«Все члены профсоюза будут осуществлять туристические поездки только через «Беларустурист»»

04.03.2015

 - Мнения

Автор: Людмила Сеньковская


«Все члены профсоюза будут осуществлять туристические поездки только через «Беларустурист»»

Не так давно в ТЭУП «Беларустурист» произошли кадровые изменения, и генеральным директором предприятия стала Людмила Владимировна Сеньковская.

Эта энергичная женщина – фигура в отечественном туризме достаточно известная: пятнадцать лет назад она стала директором турбазы «Орша», которая досталась ей в запущенном состоянии. Совсем недавно мне пришлось побывать на этом комплексе и поразиться произошедшим там переменам. Несомненная заслуга в этом принадлежит Людмиле Сеньковской. Затем произошел карьерный рост, и она возглавила одно из региональных подразделений «Беларустуриста» - «Витебсктурист». И это предприятие за довольно короткий срок также изменилось к лучшему. А в настоящее время Людмила Владимировна осваивает новую должность. В связи с этим мы задали ей несколько вопросов.

- Людмила Владимировна, нам стало известно, что занять это кресло вы решились не сразу. Были какие-то сомнения? И какого рода?

- Только человек безответственный может сразу сказать «да»! А человек, который думает, а я себя отношу к людям думающим, должен оценить уровень ответственности, а она в данном случае очень велика. Поэтому появились вопросы: «А смогу ли? А сумею? И – хватит ли сил? Оправдаю ли? Сделаю ли лучше, чем было?» Да и сейчас я волнуюсь и переживаю за каждое мероприятие. А самое главное – жалею о том, что был очень длительный перерыв в активной деятельности предприятия, и его подзабыли.

- И все-таки, какой был решающий аргумент, который отмел все сомнения и поставил окончательную точку?

- Это сложный вопрос. Наверное, все-таки это преданность. Преданность делу и преданность «Беларустуристу». Председатель ФПБ Михаил Орда сказал, что «нужно выполнить историческую миссию возрождения профсоюзного туризма». Получилось, что выполнять ее придется именно мне.

- Когда стал формироваться туристический рынок и появилось множество туристических компаний «Беларустурист», несмотря на его мощную материальную базу, шаг за шагом стал утрачивать свое значение, перестал быть одним из трех монополистов в сфере туризма. Год за годом эта тенденции все больше проявлялась. Известно, что разрушать всегда проще, чем восстанавливать. Поэтому задача перед вами стоит не из легких. С чего думаете начать или уже начали?

- Мне кажется, что сегодня главная задача – поменять взгляды тех сотрудников, которые сегодня работают в системе «Беларустуриста». Более того – поменять их мировоззрение. Дело в том, что на протяжении многих лет во главу угла ставили показатели. И забыли, что «Беларустурист» всегда был туристическим предприятием. А гостиницы, рестораны, оздоровительные комплексы – это всего лишь средства, служащие туризму. Они для этого строились и оборудовались! А у нас в последнее время бюро путешествий и экскурсий стали служить приложением к материальной базе. Туризм стал допуслугой, а не наоборот. Никто туризмом толком за все эти годы не занимался. А мы начнем с того, что перестроим эту структуру, сделаем туризм первичным, а все остальное – вторичным. И, разумеется, произведем переворот в сознании руководителей. Я тоже была главой подразделения  - мы были просто хозяйственниками, директорами гостиниц, а не туристско-экскурсионного предприятия. Да у нас даже в названии слова «гостиница» не было! А на деле? Если у меня получится переломить ситуацию и все поймут, что сначала – туризм – я буду считать, что я выполнила свою функцию и предназначение.

- «Беларустурист» когда-то был  во главе профсоюзного туризма. Этот статус останется?

