<p><strong>Напомним, что в конце декабря состоялось заседание Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете министров Республики Беларусь. Председательствовала на том собрании, как помним, заместитель премьер-министра Н. Кочанова. </strong></p>

<p>Просто еще раз для справки напоминаем, кто входит в состав экспертно-координационного совета. Это, скажем так, наш туристический сенат, люди, ответственные за стратегию развития туризма в стране: Г.Н. Болбатовский, В.Л. Драгун, И.В. Карпенко, И.М. Качановский, С.Н. Кончиц, А.Н. Корбут, И.А. Костевич, Е.А. Кухаревич, В.А. Лискович, И.В. Луцкий, А.И. Мирский, О.А. Михайлов, В.А. Привалов, М.П. Портной, Ю.М. Селиверстов, Л.В. Сеньковская, Г.А. Трубило, С.А. Шевченко, В.Д. Шило, А.А. Яцко.</p>

Среди приглашенных на это мероприятие персоны тоже небезызвестные: А.А. Барышев, Н.А. Богданович, П.В. Взяткин, Т.В. Гавриленко, Н.Н. Глушеня, Ю.В. Дубина, Н.Ю. Елисеева, В.А. Захаревич, П.А. Ивашко, И.Е. Петкевич, С.Н. Попырин, Г.Н. Померанцев.

Обсуждали состояние дел в отрасли, выполнение прогнозного показателя экспорта туристических услуг и задачи развития туризма на 2016 год. Итоги 2015 года и выполнение того самого прогнозного показателя эксперты оценили критически, отметили недостаточную работу Минспорта по обеспечению координации работы в туризме, неудовлетворительную работу заместителей председателей облисполкомов, Минского горисполкома в осуществлении задач, связанных с туризмом.

Интересно, на наш взгляд, ознакомиться с тем комплексом задач, большинство из которых в итоговом документе прямым текстом поручено обеспечить Министерству спорта и туризма. Публикуем их полностью:

3. Минспорта обеспечить:

3.1. координацию выполнения в полном объеме поручений, данных на заседании Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете министров Республики Беларусь 25 июня 2015 г. (протокол от 25 июня 2015 г. № 05/19пр), а также иных поручений по развитию туризма;

3.2. эффективную координацию работы республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов, Минского горисполкома, по достижению доведенных показателей развития туризма в Республике Беларусь, а также по определению целевых рынков и стратегических партнеров на указанных рынках и диверсификации туристических услуг; оперативно принимать меры по обеспечению выполнения доведенных показателей. При необходимости принятия решения на уровне Правительства Республики Беларусь своевременно вносить предложения в установленном порядке;

3.3. совместно с МИД, посольствами (отделениями посольств) Республики Беларусь за рубежом, другими заинтересованными до 1 апреля 2016 г. проведение широких рекламно-информационных, презентационных кампаний туристических возможностей Республики Беларусь с участием зарубежных и национальных туроператоров;

3.4. совместно с Мининформом, другими заинтересованными до 1 апреля 2016 г. создание банка данных промопродукции о туристических возможностях Республики Беларусь (фильмы, рекламные ролики о стране, отдельных регионах, городах, событиях, буклеты, календари событий, макеты рекламной литературы, другое), определение ответственных за его ведение, механизм функционирования и поддержание в актуальном состоянии;

3.5. совместно с Минпромом, другими заинтересованными до 1 марта 2016 г. разработку предложения по развитию промышленного и делового туризма;

3.6. совместно с Минтруда и соцзащиты, Минфином, облисполкомами, Минским горисполкомом рассмотрение вопроса об изменении тарифных разрядов должностей руководителей ГУ «Национальное агентство по туризму» и учреждения «Информационно-туристский центр «Минск», а также о возможности бюджетного финансирования областных туристических информационных центров;

3.7. совместно с заинтересованными до 1 марта 2016 г. проработку вопроса о возможностях организации в сфере туризма Республики Беларусь системы «Все включено» (all inclusive).

4. Минстройархитектуры совместно с Минтруда и соцзащиты, Минспорта, облисполкомами, Минским горисполкомом до 1 марта 2016 г. запланировать формирование безбарьерной среды на объектах туристической индустрии для лиц с ограниченными физическими возможностями.

5. МИД совместно с Госпогранкомитетом до 1 марта 2016 г. представить предложения о возможностях и механизме  получения электронных виз для посещения иностранными гражданами Республики Беларусь, а также введения безвизового режима  для граждан стран, благополучных в миграционном отношении.  

6. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому совместно с Управлением делами Президента Республики Беларусь, Федерацией профсоюзов Беларуси обеспечить:

6.1. формирование качественного национального и регионального туристического продукта, адаптированного под целевые рынки Республики Беларусь, предусмотрев бюджетные и внебюджетные средства на данные цели;

6.2. участие на постоянной основе Республики Беларусь, регионов, подведомственных организаций в презентациях, работе национального стенда на крупнейших международных туристических и специализированных выставках в Республике Беларусь и за рубежом, а также издание рекламно-информационных материалов;

6.3. включение в задания на командирование поручений по продвижению туристических возможностей Республики Беларусь за рубежом при направлении руководителей и сотрудников организаций в зарубежные командировки;

6.4. ежемесячно до 18-го числа месяца, следующего за отчетным, представление в Минспорта аналитической информации о выполнении показателя по экспорту туристических услуг;

6.5. до 1 марта 2016 г. анализ экономической составляющей и эффективности работы объектов туристической индустрии подведомственных организаций и выработку предложений по оптимизации их работы.

7. Облисполкомам, Минскому горисполкому до 1 марта 2016 г. принять меры по приведению в порядок туристических объектов, находящихся в коммунальной собственности, и недопущению бесхозяйственного и халатного отношения к указанным объектам.

8. Контроль за выполнением поручений, содержащихся в настоящем протоколе, возложить на Минспорта.

Как видим, перед Минспорта и другими управленческими структурами поставлено очень много задач. Наряду с обязательными призывами «обеспечить, контролировать и т.д.», а также поручением только «идеологически правильным» структурам сформировать «качественный национальный турпродукт» (в общем, всей той терминологией, которой отличается наша во многом анахроничная плановая экономика), в принципе, в документе изложен комплекс реформ, которые действительно могли бы принципиально повлиять на туристический сектор страны, сделать его отраслью гораздо более весомой, чем она является сейчас.

Среди пунктов таких реформ, безусловно, отмена виз (причем обратите внимание, в тексте говорится о гражданах всех стран, благополучных в миграционном отношении), проведение рекламных кампаний турвозможностей Беларуси за рубежом (это надо сделать до 1 апреля, то есть времени мало), развитие делового туризма, приведение в порядок туробъектов, создание безбарьерной среды и другие. В общем, много правильных и дельных пунктов в этом документе.

Решатся ли властные структуры, от которых это действительно зависит, на проведение этих частичных «реформ» в тех экономических условиях, которые мы сегодня имеем: инфляция, резкое падение доходов?.. Долгие годы обстановка в стране была достаточно стабильной, и реформы предсказуемо пробуксовывали. Возможно, теперь, когда экономическая обстановка уже не только пессимистам кажется патовой, такие реформы осуществятся? И помогут ли эти реформы, пользуясь терминологией нашего восточного соседа, «поднять белорусский туризм с колен»? Увидим в 2016-м!