ОПРОС

другие опросы

Сколько денег вы готовы потратить на отдых в этом году (на одного человека)?

  • От 100 до 300 евро
  • От 300 до 500 евро
  • От 500 до 1000 евро
  • От 1000 евро и больше
Результаты
Loading ...

«В Беларуси все хотят всё получить бесплатно! В том числе логотип страны…»

06.10.2011Владимир ЦЕСЛЕР ,

Наш разговор с Владимиром Цеслером начинается с обсуждения туристического логотипа Беларуси – василька с разноцветными лепестками, который сейчас красуется на всей полиграфической продукции, призванной продвигать Беларусь на мировой туристический рынок.

– Каким должен быть туристический логотип Беларуси, мы с вами не решим за время получасовой беседы. Это слишком сложная, большая тема. Мне сложно дать анализ этой работы. Любую работу надо еще как-то «довести»… Наверное, она не дает представления о Беларуси, точнее, это какой однобокий взгляд. Итак, василек… Когда-то Вознесенский написал стихотворение «Васильки Шагала» и в нем он сравнивал Беларусь с васильком:

 

Милый, вот что вы действительно любите!

С Витебска ими раним и любим.

Дикорастущие сорные тюбики

с дьявольски

      выдавленным

               голубым!


Их витражей голубые зазубрины –

с чисто готической тягою вверх.

Поле любимо, но небо возлюблено.

Небом единым жив человек.

 

Выйдешь ли вечером – будто захварываешь,

во поле углические зрачки.

Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,

все васильки, все васильки...

 

Так что василек на логотипе Беларуси вполне может быть…

– Богданович тоже называл его «цвятком радзiмы»…

– Ну конечно! Я вспоминаю из более позднего, последнего. У Богдановича тоже есть интересные штуки – вот вспомните «слуцкiя паясы». Я сам родом из Слуцка. «Ад родных нiў, ад роднай хаты»… И вдруг, Богдановичу так захотелось, он так увидел, что пояса ткали женщины. Но женщины никогда в жизни не участвовали в мануфактурах. Это была тяжелая мужская работа! Вы только представьте себе – «восстание лионских ткачих»! Так что «слуцкая ткачиха» – это поэтический образ. Это все художественные образы, не претендующие на достоверность, это все не точно. В принципе, я не против василька. Может быть, он невнятный, но, видимо, сейчас в Европе тенденция такая, такая мода – неряшливые такие штуки…

– Стилизация под детский рисунок?

– Да, под детский рисунок. Да, можно было сделать так. Но, мне кажется, Беларусь – это не только дети. Собственно, почему мы зацикливаемся на этой эмблеме? Как вам щиты, которые сейчас рекламируют Беларусь? Они вам как? Все бездарно, понимаете! Я на днях ехал из аэропорта, и мне эти щиты уже так примелькались, мне казалось, что я люблю Беларусь уже до такой степени, что нужно срочно что-то сделать! У меня был знакомый из Украины, он посмотрел-посмотрел на все это и спрашивает: «А что, у вас с этим проблемы?» С любовью к родине? Обычно такие вещи пишут, чтобы заставить людей любить родину, поскольку сейчас они ее не любят. Это же понятно…

Я не знаю, кто это делал. Но, понимаете, человека, который это делает, мало. Ведь есть же некие люди, которые эту работу принимают. Если работа несостоятельна и несостоятельны люди, которые ее принимали, то у меня создается ощущение, что от этого просто отмахнулись. А с другой стороны, я посмотрел на подобные европейские штуки – они, по сути, такие же и тоже ни о чем не говорят! Какие-то кляксы. Может быть, сейчас такая мода. Наверное, я чего-то не понимаю.

Главное вот что: почему мы должны следовать тем традициям, которые нам навязывают?! Почему боимся рискнуть, создав что-то принципиально новое? Нет, мы решаемся сделать свое только тогда, когда тема уже триста раз пережевана. Я подозреваю, что и Европа отнеслась к созданию своих эмблем, логотипов спустя рукава. Потому что когда мы говорим о стране, мы понимаем, что ее главными символами являются все-таки герб и флаг. У нас они создавались слишком быстро, чтобы быть выверенными, точными. То же самое касалось и прежнего герба – «погони». Ведь прежде чем приступить к разработке, надо поставить перед собой конкретные вопросы и получить четкие ответы. Изображений «погони» – великое множество! Мы должны решить, использовать ли нам «погоню» с этого документа или с этой монеты. У литовцев «погоня» пригнанная, вылизанная, очень четкая. Нам такая нужна или совсем другая – самая нечеткая, дряхлая, рассыпающаяся, полузаметная, как тень? И, уверяю вас, можно было создать настоящий шедевр! Ну и что с того, что никто никогда этого раньше не делал и по стилю это не подходит к другим символам! А у нас было бы, и такая эмблема была бы по-настоящему запоминающейся.

