https://www.traditionrolex.com/8
<p dir="ltr" id="docs-internal-guid-7c962744-814c-4664-6330-2c20f50b42aa" style="line-height:1.3800000000000001;margin-top:0pt;margin-bottom:10pt;"><span style="font-size:16px;font-family:'Times New Roman';color:#00000a;background-color:transparent;font-weight:400;font-style:normal;font-variant:normal;text-decoration:none;vertical-align:baseline;">«Ага» – так назвал А. Коновалов свою персональную выставку, которую намерен показать в нескольких залах – в Полоцке, Витебске, Новгороде. Ага – это утвердительное междометие, подтверждающее момент ощущения истинности происходящего. В данном случае «ага» подтверждает результат его творческого открытия. </span></p>

На выставке Александра Коновалова, которая открылась в Полоцкой художественной галерее, речь идет об эстетике коллажа – технике, имеющей очень древнюю историю, но и одновременно молодой, насчитывающей не более столетия. А также речь идет об авторском понимании живописи как величайшего и неотъемлемого от человеческого воображения изобретения. О понимании живописи, которая сокрыта в линии, пятне, пространстве, звуке, эмоциях... Живописи как элементе цвета, способного говорить, воздействовать, изменять наше представление о мире.

Помимо представления крупноформатных работ, художник на выставке показывает видео «мастер-класс от автора», в котором демонстрирует все технологические приемы, используемые им в своих работах. Фильм о заманчивом творческом процессе, увлекающий зрителя дыханием цветовых наслоений, превращением чистого холста в завершенное тематическое произведение.  

Александр Коновалов – живописец, который использует в своих работах разнофактурные современные материалы. С их помощью он добивается эстетического и умозрительного эффекта осязания, желая через фактуру фрагментов ткани, сетки, металлический блеск фольги, сияние золота, вкрапление предметов обихода (монеты, этикетки и т.д.) дополнить живописную основу картины.

В искусстве живописи коллажные элементы впервые были введены Ж. Браком и П. Пикассо в 1910–1912 гг., ими же был придуман термин «коллаж». Ж. Брак наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, вырезки из газет, обоев, добавлял пачки от сигарет, игральные карты и спичечные коробки. Художники создавали новые авангардные произведения, привнося в них фрагмент повседневности, прямо перенесенной на картинную плоскость. Коллаж становился отличительным элементом нового искусства.

Позже в этой технике работали такие известные художники, как К. Швиттерс, А. Матисс, А. Лентулов и многие другие.Техника, сознательно внедренная однажды, получила самостоятельную жизнь.

Это только на первый взгляд работы А. Коновалова воспринимаются как стихийные композиции. Все его композиции имеют конкретные названия, помогающие зрителю в распознавании авторского замысла. Они отсылают зрителя к цветофизическому переживанию, погружая его в эстетико-психологическое состояние, пребывание в котором вызывает в зрителе ассоциативные эмоции, а также к созерцанию изобразительных элементов, помогающих понятийному проникновению в сюжет данной картины. Отсюда происходит постижение темы, идеи художника. То есть художник создает эстетический объект, новую эстетическую форму. Эта эстетическая форма в большинстве случаев имеет абстрактную обусловленность, но над ней доминирует авторская тема.

К применению коллажных элементов в своей живописи А. Коновалов обратился в конце 1990-х. Этому содействовало его неутомимое желание поиска новых оттенков живописной фактуры. И вначале в его работах лишь фрагментарно появлялись наслоения разнофактурных материалов, в основном это тонкая, прозрачная, накладываемая в несколько слоев бумага с водяными знаками, текстурным рисунком, завуалированная под рельефы живописи, что многие художники делали за счет пастозно положенной на холст краски. Такие трогательно уместные коллажные наслоения, тактично вводимые им в живопись, сохраняли прозрачность цветовых оттенков, обогащали живопись дополнительной светоносной нюансировкой.

Но коллаж в его работах позволяет не только фиксировать наше визуально-тактильное восприятие мира, он позволяет художнику создавать новые эстетические нормы.

Зритель, вглядываясь в такую картину, должен уметь наслаждаться колоритом, который проникает в эмоциональную сферу человека, приводя нервную систему в определенное состояние. Должен уметь рассматривать формообразующие линии, ритмы, заложенные в картине, которые вызывают в памяти человека ассоциации с узнаванием раннее видимого, что позволяет перейти к размышлению. Плюс тенеобразующая фактурная поверхность при различной освещенности картины придает ей дополнительные ассоциативные трактовки, которые зависят уже от взгляда каждого отдельного зрителя.

Во многих случаях такую живопись можно назвать «немой поэзией», потому как на полотнах люди, предметы, ландшафты, события предстают перед зрителем в виде линии, цвета, ритма, формы. Картины безмолвны, но через цвет слышатся звуки, через линии угадываются предметы, через формы – происходит наше невидимое присутствие в созданной художником композиции. В его коллажах приобретается еще одна грань познания.

https://www.traditionrolex.com/8