– Игорь Леонидович, почему вы решили заниматься этим делом и как все начиналось?
– Собираю я граммофоны уже около 10 лет. Как-то покупал в антикварном магазине другу подарок – маленький граммофон портативного типа. Принес домой и поразился, как все ему рады! Проводов нет, батареек нет, а звук есть! Заинтересовало, понравилось, стал читать, узнавать больше, находить и собирать их, а также реставрировать.
– Реставрировать аппараты не так просто, наверное?
– До того, как завести старинный проигрыватель, я его разбираю по винтикам. Восстанавливаю корпус, шлифую, покрываю лаком. Промываю, чищу «внутренности». Представьте, как выглядит аппарат, если последний раз его детали смазывали китовым жиром еще до войны!
– Экспонаты работающие?
– Из всех 80 только один забарахлил при переезде. Я его со временем восстановлю, конечно. В «Ночь музеев» я ставил пластинки 100-летней давности, и гости отгадывали, кто это поет. Атмосфера была потрясающая. Очень приятно осознавать, что люди интересуются такими раритетными вещами.
– Когда были произведены эти граммофоны?
– С конца XIX века, до середины 20-х годов XX века. Все экспонаты выставлены примерно в хронологическом порядке. Время их службы составляло около 40 лет – гораздо дольше, чем сейчас служат телефоны или плееры.
– Осматривая коллекцию, я подумала, что вы собираете не только граммофоны и пластинки, но и интересные истории...
– Бывало и такое (улыбается). Захожу я как-то в антикварный магазин, вижу пластинку XX века, спрашиваю: «Сколько стоит?» – «Тысячу рублей. Она неисправна». Рассматриваю – пластинка в отличном состоянии. С чего бы ей быть неисправной? Купил, и оказалось, что запись на пластинке произведена нестандартно – от центра к краю, а в магазине пытались прослушать от края к центру, и игла, конечно, сваливалась. А пластинка оказалась знатной: на одной стороне – «Марсельеза», а на второй – полонез «Прощание с Родиной» Огинского. А вообще у меня много редких пластинок: есть большая коллекция дореволюционных дисков с записями Федора Шаляпина, есть 60 пластинок Энрико Карузо, их я в Голландии приобрел, настоящее богатство, и я хочу им поделиться с минчанами.
В заключение беседы коллекционер заметил, что хотел бы сделать в Минске постоянную экспозицию. Открыть музей граммофонов, проводить в нем камерные акустические музыкальные вечера. Но пока это не так легко воплотить в жизнь, можно заглянуть в Лошицкий парк и увидеть все своими глазами. Выставка проходит до середины июля, но работники усадьбы говорят, что скорее всего ее продлят.