Вот странно: от Минска до Варшавы – 550 км, а до Москвы – 750 км, а мы все время смотрим в сторону Москвы. Надо иметь в себе смелость задавать вопросы. Прежде чем хвататься за создание логотипа, спросить: а нам это надо? Ведь никто этот вопрос не задает. Рассуждают: пускай у нас тоже будет эмблема, пусть тоже будет плохая…

И, кстати, кто даст гарантию, что тот, кто будет отбирать работы, выберет действительно лучшее? Жизнь не однажды подтверждала противоположное. Делаешь знак, разумеется, создаешь кучу вариантов, и наконец возникает то, что нужно: искристый, хороший, запоминающийся. Заказчик смотрит – и возникает пауза. Заказчик мнется и говорит: «Ну, у вас же есть что-то еще, другое?» – «Да зачем вам другое?!» И заказчик выбирает из твоих вариантов худший. Практически всегда.

И такой момент: создание логотипа отличается от изготовления какого-то сиюминутного объявления. Есть вещи, которые делаются надолго, навечно, может быть. Человек простой, глядя на идеальный логотип, не сможет понять его сразу. Логотип – немая штука, содержащая энергетику. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у заказчика, угождать ему. Если ты угождаешь, ты оказываешь ему медвежью услугу, не продвигаешь, а тормозишь развитие. А нужно подтолкнуть его, подтянуть к своему уровню, чтобы ему захотелось вырасти.

пежо

– Хорошая реклама заставляет думать. Я помню ваш с Войченко плакат «В ожидании Пежо»: море и два солнца, две солнечные дорожки на волнах. Пока не прочитаешь название работы – непонятно. А потом – полный восторг!

– Заказчик эту работу не принял! Знаете, что он сказал? «А где машина?»

– Нам не хватает креатива?

– Кому – нам?

– Есть художники, профессионалы, которые могут создать яркий образ, но заказчики к ним не обращаются?

– Значит, не обращаются.  Как правило, в нашей стране все хотят получить бесплатно. Бесплатно хороший художник ничего делать не будет. Чем лучше художник, тем он более занят. Соответственно цена его работы будет, естественно, дороже. У нас в стране любят устраивать конкурсы на разработку образов, логотипов. Когда я узнаю, что мои работы будут участвовать в конкурсе – сразу выбрасываю приглашения в мусорку. Ребята, если вам нужен нормальный логотип – вы его получите. Если вам нужна тусовка – извините, я в этом участвовать не собираюсь. Ну, а если бесплатно – то все получается на каком-то любительском уровне. Профессионалы, конечно, есть, и очень солидные. Но в последнее время они все чаще уезжают – кто в Россию, кто еще дальше. Что касается эмблемы – если она есть, значит, она всех устраивает, я так считаю. Что критиковать? Приняли – и приняли. А что, эмблема «Белавиа» лучше, что ли? Смотрите, государственный самолет летает за рубеж. Ну неужели никому не стыдно? Никому до этого нет дела? Это частный случай, маленькая крупица всего остального, что существует. Хоть бы кто-нибудь всмотрелся в борт «Белавиа» и спросил: что у вас на самолете, комар какой-то раздавленный… Мне  объяснили, что это реверсивный след самолета. Ну надо же! И почему, собственно, сама национальная авиакомпания должна называться «Белавиа»?! В Польше на борту самолета написано «LOT». Почему в Беларуси авиакомпания не может называться «Неман», к примеру? И внизу – «Belarusian Airlines». Чтобы у нее был какой-то образ. Этим никто не занимается, никому до этого просто нет никакого дела… У нас в Беларуси люди вошли в такую ситуацию, что просто отмахиваются. Доходит до того, что нет дела даже самим дизайнерам! Я спрашивал знакомого, каково его мнение о логотипе заправки работы известного дизайнера Алексея Шишко. «Тебе нравится?» – «Не знаю». – «Ну как не знаю! Смотри!» А он в ответ: «Может, так надо»…

Ну и здесь точно такая же ситуация: может, так и надо… И это проявляется во всем. Другое дело, что так, по большому счету, все-таки не надо.

– А как надо?

– Я же говорю, чтобы ответить на этот вопрос, надо целый год работать! Вы даете заказ, который я буду выполнять на протяжении года. Мне нужно завернуть все свои заказы и заняться только этим. И кстати, что будет, если такой образ страны все-таки будет создан? Ну, сделаем мы роскошный образ, привлечем людей, приедут туристы, и что? Конечно, в Беларуси есть что смотреть – по самому большому счету. Природа, памятники… Но есть исторически сложившаяся ситуация. Едем мы с приятелем по Слуцкому шоссе, он показывает заброшенный особняк: здесь до революции жил знаменитый врач-уролог, звезда мировой величины, к нему из Швейцарии приезжали лечиться. Я говорю: странно, почему ты об этом знаешь, а я нет? Почему в этой стране никто не знает, не помнит своих героев, знаменитостей? Мне кажется, что нужные образы, эмблемы появятся тогда, когда действительно возникнет необходимость в этом.