 - Очень важно и очень ценно, что новый председатель ФПБ тоже так думает.  Он уделяет туризму огромное внимание. Просто душа радуется. Помню совещания у Федора Соляника и как он говорил: «Вот, если бы федерация профсоюзов сказала, что нужно обслуживать членов профсоюзов через подразделения «Беларустурист», то тогда…» Это был предел мечтаний. И сегодня – наконец-то, ФПБ приняла решение, подготовила соответствующие документы, обязала все БРК принять аналогичные решения – и все члены профсоюза будут осуществлять туристические поездки только через «Беларустурист». Презентация наших возможностей уже состоялась, теперь в Минск снова приезжают представители профсоюзных организаций с мест, и я перед ними выступлю с лекцией, расскажу, как практически нашу совместную работу строить. И если мы всем миром возьмемся – то толк будет.

- В новых условиях необходимо создание новой маркетинговой стратегии…

- Конечно, мы думаем, что сделать сегодня, чтобы развивать туризм. Все привыкли к тому туристическому продукту, который существует. Но в нынешних условиях хочется чего-то совершенно нового. Нужно куда-то двигаться. Возможно, вглубь веков… Искать новые объекты. Открыть Беларусь в новом облике. Для этого сейчас объявляем конкурс среди своих подразделений на самый новый маршрут. Не просто на лучший, а на совершенно новый. У нас 137 районов, и каждый будет думать над таким маршрутом. Стимул  и мотивация очень серьезные – наш председатель Михаил Орда пообещал победителям или победителю легковой автомобиль.

- Людмила Владимировна, вы уже познакомились с подразделениями в регионах. Который из них внушает наибольший оптимизм в смысле развития туризма?

- Мне кажется, что все они имеют большой потенциал, поэтому мне сложно сказать, который проявит себя в большей степени. Поживем – увидим!

- На днях вы вернулись из Литвы, где работники подразделений «Беларустуриста» принимали участие в семинаре. Такая форма обучения будет практиковаться и впредь? Что полезного для себя получили участники поездки?

- Мы задумали этот выездной семинар для работников наших восьми гостиниц, чтобы специалисты могли посмотреть тот потенциал, который есть в Литве, познакомиться со стандартами обслуживания в отелях, встретиться  с туроператорами этой страны, показать свое предприятие и его возможности, обменяться информацией и мнениями. Состоялась встреча с представителями гостиничной ассоциации, Департамента по туризму и Национального агентства. Возможность подобной учебы была воспринята с энтузиазмом, потому что,  по отзывам участников семинара, их давно никто не собирал, и они «варились в собственном соку». Подобная форма обучения для работников всех подразделений будет практиковаться и дальше. Учить будем все категории. Планируется и повышение квалификации при МИТСО.

- В последнее время «Беларустурист» активно выезжает на различные выставки и ярмарки…

- Да, это тоже часть маркетинговой стратегии. Мы уже побывали в Турции, Израиле, сейчас собираемся в Москву. Будем соэкспонентами на национальном стенде на выставке «Интурмаркет». Если представится такая возможность, с удовольствием поучаствуем в презентации Беларуси на выставке в Берлине. К выставкам готовим большой каталог с перечнем наших возможностей, а областные подразделения готовят свою рекламную продукцию.

- «Фишкой» «Беларустуриста» всегда был внутренний туризм и недорогой отдых на Черном море. Какие предложения получат клиенты в нынешнем сезоне?

- Этим летом мы поставим автобусную цепочку в Краснодарский край. Это будет во всех смыслах бюджетный отдых. Сразу отмечу, что это – не Сочи. Выбор у клиентов будет, но пятизвездочных отелей предлагать не планируем. Предварительно скажу, что цепочка стартует ориентировочно в конце мая.

- В свое время предприятие гордилось своей материальной базой. В каком она сегодня состоянии?

- ТЭУП «Беларустурист» на сегодняшний день владеет восемью гостиницами (гостиница «Нарочь» теперь перепрофилирована в санаторий). Все туристско-оздоровительные комплексы также в наличии, кроме турбазы «Сож». Существует и автопредприятие. Все гостиницы реновированы и сертифицированы на 3*, кроме «Горизонта» в Барановичах. Завершается реновация ТОК «Неман». Разумеется, процесс совершенствования бесконечен, и работа над улучшением номерного фонда и качеством сервиса будет идти постоянно.

