«Зеленая команда»: «Наши предложения по детскому туризму уникальны на белорусском рынке»

24.01.2014 - Новости

«Зеленая команда»: «Наши предложения по детскому туризму уникальны на белорусском рынке»

Детский туризм в нашей стране. Что мы вкладываем в это понятие? Чаще всего в нашем понимании детский туризм – это отдых нашего ребенка летом в каком-либо, пользуясь старой терминологией, пионерском лагере либо санатории Республики Беларусь. Что еще? Летом наши дети также ездят в Болгарию или в Крым. На протяжении учебного года – целыми классами путешествуют на автобусах по Беларуси. Иногда случаются экскурсионные туры в Питер, Киев или Европу… Ах да, иногда добрые дяди из Западной Европы, из сострадания к нам, организуют нашим детям, чаще – из зоны, пострадавшей от Чернобыля, оздоровительные поездки по Германии, Италии и другим европейским странам. Но что родители ставят во главу угла, когда рассуждают о выборе отдыха для ребенка?

Деньги. Это наверняка самый важный критерий, особенно когда в стране существует помощь государства либо возможность бесплатно отправить на отдых и лечение здорового ребенка под видом чернобыльского. К сожалению, из-за семейного материального положения именно денежный вопрос для многих наших сограждан часто становится решающим, несмотря на второй компонент выбора того или иного предложения.

А второй компонент – это, безусловно, качество. Какое значение мы вкладываем в понятие качественного туристического продукта, когда говорим о детском туризме? Сложно рассуждать об этом в общих чертах, если принимать во внимание, что здоровое питание, санитарные нормы, квалификация персонала – вещи в данном вопросе принципиальные и должны быть стандартами для любого игрока рынка туруслуг, особенно когда разговор идет о детях.

Сегодня наши собеседники – сотрудники туристического предприятия «Зеленая команда»  Евгения Грынь и Ольга Клепешнева. С ними мы и поговорим о детском туризме на примере того, что делает «Зеленая команда» на нашем рынке.

– Расскажите, пожалуйста, какие предложения по детскому туризму имеются у «Зеленой команды».

Евгения Грынь, заместитель директора ЧТУП «Зеленая команда»:

– Все мы, сотрудники нынешней «Зеленой команды», по образованию – педагоги. Кто-то преподавал историю, кто-то – белорусский или иностранный языки, есть физруки. Да, это в прошлом. Но все мы по несколько лет работали в школе. Большинство из нас в прошлом или в настоящем – люди, увлекающиеся активными видами отдыха или спортивным туризмом. Нельзя утверждать, что наша фирма живет исключительно за счет детского туризма, но можно сказать, что половина нашей деятельности приходится на работу с детьми, организацию туров для детей.

Самые массовые направления – это экскурсионный и анимационный туризм. Наши экскурсионные предложения отличаются тем, что мы сами же их и проводим. Коллектив экскурсоводов работает у нас уже многие годы – наша совместная работа началась еще тогда, когда не было вывески «Зеленая команда». Все ребята вышли из краеведческого студенческого клуба «Дыярыюш» при историческом факультете педуниверситета имени М. Танка. Именно там когда-то началась работа по составлению авторских экскурсий для школьников, затем появилось лицензирование, все получили лицензии и продолжили деятельность. Мы не приглашаем контрактных гидов. Мы работаем постоянным коллективом, со своими маршрутами и авторскими контрольными текстами. Очень активно используем в экскурсиях игровые элементы оживления истории – это нравится  старшим классам, ну а средняя и младшая школа – просто в восторге от наших игр в белорусскую историю.

– А какие маршруты являются наиболее популярными?

– У нас 32 маршрута автобусных экскурсий по Беларуси. Задействованы практически все, т.к. мы основываемся на принципе, что экскурсия – это факультативный урок на колесах, который соответствует школьной программе. А так как около 80% – это наши постоянные клиенты, то классы, поднимаясь по школьной лестнице выше и выше, каждый год едут в те места и знакомятся с теми событиями или историческими личностями, о которых говорится в школьных учебниках. Безусловно, это очень сильно влияет на усвоение знаний.

Есть еще и так называемые технические экскурсии, которые также пользуются спросом. Это и завод хрусталя в Березовке, и завод художественной керамики в Радошковичах, и предприятие по выращиванию алмазов в деревне Атолино.

Очень родной мы считаем нашу «Медовую экскурсию» в деревне Гайна. В 2007 году, после американской стажировки, будущий директор «Зеленой команды» предложил идею экскурсии нашему знакомому пчеловоду Сергею Селяху, который поверил в идею и начал с нами сотрудничать. Сотрудничество продолжается и сейчас. Получился очень красивый туристический продукт для детей.

– А что собой представляют анимационные программы «Зеленой команды»? Наверное, это рыцари, шляхта, паненки?

– Ой нет! У нас совсем другие сюжеты! (смеется) Наша анимация –это ковбои и индейцы Дикого Запада.

– Почему вдруг индейцы?