– На что опираться при создании образов: на историю, традицию или на что-то совсем другое?

– Да Бог с этим со всем, это все равно. Знаете, как появляются граффити? Вот новый красивый дом, здание – у людей не возникает желания пойти туда и покрасить стены… По разным причинам, конечно, в конце концов, такое здание может охраняться. Искусство граффити начинается, как плесень: когда оно появляется, считай, что этому району хана. Она его разъест полностью! Это своего рода протест против анти-эстетики, что ли. Все дело во внутренней эстетике, а начинать надо, наверное, с общей культуры. Сначала произойдет, должна произойти культурная революция.

Ситуация обязательно изменится, – когда появится здоровая конкуренция. Кризисы иногда подталкивают к позитивным изменениям. Сложные времена мобилизуют, люди внутренне собираются и что-то выдают. Так во время войны собралась расхлябанная советская промышленность. Так что кризис может нам помочь. Видимо, они не зря случаются, они призваны подтолкнуть нас, вывести из спячки. Так что рано или поздно все станет на свои места.  

Беседовала Людмила ДРИК


Комментарии:

Anonymous06.10.2011

слишком много слов про логотип. а ведь с цеслером можно и нужно разговаривать не только об этом
Цитировать Ответить

Anonymous06.10.2011

Цеслер умница, жаль что его никто не услышит!!!!
Цитировать Ответить

Margarita, Представитель турбизнеса06.10.2011

Говоря только о логотипе, автор сказал очень многое: в каждой отрасли должны работать профессионалы. Свобода творчества, здоровая конкуренция будет творить чудеса. Лого это не первая необходимость в стране сейчас. Я имею в виду, что туристам как раз важнее образ страны, который не нужно создавать с нуля. Он есть, нужно только заботливо достать старые снимки с чердака. Очень тонко сказано о том, как не нужно слепо копировать чужой опыт, то есть всё врема быть чьей-то копией - белорусская Швейцария, белорусскае "залатое кола". У нас есть своё, и не стоит по сигналу из Кремля всё унифицировать по подобию псевдо-русской культуры. Это неинтересно и нелепо.
Цитировать Ответить

Авиатор06.10.2011

потрясающее интервью. талант и в творчестве, и в мыслых - наверное, по-другому и не бывает. то же самое с логотипом - это символ, который отражает суть. если сырая, невнятная суть - заказывай, не заказывай... это можно делать только из страсти. а за работу профессионалов, конечно, платить.
Цитировать Ответить

Anonymous06.10.2011

Если говорить конкретно, то "в ожидании пежо" - неудачный образ. должно быть понятно всем и бить в точку, а тут понятно только после объяснения. то же смое и с логотипом. не надо усложнять, мы не в той позиции. с уважением простой дизайнер.
Цитировать Ответить

Непростой дизайнер06.10.2011

Что значит не надо усложнять? А вы хотите пять копеек вместо червонца, то есть вместо логотипа??? с чем я не согласен, так это с тем что белорусский логотип может себе позволить быть простым на этом этапе. Владимир, мы не Испания или Италия. Мы на данном временно этапе никто и зовут нас никак. надо ПРОЗВУЧАТЬ, надо заявиться, так чтобы заметили. должно быть что-то яркое, интересное, запоминающееся. мне кажется, это очевидно. но делать я бы лично не стал. не хочу мараться.
Цитировать Ответить

Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур»07.10.2011

Непростой дизайнер:Что значит не надо усложнять? А вы хотите пять копеек вместо червонца, то есть вместо логотипа??? с чем я не согласен, так это с тем что белорусский логотип может себе позволить быть простым на этом этапе. Владимир, мы не Испания или Италия. Мы на данном временно этапе никто и зовут нас никак. надо ПРОЗВУЧАТЬ, надо заявиться, так чтобы заметили. должно быть что-то яркое, интересное, запоминающееся. мне кажется, это очевидно. но делать я бы лично не стал. не хочу мараться.
Ну, и позиция: "Не хочу мараться..." В чем мы мараемся, издавая фотоальбомы и путеводители по Беларуси, создавая карты с достопримечательностями, продвигая интернет-сайты и т.д.? Легче всего, товарищ непростой дизайнер, вашей позицией заменить элементарное неумение работать и безразличие к судьбе собственного народа. Потому что земля, народ, страна и государство -- совершенно разные понятия. Страны и государства меняются, земля и народ остаются всегда. Если их, конечно, не уничтожают полностью.
Цитировать Ответить

