ОПРОС

другие опросы

Задумались ли вы уже о летнем отдыхе?

  • Да, с нетерпением жду акций раннего бронирования

  • Нет. Как всегда, буду бронировать тур в последний момент

  • Не думаю, что в этом году хватит средств на поездку за границу на море

  • Уже начал откладывать деньги на отпуск

  • Как всегда, собираюсь подобрать тур на весенней выставке

  • Буду бронировать отдых самостоятельно, без помощи турагентства

Результаты
Loading ...

«Этническая самобытность Полесья утрачена почти на 90%»

04.05.2010Татьяна Хвагина, Председатель Пинского отделения БАЭиГП

На прошлой неделе белорусский президент заявил о том, что в будущей пятилетке Полесье получит абсолютно новый облик и станет жемчужиной страны. Существенное внимание планируется уделять развитию сельского хозяйства, восстановлению мелиоративных систем, вопросам экономики и другим немаловажным проблемам, однако туризм на Полесье почему-то не попадает в поле зрения властей. Татьяна Хвагина рассуждает о путях развития туризма в Белорусском Полесье и предупреждает об опасности потерять аутентичной облик края.

«Сегодня ведется немало разговоров о возрождении Полесья и при этом внимание властей направлено в основном на сельское хозяйство, мелиорацию, агрогородки – и, увы, ни слова не говорится о туризме. Не так давно вместе с туристами я вновь побывала в знаменитых Кудричах – единственной в своем роде архаичной островной деревне, затерявшейся среди полесских болот и разливов Ясельды. Ее нередко называют музеем под открытым небом. О Кудричах, где живут «люди на болоте», без устали пишут журналисты, им посвящают телепередачи и фильмы, их спешат запечатлеть известные фотохудожники и любители. О Кудричах знают в Голландии, Швеции, Польше, их жаждут увидеть белорусские и зарубежные туристы, посещающие Пинщину.

Картина, которую мы наблюдали в этот раз, оказалась весьма плачевной. Разлив не позволял подойти близко, но на его великолепном фоне были четко видны провалившиеся тростниковые крыши на заброшенных усадьбах, а также новенькие шиферные – на тех домах, за обустройство которых уже взялись городские наследники, превращая их в дачи. Стало ясно: Кудричи, которые еще недавно славились самобытной архитектурой и сохранившимся традиционным бытом, безвозвратно исчезают, так и не дождавшись понимания своей историко-культурной значимости и не получив охранного статуса.

Не перечесть всех визитов, наносившихся в Кудричи, и прожектов, сулящих им большие перспективы, как ключевому для Пинщины туристическому объекту. Но за тот десяток лет, когда заговорили о Кудричах, так и не предпринято никаких конкретных действий. Население вымирает, аутентичные постройки разрушаются, на смену им приходят новоделы. Единственным результатом этих разговоров стал периодический всплеск интереса со стороны туристов и СМИ. Однако так ничего и не сделано для самих людей, сохраняющих на этом островке аутентичный быт и культуру Полесья. А ведь им нужна неотложная материальная поддержка. Пожалев сейчас рубли на сохранение уникального наследия, мы впоследствии будем вкладывать миллионы в искусственное его воссоздание: этническая самобытность Полесья утрачена почти на 90%, и если ситуация не изменятся, ее окончательное исчезновение – дело нескольких лет. Суть в том, что подделка под аутентику никому не нужна: иностранные гости очень чутко отличают истинный национальный колорит от лубочных имитаций, да и белорусам интересны свои подлинные корни, история и культура, а не бутафорские декорации.

Кудричами можно было бы пренебречь, если бы такие деревни встречались на каждом шагу, но после мелиорации они остались единственным напоминанием о былом облике Полесья. Тысячи подделок под старину не идут ни в какое сравнение с ними. Понятно, что местным органам власти непосильно остановить «умирание» Кудрич. Но скажите, в какие двери стучаться, чтобы добиться для  них охранного статуса, где искать средства для консервации аутентичных построек и материальной поддержки весьма немолодого населения Кудрич?!»