- В следующем году  ТЭУП «Беларустурист» «стукнет» 65 лет. Это серьезная дата. Не хотите ли к этому юбилею издать книгу о предприятии?

- Почему бы и нет? Это отличная идея. Нужно подумать о концепции, и не откладывать в «долгий ящик». Устроим вообще «год праздника». Собираемся возродить и такую традицию, как туристический слет.

- Людмила Владимировна, Витебск и Минск все-таки отличаются во всех отношениях, в том числе и по масштабам. Тяжело ли было перестраиваться?

- Я бы не сказала, что было сложно. Дело в том, что и Витебск, и Минск для меня замкнуты на определенном пространстве, и это пространство – кабинет. Если учесть, что этот кабинет мне тоже знаком, он не чужой, ощущения дискомфорта не было и нет. Раньше я здесь сидела по одну сторону стола, теперь по другую – разницы особой не вижу. Что касается города, то я его еще не видела, он для меня вечерний, или утренний, так что чувства, что я интегрировалась в Минск полностью, пока нет.

- Ваша политика на этой должности будет агрессивной? Добиться успеха во что бы то ни стало?

- Думаю, да!

- Сегодня на туристическом рынке большая конкуренция, да и время достаточно сложное. Вы верите, что все получится?

- Я думаю, что такого быть не может, чтобы ВСЕ не получилось! Просто на что-то нужно потратить больше времени, на что-то меньше. В цирке медведи ездят на велосипедах, что им совсем не свойственно. Сколько времени пришлось потратить, чтобы их научить – дело другое. Так и здесь. Какой-то шаг вперед мы должны сделать к концу нынешнего года. Конечно, будет нелегко, но иначе не получится.

- Спасибо за беседу и удачи!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

От редакции.

По просьбам наших читателей мы вернули на главную страницу  портала это интервью с главой "Беларустуриста". В комментариях профессионалы турбизнеса подчеркнули, что хотят продолжить обсуждение инициативы, поднятой госпожой Сеньковской. Заметим, что инициатива эта - экскурсионные поздки членов профсоюза только через компанию "Беларустурист" - уже высказывалась в  один из предыдущих этапов развития "Беларустуриста". По нашему мнению, тема может и должна дискутироваться. Но, конечно, в корректных высказываниях и конструктивном ключе. У каждой стороны любой горячей темы в турбизнесе всегда есть свои аргументы. Предлагаем обмениваться ими корректно!

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

26.02.2015 10:34
я
ответить

Ну-ну, вперед, совок!

Аватар

27.02.2015 22:47
небезразличный
ответить

 «…теперь в Минск снова приезжают представители профсоюзных организаций с мест, я перед ними выступлю с лекцией, расскажу, как практически нашу совместную работу строить. И если мы всем миром возьмемся – то толк будет.»   Людмила Владимировна, а Вам не  кажется,  что работу с потребителями туристских услуг  (туристами и организациями) нужно строить по законам рынка  (знаете про такой?), а  не выкручивать руки тем, кто от вас зависит? Так работают все Ваши коллеги по туристскому бизнесу.

Аватар

28.02.2015 14:49
Олег
ответить

а где же право выбора? просто теперь "Беларустурист" административно-командным способом заберёт клиентов у других турфирм. Поэтому понятна фраза: ..."- Я думаю, что такого быть не может, чтобы ВСЕ не получилось!... "

 

Аватар

28.02.2015 15:14
Гость
ответить

Агрессия и туризм? Печально.