Anonymous10.10.2011

Рифтур-молодцы, отличный образ Беларуси, схваченный временем
Цитировать Ответить

Галина Потаева, туркомпания Виаполь09.10.2011

На мой взгляд, эта статья уважаемого Владимира Цеслера - один из лучших туристских материалов на сайте. С глубоки интуитивным пониманием, что такое туризм и как его надо продвигать. Человек из другой сферы, но... "талантливый человек талантлив во всем". А роль дизайна и искусства в современном мире чрезвычайно велика. Трансформация брутальных промышленных объектов в музеи современного искусства и просто музеи (Тейт-моден, Эден-проджект...), малые (и не очень!) архитектурные формы на улицах городов (рыба в Барселоне, скамейки-фонари на улицах, коровы в Лондоне...), "переходные" зоны от искусства к улице (территории-лужайки возле музеев, тематические кафе, тематические же сувенирные магазины, да даже крыша над двориком музея, как у Фостера в Британском музее) - все это не стоит больших денег, но делает город доброжелательным к туристу. И, конечно, новое строительство. Оно ведь все равно идет - так почему бы не позволить построить что-то действительно остроумно-запоминающееся-выдающееся, которое станет новым туристским объектом в городе. Тем более в нашем городе. Шотландский парламент кому-то нравится, кому-то нет, но все покупают экскурсии туда, чтобы определить это самому... Если создать бизнес-план развития туризма в городе и в графу затрат заложить деньги на создание: а) дорогого нового объекта выдающегося архитектора в Минске (музея современного искусства), б) хорошего логотипа города/страны, ролика 10-секундного для Евроньюс и 30-секундного для всех остальных - то это все в течение 10-20-30 лет окупится, даже при современной изоляции Беларуси. Знаете, часто задумываюсь, как Антонио Гауди позволили строить на главной улице Барселоны его здания... Знаю, что деньги давали Гуэль и др, но Саграда Фамилия? Что думал себе мэр Барселоны, другие чиновники - и это в конце 19 - начале 20 века, в небогатой Испании. Нам надо больше доверять профессионалам - во всем. И 300 тыс долларов (кажется), которые запросила английская фирма за разаботку бренда Минска - это нормально, если мы хотим получить нормальный результат. В США в 2001 году я была в рекламной фирме, где нам показали рекламный 30-секундный ролик о Чикаго (реклама туризма для ТВ), стоимость ролика 250 тыс долларов. Кто-то из нас пошутил, что мы бы сняли ролик и за 250 долларов... А ролик - ни о чем, на первый взгляд, как 2 солнца над озером, но оставляет очень приятное впечатление и хорошо запоминается. В последующей дискуссии выяснили, что этот ролик - вершина айсберга, перед этим была разработана концепция, чем и для кого Чикаго (имеющий репутацию грязноватого промышленного центра, бандитизма 30-х и т.д.) может быть привлекателен для туристов. Разработали буклет "7 причин, почему Вы должны посетить Чикаго" - и все это заложили в ролик. И Чикаго теперь имеет большие потоки туристов... Но чтобы сделать это, надо было провести действительно серьезные исследования профессионалов, найти изюминки. А в здании первой электростанции в Минске можно было сделать музей современного искусства, с выходом "на улицу"... Спасибо, уважаемый Владимир, за статью. Пишите еще...
Цитировать Ответить

Бульба-тур10.10.2011

Уважаемая Галина! Мэр Минска на порог не пустит никакого Антонио Гауди. кстати, всем "антониам гауди" рекоменду не высовываться -- отстреляют.
Цитировать Ответить

Ваше имя:

Ваш комментарий:

Введите цифры, которые показаны на картинке:

Captcha Image

Online-бронирование авиабилетов

МНЕНИЕ

#

Валерий ВЕДРЕНКО

фотохудожник

Тема:
«Гауди – прививка от звездной болезни»

Я не знаю, зачем люди ездят в Европу. Во всяком случае, из разговоров со своими знакомыми я понял, что белорусы много ездят в Европу, много путешествуют. А где же результаты? Если нет никаких результатов, то, может, не за тем ездят? Во всяком случае, мне кажется, что человек, который занимается искусством, пока не увидел Гауди, будет неадекватно оценивать свои возможности. Потому что, только увидев Гауди, ты сразу осознаешь, что ты в этом мире значишь и чего стоишь!

...

ПРЕДЫДУЩИЕ ТЕМЫ

Все мнения

ЭКСПЕРТИЗА

#

Тема:
Покупка авиабилета онлайн или оффлайн?

Что лучше для потребителя – приобретать билет в интернете или в агентстве? Какие услуги в сфере авиапутешествий недоступны онлайн? На эти и другие вопросы отвечает эксперт TIO.BY Татьяна Белоусова, глава представительства Национальной латвийской авиакомпании airBaltic в Беларуси

...