– Может быть, потому, что мой муж, по совместительству наш директор, до сих пор ребенок и любит в это играть. Это он все придумал. А разве в юности вы не читали романы Фенимора Купера? Не смотрели фильмы с Гойко Митичем? Просто это действительно интересно и увлекательно!

– Что собой представляют эти программы?

– Зимние программы, как правило, проходят во второй половине декабря. Суть такая. Дети садятся в автобус в Минске и едут за город на ковбойское ранчо, где их встречают настоящие ковбои, демонстрируют им крутое кавалерийское шоу, а потом играют с ними и катают на лошадях, показывают конюшню. Всем очень нравится, когда на полном галопе в манеж влетает лихой Санта Клаус. Звучат поздравления на английском и белорусском. Затем ребята переезжают в уютное кафе, декорированное под американский салун, и с ними дальше играют, танцуют, там они встречаются с вождем индейцев, вкусно кушают. И все это работа только для одной автобусной группы.

На таких же принципах основывается и майская летняя программа «про индейцев» под названием «Лакота Ваштэ».

– Что это означает?

– Лакота Ваштэ – это припев из индейской песни племени лакота (слово Ваштэ можно перевести как  «хорошо» или «молодцы»).

Программа заключается в том, что задолго до начала заездов на берегу реки Ислочь мы создаем реконструкцию индейской деревни: устанавливаем типи (конусовидные жилища кочевых индейцев прерий), привозим каноэ, фургон белых переселенцев, свозим много реконструкционного инвентаря. Затем одеваемся в одежды красных и белых жителей Америки XIX века, встречаем ребят, играем с ними, рассказываем, танцуем… Кстати, играем в один из видов игры, которая потом стала известной на весь мир как хоккей.  

Во всех этих анимационных играх есть очень важный образовательный момент. Во-первых, это история освоения Америки. Во-вторых, ребята очень много узнают о жизни лошадей, о природе (белорусской!) – о том, какие рыбы живут в реке, какие звери пьют воду, какие деревья растут в лесу, как нужно жить в гармонии с природой. Все это на примере того, как это делали первобытные предки, в данном случае – индейцы. И, безусловно, это все классный и веселый фан.

– Все это вы делаете своими силами?

– В данном случае «Зеленая команда» является не просто организатором, но и автором программы, и исполнителем, и собственником большого количества качественного оборудования (лодки, костюмы, типи, телеги, музыкальная аппаратура, генераторы, декорации и т.п.). Также наши партнеры – это реконструкторы-индейцы из клуба «Оятэ», это парни и лошади из кавалерийского военно-исторического клуба «Золотая шпора», это профсоюзная база «Галактика», это кафе «Старый Раков». Надеемся, что этот настоящий пример туристического кластера будет и дальше успешно развиваться.

– А практикуете ли вы продажу ваших программ через посредников, другие туристические фирмы?

– До этого момента мы все продавали сами, так как, имея печальный опыт, опасались интеллектуального воровства и плагиата, который есть на рынке. Ведь наши предложения по детскому туризму уникальны на белорусском рынке. Постепенно мы пришли к выводу, что плагиат не столько вредит нам, сколько просто путает клиента. Тем не менее в этом году мы, наверное, отправим предложения по сотрудничеству нескольким близким по духу туристическим фирмам, в которых мы уверены, с возможностью собственного коридора ценообразования. Мы будем разделять пультовые цены и внутренние, для агента. К этому мы уже готовы профессионально и технически.

– Скажите, сильно ли отличаются ваши оригинальные программы в плане стоимости от других детских туристических предложений, которые существуют на белорусском рынке?

– Как раз все выше описанные мной предложения являются, скажем так, массовыми направлениями, и они вполне конкурентоспособны на рынке детских экскурсионных услуг, так как в этом случае деньги мы зарабатываем на потоке туристов. Но! Мы сознательно стараемся контролировать опасную ситуацию, когда спрос приводит к увеличению количества групп, в результате ухудшается качество услуги. То есть ты зарабатываешь в один-два сезона большие деньги, а потом клиент бежит от тебя. Нам такое не нужно. Лучше работать спокойно, качественно и стабильно.

– А существуют ли такие предложения по детскому отдыху, за которые родители готовы платить большие деньги?

Ольга Клепешнева, ведущий специалист предприятия «Зеленая команда»:

– Да. У нас есть три продукта, за которые нужно платить побольше. Но те родители, кто платит,  понимают, за что. Поэтому уже много лет наши предложения актуальны и пользуются спросом.

Данные программы связаны с активным отдыхом ребят. Первая тема – спортивно-туристический летний палаточный лагерь «Зеленая команда». Этот лагерь существует уже 15 лет. Раньше он назывался по-разному, имел разный юридический статус, но авторы и руководители были неизменны. Сейчас этот лагерь является гордостью нашей фирмы. Он проходит один раз в год, две недели июля, дети живут в палатках на берегу реки или озера, в лесу. За это время ребята узнают многое из спортивного туризма, краеведения, народных ремесел. Наша методика очень похожа на западно-европейскую скаутскую, но также много и доброго наследия от тренерских методик времен СССР.