 

От редакции: фоторепортаж Сергея Плыткевича "Как исчезает Полесская Венеция", в котором использованы снимки деревни Кудричи разных лет, можно посмотреть здесь


Комментарии:

Малец04.05.2010

Приглашаю на экскурсию в Лельчицкие Кудричи, деревню Калинино.
http://vosem500.livejournal.com/2449.html
Цитировать Ответить

Anonymous05.05.2010

Скажите, а нельзя ли фоток каких-нибудь добавить? Наверное, многие, как и я, никогда об этих Кудричах не слышали. Что там за экзотика, что за крыши, из-за которых сыр-бор - непонятно
Цитировать Ответить

Юлия, редактор портала05.05.2010

Уважаемый Anonymous, совершенно с вами согласна. Читаешь Татьяну Хвагину и сразу хочется эти самые Кудричи увидеть. Мы тоже подумали об этом, и в настоящий момент директор издательства "Рифтур" и известный фотограф Сергей Плыткевич готовит фоторепортаж о Кудричах, в котором можно будет увидеть, как менялась деревня на протяжении последних пяти лет. Пожалуйста, загляните на наш сайт через несколько часов - мы постараемся разместить фотографии как можно быстрее.
Цитировать Ответить

Александр05.05.2010

Ездили в Кудричи с Дубровским, действительно Полесье просто великолепно, и очень жалко его терять, И Ещё страшнее когда мы сами уничтожаем своё материальное и природное наследие, заменяя его колхозом .
Остаётся только поблагодарить пинских краеведов за неравнодушное отношение к Полесью.
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»05.05.2010

А мы тоже 10 апреля были с Дубровским в Кудричах. Свой вариант решения проблемы я выссказал в фоторепортаже. По-моему, объявить деревню Кудричи памятником материальной культуры абсолютно реально. Почему Евгений Будинас на совершенно пустом месте создал Дудутки, которые стали чуть ли не самым популярным местом у зарубежных туристов, а Кудричи нельзя сохранить?
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»05.05.2010

А мы тоже 10 апреля были с Дубровским в Кудричах. Свой вариант решения проблемы я выссказал в фоторепортаже. По-моему, объявить деревню Кудричи памятником материальной культуры абсолютно реально. Почему Евгений Будинас на совершенно пустом месте создал Дудутки, которые стали чуть ли не самым популярным местом у зарубежных туристов, а Кудричи нельзя сохранить?
Цитировать Ответить

Горожанин06.05.2010

Жесть! Неужели люди так живут сейчас? И чем вам неугодили шиферные крыши? Под ними хоть от дождя можно спастись, нето что под этими тростниковыми! Про людей вы хоть думаете?
Цитировать Ответить

Герда06.05.2010

Кстати, в высказывании Горожанина есть доля здравого смысла. Кудричи чудесны, что скрывать, но жить в хате с земляным полом я бы лично отказалась сразу же. Тем более, эта деревня - это прям пристанище для убежденных отшельников какое-то, транспорта нет, из магазина - автолавка ходит (?). Так жить в 21 веке сложно. С другой стороны, ведь из Кудрич можно сделать туристический объект - место работы, а не жизни. Конечно, какая-то доля истинно белорусского быта потеряется, появится некоторая искусственность, но зато Кудричи будут сохранены. Многие страны специально скансены создают, а тут вот пожалуйста - все готово. Сейчас собираются активно реставрировать замки - может, министерству культуры и о Кудричах стоит напомнить?
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»06.05.2010

Горожанину:
Про людей мы как раз и думаем, и говорим, что необходимо включить их в штат музея, платить им денежку за сохранение того образа жизни, который был на Полесье. Чтобы произнести слово "жесть", чтобы оценить тот путь, который прошли наши предки, надо знать те отправные точки, откуда мы пошли. Кудричи -- одна из таких точек. Там осталось жить человек пятнадцать. Решить их бытовые проблемы можно элементарно. А для истории Полесья эта деревня имеет огромнейшее значение. Ее даже можно использовать для пропаганды осушения болот, как это ни кощунственно звучит. Так жили полешуки. Это факт. Что-то подобное будут воссоздавать наши потомки, чтобы показывать своим детям. Так может быть лучше сохранить одну деревню, чтобы потом не строить новодел?
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»06.05.2010

Герде:
Вы не поверите, но в тысячах беларусских деревень, таких как Кудричи, нет магазинов, к ним плохо ходит транспорт, в них остались только бабки и мужики-пьяницы. Но все те деревни давно потеряли аутентичность. А Кудричи -- чуть ли не единственный эталон, по которому можно судить о жизни полешуков в предыдущие века.
Цитировать Ответить

Тоня, Путешественник (Турист)06.05.2010

Я вот думаю, совсем недавно вышел какое-то очередное высочайшее повеление главы государства о том, что можно чуть ли не бесплатно или даже действительно бесплатно брать во владение пустующие дома в сельской местности. Наверняка такие дома есть в Кудричах. Почему бы энтузиастам не взять хотя бы один такой дом, не восстановить его и показать таким образом пример другим? Много раз лично слышала от владельцев агроусадеб, что глядя на аккуратные усадьбы, видя интерес туристов, соседи, а иногда среди них попадались и совсем уж социально неблагополучные, красили свои заборы, сажали цветы у себя в палисаднике, вспоминали забытое умение плести корзины или играть на баяне. Т.е. личный пример действительно работает! Почему мы всегда уверены, что государство что-то должно? Неужели до сих пор кто-то верит, что белорусский чиновник снимет со своего валютного счета тысячу-другую и отдаст на восстановление уникальных Кудричей? Да они скорее поедут обозревать точно такую же этническую деревню, но только где-нибудь на Мальдивах. Пора оставить эту совковую привычку "давайте напомним министерству культуры". Давайте лучше сами, а?
Цитировать Ответить

Георгий, Посетитель06.05.2010

В Египте туристы посещают остров Элефантин с нубийскими деревнями. Хороший пример для Кудрич.
Цитировать Ответить

Герда06.05.2010

Сергею Плыткевичу:
Да мне не сложно поверить - я это даже наверняка знаю. Насчет аутентичности других умирающих деревень спорить не буду, хотя подозреваю, что во многих из них и там найдутся очень старые постройки. Но кого в Беларуси интересует деревенская архитектура XIX века? Для местных властей и жителей это просто развалины, которые либо разберут, либо оставят на совесть природы. И что толку использовать Кудричи для пропаганды осушения болот, если даже госпожа Хвагина написала - после мелиорации Кудричи остались единственным напоминанием о былом облике Полесья. Просто даже не представляю, как это можно сделать? И что там насчет осушения - неужели думают убрать из Полесской Венеции воду?
Цитировать Ответить

Герда06.05.2010

Тоне:
Совковая привычка не совковая, а власти в Беларуси тоже не чисто эстетическую роль должны выполнять. Тут же речь шла о создании музея и получении охранного статуса. А тут энтузиасты бессильны. Что касается денег с валютного счета - конечно, чиновник со своего не снимет. Но есть же понятие бюджета, в конце концов, - снимут с нас, налогоплательщиков. Речь-то о том и шла, что на замки деньги нашли, а ведь тем гораздо больше нужно! Потому-то и напомнить о Кудричах нужно.

Просто, если честно, мне как-то слабо верится, что энтузиасты сейчас возьмут и найдутся. Кудричи - место для отшельников. Возможно, они подошли бы для творческих людей - художников, писателей. А остальным тоже как-то работать надо, причем на работу приходить. Пока нет нормального турпотока в Кудричи, заработать там нельзя. А турпоток будет только, если их немного облагородить.

Я не против "давайте лучше сами", но тогда нужно минимум информационную кампанию организовать и сбор средств. Только кто за это возьмется? Я, к сожалению, валютным счетом не распологаю, но сколько могла бы - пожертвовала.
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»06.05.2010

Как раз Кудричи -- идеальное место для развития этнографического туризма.
Во-первых, от столицы Полесья -- Пинска -- 16 км.
Во-вторых, к самой деревне проложена дамба-дорога. Каким бы ни был разлив на Припяти и Ясельде -- проезд будет всегда.
В-третьих, Кудричи остались такими только потому, что они находятся на самом берегу Ясельды, там где она почти впадает в Припять. Там просто невозможно построить дамбу, так как она должна идти по сараям и огородам.
В-четвертых, за эти годы уже образовался достаточно серьезный поток туристов, которые едут и едут в эти места.
В-пятых, в трех километрах от Кудрич находится шлюз на Припяти, где могут останавливаться любые туристические кораблики. В итоге возможно совмещение водного туризма и этнографического.
В-шестых, в соседней деревне с Кудричами планируется построить туристический комплекс, который будет работать круглогодично. Соответственно, отдыхающим надо будет что-то показывать.
В-седьмых, группой энтузиастов фиксируется жизнь в Кудричах на протяжении двух последних десятилетий, в Кудричах и в соседних деревнях сохранилось множество предметов быта и культуры полешуков. Т.е. сделать настоящий музей в одной из кудричских хат элементарно. А это уже настоящее погружение в этнографию и быт.
И т.д., и т.д.
Было бы желание. Но... никакие инициативы местные здесь не пройдут, пока не буден решен вопрос с охранным статусом деревни. Этот вопрос может решить только государство.
Цитировать Ответить

маша фёдорова06.05.2010

Герде и Тоне:
по поводу турпотока у Татьяны Хвагиной есть слова о том, что
"О Кудричах, где живут «люди на болоте», без устали пишут журналисты, им посвящают телепередачи и фильмы, их спешат запечатлеть известные фотохудожники и любители. О Кудричах знают в Голландии, Швеции, Польше, их жаждут увидеть белорусские и зарубежные туристы, посещающие Пинщину".
Выходит, туристы туда все же едут, и достаточно активно. Проблема в том, что это не приносит выгоды местным жителям: ведь тратить деньги в Кудричах туристу попросту негде. И тут, я согласна, нужно хотя бы минимальное участие государства, статус музея и далее по тексту. Тоня, "давайте лучше сами" - это, безусловно, здравый подход, но вот, например, я не чувствую желания открывать агроусадьбу, ну не близка мне эта деятельность. Но ведь это вовсе не значит, что меня не беспокоит исчезновение аутентичных деревень на Полесье.
Цитировать Ответить

Anonymous06.05.2010

Видел такие деревни в Египте. Бедуинские шатры, еда готовится на открытом огне, вокруг бегают грязнлватые ребятишки... туристы фотографируют, едят шашлык якобы из верблюда, сидят на коврах и уезжают довольные. Как только они скрываются за горизонтом, шатры сворачивают, грузят в спрятанные джипы и весь аул уезжает в город, где у каждого бедуина - котедж со всеми удобствами, телевизором, компьютером и т.п. Я к чему: допустим, оставшимся старикам можно платить, чтобы они жили как живут, но когда их не станет - а это произойдет довольно скоро. хотя я им и желаю всяческого здоровья! кто будет жить в таких жутких условиях? Конечно, их дети все превратят в дачу и покроют шифером - я их понимаю. Так что, нанимать актеров?
Цитировать Ответить

Герда06.05.2010

Маше Федоровой:
Ну есть туристы. Вопрос только, сколько? Вот нет Татьяны Хвагиной - мне бы цифру - сколько там туристов в неделю, месяц, год. Вот Сергей Плыткевич пишет, что поток серьезный, но масшабы для умирающей полесской деревушки вообще понятие относительное. как по мне, так Кудричи нужно сделать объектом показа, музейной зоной (за исключением мест, где еще живут люди), туристов возить на турбазу, которая рядом строится (когда будет готова, потому что там комфортнее), а в самих Кудричах устроить корчму и магазин сувениров (только не китайских, бога ради!). Тогда и энтузиасты, может, подтянутся и за агроусадьбами дело не станет.
Цитировать Ответить

AnonymousНадежда02.06.2010

Руки прочь! Это божественное.Мы тоже так жили.А теперь стыдимся говорыты на свому языку.Кажуть нывже ты ны забула,бо ты уже тут ны живэш стульки год.Все говорят на коверканом русском.
Цитировать Ответить

Anonymous28.01.2011

оказывается о Кудричах знают не только в Беларуси
http://narubezhah.ru/2011/01/16/pervobytnyj-raj-v-centre-evropy/
Цитировать Ответить

Ваше имя:

Ваш комментарий:

Введите цифры, которые показаны на картинке:

Captcha Image

МНЕНИЕ

#

Александр БУРДЕЙКО

директор по туризму туристической компании «АэроБелСервис»

Тема:
«В Беларуси каждый туристический сезон – непредсказуемый!»

У нас все сезоны – непредсказуемые. Я еще не помню, чтобы когда-нибудь все было гладко. Каждый сезон что-нибудь приключается: то «катаклизм» с валютой, то где-нибудь происходит революция… Так что же – сидеть и ничего не делать? Наверное, можно и так – сидеть и выжидать, когда же наступят лучшие времена. Но это не наш подход.

...

ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕМЫ

Все мнения