<p>Работа пунктов таможенного оформления объективно является наиболее напряженной в так называемый теплый период года, примерно с мая по октябрь, когда к шопникам, деловым людям, и тем, кто имеет родственников в прилегающих к Беларуси странах, присоединяется огромная армия туристов, отправляющихся смотреть заграницу посредством автотранспорта.</p>

Именно в этот авральный период на многих белорусских таможенных пунктах пропуска можно наблюдать многочасовые очереди. Однако в нынешнем сезоне, несмотря на то, что пассажиропоток, по сравнению с прошлым летом увеличился, очередей на таможне стало заметно меньше. Таможенники связывают это прежде всего с модернизацией некоторых наиболее значимых пунктов пропуска, в результате которой их пропускная способность возросла в несколько раз, а также с Указом Президента №259, который вступил в силу этим летом и кардинально изменил правила ввоза продуктовых и промышленных товаров на территорию нашей страны.

Итак, холодное начало лета 2004-го напрямую отразилось на потоке граждан, выезжающих за границу посредством автотранспорта. В июне, по данным таможенной статистики, из страны выехало 1066 тысяч человек. Далее, с потеплением наблюдалась динамика роста: в июле за границу отправилось 1300 тысяч человек, в августе - 1351 тысяча человек. Наибольшие пассажиропотоки традиционно наблюдались на таких пунктах пропуска, как "Варшавский мост" на белорусско-польской границе, "Каменный Лог" на белорусско-литовской границе и "Новая Гута" на участке белорусско-украинской границы. Впрочем, по данным Государственного таможенного комитета РБ, по сравнению с прошлым годом, с потоком пересекающих границу в двух направлениях в нынешнем году здесь справлялись гораздо оперативнее. Связано это в первую очередь с реконструкцией вышеперечисленных пунктов. После реконструкции здесь увеличилось количество автополос, улучшилось техническое оснащение, появилось много других усовершенствований. К примеру, на "Каменном Логу" в настоящее время проходит опытную эксплуатацию компьютерная программа, которая позволит таможенникам в случае необходимости оперативно пользоваться информацией пограничников и наоборот. Все эти нововведения, безусловно, позволяют выявлять нарушителей и оформлять добропорядочных граждан гораздо быстрее, чем прежде. Разумеется, трех модернизированных пунктов таможенного оформления для всей протяженности белорусской границы, увы, недостаточно. А совершить ее в массовом порядке невозможно - модернизация удовольствие не из дешевых. Своих средств для этого у нашей страны не хватает. Поэтому в данном вопросе приходится рассчитывать на финансовую поддержку извне. Основные средства на эти цели поступают из бюджета Союзного государства Беларуси и России, а также по программе TACIS. Благодаря этой финансовой поддержке в настоящее время в режиме реконструкции и технического переоснащения находятся еще два пропускных пункта: "Брузги" и "Берестовица" на участке белорусско-польской границы. На очереди стоит таможенный пункт пропуска "Новая Рудня" на белорусско-украинском участке границы.

По мнению работников таможни, незабываемым событием летнего периода, заметно повлиявшим на процедуру пропуска тех, кто пересекает границу нашей страны, стал Указ Президента №259. Он связан с новой редакцией положения "О порядке перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческой и производственной деятельности". Согласно новой редакции, отныне длинный перечень товаров: стройматериалы, бытовая и оргтехника, сантехника и т.д. - независимо от их стоимости, облагаются таможенными платежами при ввозе их на территорию нашей страны. Кроме того, согласно ему, любой человек, въезжающий на территорию Беларуси, может провезти с собой не более одного литра алкоголя и не более пяти килограммов продуктов питания. Впрочем, новый указ не запрещает провозить и больше продуктов, однако за каждый лишний грамм, превышающий установленную норму, придется уплатить немалую таможенную пошлину. Так, к примеру, за "лишний" литр алкоголя на границе необходимо заплатить 20 евро. Чем вызваны такие строгости? Оказывается, все эти меры связаны с тем, чтобы пресечь замаскированный ввоз товарных партий, предусмотренных исключительно для коммерческой деятельности, а не для личного потребления.

Надо ли говорить, как больно ударили эти нововведения по шопникам (по данным Государственного таможенного комитета РБ, их количество резко сократилось), а заодно и по самым обычным туристам? Сколько их, провозящих в качестве сувенира друзьям и родным фирменный напиток той страны, в которой побывали, "погорело" на таможенных пунктах пропуска… По словам работников таможни, многие из них говорят в свое оправдание, что ничего не знали о новых правилах. Наивные оправдания. Разве незнание кого-то когда-то спасало от взысканий? К слову, профилактическими эти взыскания никак не назовешь. На правонарушителя составляется протокол, изымается незаконно ввозимый товар, далее протокол передается в суд, а тот в свою очередь может покарать нарушителя штрафом до 300 минимальных зарплат с конфискацией товара или взысканием его стоимости. Трудно сказать, сколько возвращающихся из-за границы было наказано по этим причинам за последние месяцы. Таможенные службы не сортируют подобную статистику, они только констатируют, что за текущий период этого года физические лица чаще всего совершали следующие административно-таможенные правонарушения:

сокрытие товаров, подлежащих таможенным платежам, а также продуктов питания и алкоголя, провозимых сверх установленной нормы;

недостоверное декларирование провозимых товаров;

поддельные или недействительные документы на технические средства, чаще всего автотранспорт, занижающие их стоимость;

сокрытие реальной суммы провозимой валюты (чаще всего такое правонарушение совершают те, кто уезжает из страны за рубеж на ПМЖ).

На каких участках границы чаще всего совершаются перечисленные правонарушения, даже трудно сказать, можно только догадываться. К сожалению, у нас имеется немало незащищенных участков границы, например, с Украиной, охраняемых только пограничными отрядами, возможности которых по объективным причинам ограничены. Поэтому случается так, что более дешевый украинский товар перетягивается на территорию нашей страны лесными тропами. На пропускных таможенных пунктах после вступления в силу указа, как уже говорилось, шоп-туристов стало заметно меньше. Однако совсем избежать очередей это обстоятельство все же не помогло. Дело в том, что отныне, по понятным причинам, досмотр багажа граждан стал занимать больше времени. И, если правонарушитель выявлен, далее следует процедура задержания незаконно провозимого товара и составления протокола на самого виновника. Таким образом, транспортное средство, на котором передвигался попавшийся нарушитель, будь то туристический автобус или легковая машина, простаивает на границе более продолжительное время.

Но, похоже, никакие нововведения не способны напугать наших граждан и отбить у них охоту к зарубежным вояжам. Каждое новое лето все большее количество граждан с той или иной целью отправляется в зарубежные поездки. По данным таможенной статистики, этим летом за рубеж через автодорожные таможенные пункты пропуска за границу выехало на 256 тысяч человек больше, чем прошлым.

Выпуск № 42, 2004 год