Аватар

28.02.2015 16:41
турист
ответить

Прям монополия на организацию экскурсий для представителей тех организаций и предприятий, где есть профсоюзы. Вообще-то профсоюзы должны стоять на страже интересов рабоников, а не ущемлять их очередными ограничениями. Печалька

Аватар

01.03.2015 21:16
Виаполь
ответить

«…И сегодня – наконец-то, ФПБ приняла решение, подготовила соответствующие документы, обязала все БРК принять аналогичные решения – и все члены профсоюза будут осуществлять туристические поездки только через «Беларустурист»….» - По данному тезису хотелось бы сказать, что для ФПБ (Федерации профсоюзов Беларуси) будто бы время остановилось, и они остались в прошлом веке, в 70-х годах. Тогда и у членов профсоюзов и у тех, кто не состоял в этой организации, просто не было выбора, альтернативы совершать экскурсии и туристские поездки с кем-то, кроме «Беларустуриста». Для иностранных туристов был «Интурист», молодежным туризмом занимался «Спутник», ну, а все остальные были в ведении профсоюзов. Но, господа-товарищи, на дворе 21 век и в туризме уже около четверти века нет прежних  монополистов, как в советское время. Люди теперь сами, руководствуясь своими собственными мотивами (качество турпродукта, цена  и прочие), а не принадлежностью  к какой бы то ни было общественной организации (будь то профсоюзы или общество рыболовов и охотников и т.п.) выбирают, через какую турфирму они свои потребности в туризме реализуют. Поэтому Ваши «обязаловки» вроде «…все члены профсоюза  в туристические поездки только через «Беларустурист»» выглядят мягко говоря, НАИВНО, если не сказать по-другому. Нужно жить и работать по законам рынка и добиться своим трудом, чтобы Вас выбрали и к вам пошли туристы, а не заставлять насильно их это делать.

Такими методами (приказом ездить на экскурсии членам профсоюза только с Вами) Вы не профсоюзный туризм возродите, а возродите фирму "Беларустурист". Профсоюзный туризм возрожден и существует - тысячи экскурсий по Беларуси для профкомов проводят разные туристские фирмы, в том числе и мы - Виаполь. Разработаны новые маршруты, вовлечены в этот процесс молодые талантливые экскурсоводы, придуманы новые анимации, найдены интересные рестораны для обедов и т.д. и т.п. - десятки тысяч человек благодаря таким экскурсиям по новому открывают для себя Беларусь с разными турфирмами. И люди (профкомы) имеют возможность выбора – с кем ехать (с какой турфирмой): у кого дешевле, у кого интереснее маршруты, у кого экскурсоводы больше нравятся.

И еще - агрессию надо оставить позади, простите. Ее хватает по телевизору. Такое замечательное дело как поездки людей в свое свободное время по своей родной стране агрессией можно только убить. Ну нельзя по приказу заставить любить себя - ни в семье, ни в жизни, ни в туризме...

Надо дружить!

С уважением – Тамара Федорцова, Галина Потаева

Аватар

03.03.2015 21:24
Анатолий Варавва
ответить

Присоединяюсь к мнению коллег и хочу сказать вслед за Львом Толстым «Не могу молчать!» Когда я прочел этот материал после его публикации, у меня было такое гадливое чувство, как будто меня опять окунули в «совок» доперестроечной поры. Чиновница регионального масштаба, едва оказавшись у руля уже почти почившей в бозе республиканской организации профсоюзного туризма, вдруг с помощью своего нового профсоюзного начальника, тоже без году неделя как сменившего предыдущего главу ФПБ, решила, видите ли, спасти свою должность в «Беларустуристе» в стиле будочника Мымрецова из рассказа «Будка» (1868) писателя Глеба Успенского, а именно: «Тащить и не пущать!» Отныне-де только с нами на экскурсии и путешествия!

Где, простите, Вас нашли в 21 веке для такого поста, Людмила Владимировна? В Витебске? Это там такая кузница кадров старой закалки? «Не можешь – научим. Не хочешь – заставим!» Так это принципы казармы, а не рынка, тем более туристического! Позвольте Вас, г-жа или товарищ Сеньковская (как Вам будет угодно), спросить: а что, члены профсоюза – это ваши крепостные, которые по Вашему хотению-велению и по спущенному Вами приказу должны теперь будут маршировать строем в «Беларустурист» только для того, чтобы Вы там улучшали отчетные показатели и тем самым сохранили свое руководящее кресло? Работайте, генеральный директор, головой, а не приказами – и тогда своими успехами в процессе конкуренции Вы либо завоюете клиента (за что честь Вам и хвала!), либо вынуждены будете подыскать себе другую работу. Иного не дано!

Я лично вышел из рядов работников «Беларустуриста» еще в 1989 году, о чем ничуть не жалею, и об этом откровенно говорил в своем интервью на страницах этого же сайта как раз перед Вашей публикацией. Не жалею потому, что «Беларустурист» уже тогда, четверть века тому назад (!), был почти мертвой глыбой и таковой остается и сегодня, чтобы Вы ни говорили про свои успехи. Лучшее тому доказательство – бесконечная череда сменявшихся в «Беларустуристе» генеральных директоров и их заместителей, не говоря уже о прочих аппаратных и практических работниках. А чего эти руководители добились, конкурируя с частным туристическими фирмами, которые сегодня определяют погоду на туррынке страны? Какие у "Беларустуриста" – в центре и на местах, как говорилось в советскую пору, – грандиозные достижения? Что нового Вы и Ваши недавние предшественники разработали как во внутреннем – экскурсионном – туризме, так и в выездном? Где Ваши кадры, разбежавшиеся ныне кто куда или открывшие свои собственные фирмы?

Нигде – я подчеркиваю именно для Вас, – нигде в мире турбизнеса, за исключением кое-какого небольшого кусочка постсоветского пространства, не существует таких полумертвых монстров, как государственная организация «Беларустурист» или государственные организации «Белинтурист» и «Спутник» (уже из других опер, но на тот же самый сюжет).  

Все, чем Вы можете действительно похвастаться, – это грамоты тридцатилетней давности, потускневшие медали былых трудовых побед, старые гостиницы, нуждающиеся в коренном переустройстве и полной смене малоподготовленного для работы в рыночных условиях персонала да добитый и разворованный автопарк. А где Ваши экскурсоводы? Кто у Вас и какие новые экскурсии проводит? Каков возраст этих людей и их интеллектуальный багаж? Видит бог, я говорю это не в упрек своим коллегам, поскольку сам из этого поколения. Но, сознавая всю важность этого вопроса, я настойчиво задаю его Вам: где Ваши кадры, с помощью которых Вы хотите волевыми методами развернуть реку туризма в свой профсоюзный огород, и причем только потому, что г-н Орда подписал какой-то документ? 

Для полноты картины этого анекдотического (если не сказать точнее – сатирического) подхода, который иначе как чиновничьим самодурством не назовешь, нам, кажется, не хватает еще только того, чтобы в стране не сегодня-завтра открыли... профсоюзные магазины, где могут покупать продукты и промышленные товары только члены ФПБ по предъявлении соответствующего билета с лиловой печатью местной профсоюзной организации  тракторостроителей, пищевиков, медиков…

Перечитайте на досуге, вместе с г-ном Ордой или отдельно от него, блестящих сатириков Ильфа и Петрова, их бессмертное творение «Золотой теленок», которое с 1931 года беспощадно высмеивало и высмеивает бюрократическую глупость и чиновничье самомнение. Там во второй главе вы найдете сюжет как раз на близкую Вам тему. Молочные братья  – комбинатор Остап Бендер и «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов – решили пообедать…

«Однако, – дадим теперь слово авторам бессмертного бестселлера,  –  частновладельческого сектора в городе не оказалось, и братья пообедали в летнем кооперативном саду, где особые плакаты извещали граждан о последнем арбатовском нововведении в области народного питания: «Пиво отпускается только членам профсоюза».

– Удовлетворимся квасом, – сказал Балаганов.

– Тем более, – добавил Остап, – что местные квасы изготовляются артелью частников, сочувствующих Советской власти».

