом говорить, переводят разговор на другую тему. Здесь нет ни одной семьи, не пострадавшей от мафии, нет тех, кто бы не боялся. Считается, ее все же удалось побороть, и два человека сыграли в этой победе ключевую роль. Джованни Фальконе и Паоло Барселино были друзьями, и оба погибли. Фальконе – на этапе, когда была закончена огромная работа и подписаны документы на массовые задержания мафиози. Был взорван большой участок дороги, по которой он ехал, – убиты его семья и охрана, совершенно посторонние люди. Барселино, поняв, что будет следующим, уединился на конспиративной квартире и постарался записать все, что знал. Многое из того, что было известно друзьям, по понятным соображениям никак не фиксировалось раньше. В частности, именно тогда разрабатывалась и вводилась программа защиты свидетелей. Через 2 месяца стало известно, что заболела мать Барселино, и он был вынужден к ней поехать. Дорога заняла всего около 1 часа, и уже буквально на пороге родительского дома его взорвали.

Для «большого процесса», как принято здесь говорить, в тюрьме Учардоне в Палермо был построен специальный бункер на 300 человек. Сицилийцы отшучиваются, что теперь мафия переместилась в парламент, где делят бизнесы и т.д., а из повседневной жизни острова она ушла. Так или иначе, «крестного отца», или, как его называют, Дяди, в Сицилии нет: три кандидата, не успев появиться, были арестованы.

Считается, что первоначально у мафии еще были определенные ограничения, своего рода кодекс чести, не позволявший убивать женщин, детей и священников. Действовала система помощи семьям погибших. Но со временем в мафию пришли малограмотные люди из деревень, без каких-либо представлений о границах возможного – вот тогда и начался беспредел, когда стрельба устраивалась, например, на рынках, и погибло множество случайных, невинных людей.

Поэтому все, что бывшие советские люди видели в фильме «Спрут», переживая за комиссара Катани, построено на правдивых сюжетах. А тема мафии остается болезненной до сих пор.

Единственный положительный момент, который сицилийцы отмечают в действиях мафии, это то, что ее людям удалось отстоять живописные мелкие острова и не позволить властям устроить там мусорные свалки. Проблема отходов решена не была, это отмечают все, кто побывал в Палермо, но острова остались чистыми и зелеными.

А в Чефалу есть улица Фальконе и Барселино – одна в честь двоих, как это было в жизни. Мемориальная доска установлена в 1992 году, и на ней написаны имена всех, кто погиб вместе с ними.

Может быть, в этом контексте следует посмотреть городок Корлеоне, но о мафии здесь тоже говорить нежелательно. Вам расскажут о византийском начале, арабском влиянии, приходе норманнов, церкви Сан Мартино, неизвестного года рождения и в XIV веке уже перестроенной, – обо всем, что угодно, кроме организованной преступности.

И еще по дороге в Палермо есть места ну очень «на любителя» – Вилла монстров и Катакомбы капуцинов.

Вилла монстров принадлежала человеку столь уродливому, что нездоровые фантазии заставили его заказать 600 мастерам 600 скульптур. Их расставили в доме и в саду – в странных позах, люди с телами животных. Причудливые статуи позволяли хозяину затеряться между ними. Человек этот был князем и, видимо, персонажем известным, поскольку находился в переписке с Гете. Известно, что, когда Гете приехал к нему на виллу, князь притворился дворецким, сопровождал поэта, но в качестве хозяина так и не вышел. У Гете остались самые мрачные впечатления от визита: например, стулья, на которых ему предлагали присесть, были со спиленными передними ножками. А другие покрыты колючками… В общем, сейчас вся эта история превратилась в образ «виллы монстров». А Катакомбы капуцинов – еще одно странное местечко. Подземные катакомбы древнего монастыря были заполнены 8000 мумиями и скелетами горожан. С XVII века до 1921 года взрослые и дети, мужчины и женщины, священники и солдаты заполняли эти помещения. Точнее, их тела и останки. Заполнили много залов и комнат. Кто-то из них сидит, кто-то висит или лежит, одни улыбаются, другие больны и страдают. Запаха в катакомбах нет, но дух смерти в атмосфере очевиден. Для чего создан «аттракцион», не совсем понятно. Поэтому, не приглядываясь к безжизненным телам, едем по своему маршруту.

Автор благодарит компанию «Бел-Ориентир» за организацию очень интересного отдыха

https://www.traditionrolex.com/8