В смену набираем только 30 ребят. Они делятся на 4 отряда–племени после тестирования. С каждой группой в 7–8 человек работает один тренер. Целый день полностью расписан, и мы не приветствуем свободное время более 15 минут… Наша стихия – это лес и природа. Все наше имущество – каяки, каноэ, велосипеды, палатки, веревки и пр. – мы свозим в этот лагерь и работаем со своим оборудованием. Четырехразовое питание для детей мы организовываем с помощью услуг ближайшей агроусадьбы. Также один раз за смену ездим на экскурсию – в Полоцк, Несвиж, Новогрудок. Экскурсионный автобус приезжает за детьми в лес.

– Дети какого возраста могут попасть в такой лагерь?

– От 9 до 14 лет. Есть в детской психологии такой принцип Монтесори – это когда конструируется модель общества, где есть большие и маленькие, сильные и слабые, весельчаки и молчуны. И сами две недели лагеря – это школа маленького человека научиться жить в обществе. Еще есть принципы довольно строгой дисциплины и организованности. Мы договариваемся с родителями: если ребенок не хочет или систематически отлынивает от того, что делается в лагере, – он уезжает домой.

– Много таких исключений было?

– Два раза за 15 лет. Это мало. Мы ведь очень много внимания уделяем объяснению родителям того, что наш лагерь собой представляет, и внимательно следим за мирным сосуществованием детей внутри коллектива.

– Извините, вопрос, как мамы: а доктор в лагере есть?

– Обязательно!

– Какова стоимость подобной программы?

– В прошлом году участие в таком лагере стоило 4,5 миллиона. В этом году, возможно, будет немного выше.

– Наверное, это дорого, за две недели?

– Да, наверное. Некоторые родители так и говорят: «Да за такие деньги я лучше в Болгарию отправлю!» Мы таким родителям пытаемся объяснить, что детей мало, а педсостава на 30 человек – 18. Это тренеры, охрана, медики, контрактные ремесленники, транспорт, питание и наша ответственность, а также – наше качество. Но если это не убеждает, то действительно пусть отправляют в Болгарию.

С другой стороны. Есть такие ребята, которых и хотелось бы взять, а у родителей нет средств. Но мы – коммерческая структура и не можем работать себе в убыток, иначе просто исчезнем. В таких случаях максимум, что мы можем сделать, – это взять за свой счет, или частично за свой, одного-двух ребят. Обычно это сироты или дети из неполных семей. Кого именно взять – определяет директор и только конфиденциально. Даже я этого могу не знать.

– Это ваше самое дорогое предложение для детей?

– Нет, есть и дороже (смеется). Мы ежегодно организуем активный детский отдых в горах. Летом это треккинговые маршруты, а зимой – наша любительская горнолыжная школа.

И зимой, и летом мы снимаем дом или несколько апартаментов в Татрах, Карпатах или Альпах. Заказываем 19-местный новенький автобус с двумя водителями, в автобусе едут до 15 детей, два тренера, медик. Летом каждый день ходим в горы либо на занятия по скалолазанию или осуществляем сплав по реке. А зима, обычно это весенние каникулы, – это продвижение в катании на лыжах.

– То есть занимаетесь чем-то, похожим на спортивные сборы?

– Нет. Наша задача зимой – научить детей НАДЕЖНО и БЕЗОПАСНО стоять на лыжах, читать склон, быстро реагировать на изменения покрытия, принимать правильные решения в голевых ситуациях. Также мы подготавливаем детей к катанию на разных склонах – на жестком, на вельвете, на целине. По большому счету, цель такова, чтобы на зимних каникулах, когда мальчик или девочка поедут в горы с мамой и папой,  ребенок катался стабильно и безопасно для себя и окружающих. Да, после такой базы можно уходить в спорт. И несколько ребят ушли. Но это уже решение их родителей.

Летом задача похожая: дети узнают горы не из окна автобуса или подъемника, а с помощью своих ног, через выработку терпения, выносливости, физической подготовки, чувства локтя, т.к. большие дела никогда не делаются одним человеком. Ребята проживают замечательные дни, они растут, они каждый год к нам возвращаются. Мы знаем, что делаем, ведь мы сами вышли из школьных и студенческих турклубов, нам известен секрет, почему всех снова и снова тянет в походы.

– Куда вы собираетесь отправиться с ребятами на эти весенние каникулы?

– В Тироль. Пока смотрим варианты проживания в регионе. Через пару дней все будет определено. Вся информация появится на нашем сайте.

– И последний вопрос. Какие ваши самые важные установки в работе с детьми?

– У нашего директора есть ряд принципиальных требований ко всем сотрудникам: личный профессионализм, умение работать с детьми, честность человеческих отношений внутри коллектива взрослых сотрудников, т.к. дети все это видят и копируют нас… А еще он всегда говорит, чтобы мы даже не пытались воспитывать детей, т.к. воспитывают родители, а наша задача – создавать условия для самовоспитания и самостоятельного становления ребенка, следить за безопасностью этого процесса для него и окружающих (улыбается).

– Спасибо за беседу. Успехов вам и вашим программам!

www.greenteam.by

Рубрики: В Беларуси Детский Отдых


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах