Для обслуживания одного иностранного туриста сотрудник нашей компании  должен оформить документы объемом от 4 до 7 листов формата А4,  распечатать их, отсканировать, отправить клиенту по E-mail и молиться,  чтобы их по дороге не выбросил спам-фильтр провайдера.

Белорусское правительство активно декларирует намерение стимулировать экспортную деятельность, делая акцент на экспорте услуг. Именно экспорт услуг уже сейчас позволяет Беларуси в некоторой степени нивелировать размер отрицательного сальдо внешней торговли товарами: за последние шесть лет объем экспорта услуг вырос в 2,2 раза. Одной из составляющих экспорта услуг является и экспорт услуг туристических. Директор компании «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин рассуждает о том, что может сделать государство для развития въездного туризма.

«Если сравнить нас с ближайшими соседями – Польшей, Украиной, Литвой – въездной туризм в Беларуси отсутствует напрочь. Из более чем 1000 зарегистрированных в нашей стране турфирм не более 10 на постоянной основе, а не от случая к случаю, занимаются приемом. 10 компаний из 1000 – это 1 процент: такой показатель можно считать статистической погрешностью. Эти цифры сами по себе являются прямым доказательством того, что инкаминга в Беларуси нет.

Но даже тех иностранцев из дальнего зарубежья, в незначительном количестве приезжающих в нашу страну, нельзя назвать туристами в полном смысле этого слова: чаще всего мы имеем дело с бизнес-поездками и транзитом. Но ведь туризм – это прежде всего мотивация, желание посетить страну, увидеть ее достопримечательности, отдохнуть на ее курортах. Мотивированных потоков у нас практически нет, есть только естественные: иностранцы вынуждены ехать сюда по делам или проезжать через Беларусь транзитом.

Около 80 % въездного туризма сегодня  приходится на долю россиян, отдыхающих в белорусских санаториях и приезжающих на экскурсии. Однако эти потоки по ряду критериев можно отнести скорее к внутреннему туризму: у нас схожая культура, язык, границу можно назвать условной, отдых оплачивается  в российских рублях, которые имеют более низкий статус, чем доллары и евро. Ведь даже за нефть и газ мы расплачиваемся с Россией в долларах. А главное, с сожалением можно констатировать, что белорусские туроператоры все меньше участвуют в организации даже этих потоков, а это значит, что  довольно большая часть прибыли от продаж туров в Беларусь остается в России. Изменить эту тенденцию очень сложно, так как конкурировать с российскими компаниями на российском рынке бесполезно. Так где же мы можем конкурировать? Только на рынке въезда гостей из стран дальнего зарубежья: понятно, что российскому рынку не интересно вкладывать средства в раскрутку и продажу чужой страны.

Вслед за осознанием проблемы почти полного отсутствия въездного туризма государству следовало бы позаботиться о создании данной отрасли. Туристическая привлекательность любой страны определяется наличием определенных условий: безопасности, простоты въезда, существования туристических объектов и инфраструктуры, а также оптимального соотношения цены и качества. Если хотя бы один из этих пунктов не работает, говорить о развитии инкаминга бессмысленно. В Беларуси же отсутствует сразу несколько перечисленных факторов.

Понятно, что необходимо создавать инфраструктуру.  Как показывает мировой опыт, чем больше в городе отелей, тем большее число туристов посещает этот город, ведь каждая новая гостиница обрастает партнерами, «поставляющими» ей клиентов. Однако очевидно и то, что для создания инфраструктуры требуются ресурсы и время, а нам нужен положительный результат уже сегодня.

Прежде всего нужно сделать реальностью то, о чем мы говорим столько лет: упростить визовый режим.  Кроме того, необходимо устранить либо минимизировать действие факторов, способствующих необоснованному увеличению стоимости туристических услуг для иностранных гостей. Одним из таких факторов является документооборот в туризме.

В последние годы подавляющее количество документов и законодательных актов создавалось для регулирования сферы выездного туризма. Но, к сожалению, при их разработке  никто не задумывался, как они могут повлиять на въездной туризм. В нашей стране почему-то бытует мнение, что технология работы и бизнес-процессы отправляющей и принимающей стороны совершенно одинаковы и всем подойдут типовые методики, ваучеры, договора и так далее. До недавних пор у нас существовал ваучер с приложениями  – совершенно непонятное  изобретение, которое к тому же не отменяло необходимости оформлять массу других документов. Девять из десяти наших иностранных клиентов просто отказывались подписывать ваучер: он существовал только в русском и английском варианте, а, например, итальянцы или шведы нередко не владеют английским. Сейчас ваучер упразднили, однако вместо него ввели договор. Одним из главных направлений повышения эффективности любого бизнеса является увеличение производительности труда каждого работника. На сегодняшний день для обслуживания одного иностранного туриста сотрудник нашей компании должен оформить документы объемом от 4 до 7 листов формата А4, распечатать их, отсканировать, отправить клиенту по E-mail и молиться, чтобы их по дороге не выбросил спам-фильтр провайдера. После удачного получения документов клиентом работник компании должен объяснить, зачем туристу столько бумаг, а в них каких-то не совсем понятных слов, и убедить иностранца, что если он все подпишет,  затем отсканирует и вышлет обратно, он может считать, что жизнь удалась. Если же за время общения в планах клиента произошли какие-то изменения, весь процесс начинаеатся сначала. В среднем только на бумажную работу и подготовку отчетности каждый сотрудник компании тратит целую неделю рабочего времени в течение каждого месяца. Как вы думаете, можно ли назвать  эффективным такой бизнес? Сколько клиентов физически может обслужить сотрудник?

Большинство туристических услуг на международном рынке сегодня продается на основании договора публичной оферты при помощи такого мощного инструмента как интернет. К сожалению, белорусские туроператоры лишены этой возможности.

Продавать услуги через интернет, как это делается во всем мире, мы не можем, ведь турист должен подписать договор. Между тем один сайт туристической компании способен обслуживать сотни и тысячи клиентов в день.

Кстати, согласно известному указу о регулировании интернета, разместить наш сайт  на быстром и надежном зарубежном хостинге и в соответствующей доменной зоне – как говорится, поближе к клиенту – мы тоже не имеем права. Поэтому, когда у Белтелекома случается очередная проблема с внешним  интернет-каналом, то в Сети нет практически  всей Беларуси.

Огромную поддержку въездному туризму оказывает освобождение от НДС. Сегодня это почему-то трактуется как льгота, которая может быть временной, хотя освобождение от этого налога во всем мире является основным стимулом повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Полной неожиданностью для въездного туризма стала трактовка некоторых новых положений Закона о туризме. К сожалению, до сих пор нет внятного ответа на вопрос, является ли услуга по организации экскурсии для иностранного гостя туристической, либо ее необходимо оформлять как прочую с соответствующим налогообложением.  Наши клиенты изумляются, когда узнают, что цены на различные составляющие тура актуальны только при бронировании как минимум двух услуг, а при заказе одной услуги им надо заплатить за нее на 20% больше.

Я думаю, что большинство проблем, существенно усложняющих турфирмам жизнь, являются рукотворными. Но вот хватит ли нам рук для их решения?