Так вот, «арбатовское нововведение» – это как раз то, что Вас воодушевило в распоряжении главы ФПБ. И если вам, Людмила Владимировна, не смешно в этом отрывке то, над чем смеется весь нормальный народ вот уже почти сто лет, то ваш случай особый, как говорят медики…  

 

Аватар

03.03.2015 21:49
Анатолий Варавва
ответить

Очень прошу редакцию "ТиО" вернуть этот материал из "подвала" на первую страницу сайта. Пока вышли первые комментарии к откровениям новоназначенного генерального директора "Беларустуриста", материал уже канул в темноту, а между тем он должен быть в поле зрения работников туризма. Чиновническая активность, имеющая своей целью способствовать не прогрессу дела, а сохранению себя при должности, только и может порождать такие шедевры бюрократии, о которых говорилось выше.

К сведению гг. Орды и Сеньковской, Основной закон РБ не предусматривает ведомственного подхода в осуществлении любого бизнеса. Фирмы любой формы собственности имеют абсолютно равные права перед законом. И у ФПН нет никаких оснований нарушать это фундаментальное положение Конституции. Беспредел в администрировании и без того привел нас к тому, что страна оказалась в глубочайшем кризисе и финансовой западне. Вот о чем надо думать, устраняя сооруженные чиновниками разного уровня железобетонные барьеры, за которыми им хочется прятаться для собственного самосохранения!

Время на это уже ушло. И не вернется, как бы того кому-то ни хотелось. 

Аватар

03.03.2015 23:56
Гость
ответить

Варавва, Виаполь и др.- RESPECT!

И вернуть на первую страницу новостей для обсуждения настоящими профессионалами!

Аватар

04.03.2015 07:54
Вокруг света
ответить

Витебск - кузница кадров, точно , еще один Витебский кадр возглавил Национальное ( !!!!!) агентство по туризму. В Минске похоже специалистов в отрасли нет....

Аватар

04.03.2015 11:10
Лариса
ответить

В комментариях все очень подробно и супер правильно изложили. Печально, что и в 21 веке выплывают административно-командные методы века ушедшего, возмутительно, что Конституция отодвигается и нарушается, причем открыто. Про демократию и вовсе говорить не приходится.

Хочется пожелать Людмиле Владимировне прислушаться к мнению коллег и найти другие пути возрождения "Беларустуриста".

Аватар

04.03.2015 12:00
Игорь
ответить

Ну, почему же Витебск???  ОРША - кузница кадров!!!

Аватар

04.03.2015 13:19
emili
ответить

Как бы новоиспеченной госпоже этого не хотелось, стоит вспомнить, что согласно конституции все формы собственности равны. Но так сразу восстановить против себя коллег - это надо постараться. Кто же вам будет помогать продавать вашу цепочку?
Аватар

04.03.2015 13:27
Darling
ответить

Не понятно, чего все так возбудились. А если бы вы были ведомственной структурой и  в вашем ведомстве работало нное количество сотрудников? Совершенно логично, что деньги должны оставаться "в семье". С точки зрения собственника и хозяина вполне нормально. О монополизме и прочей "политике" речь тут не идет. Весь вопрос, сумеет ли структура обеспечить такое качество программ, маршрутов и обслуживания, чтобы "члены профсоюза" не чувствовали себя обманутыми и обделенными. Вопрос, по сути, технический. Зависит от возможностей организаторов. никакого "злобного умысла" в идее Сенковской, пардон, не вижу. Все логично. Нормас идея. Другое дело, хватит ли силенок задуманное осуществить? Хотя бы в какой-то степени? Не волнуйтесь, работайте хорошо и найдете своего клиента, куда бы ни повернули профсоюзы.

Аватар

09.03.2015 15:41
бывший член профсоюза
ответить

Ответ к комментарию #14

сделать это очень просто - они просто прикажут руковдителям профячеек на местах организовывать для сотрудников экскурсии с определённой периодичностью *например, раз в квартал)

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах