«В вопросах въездного туризма мы постоянно опаздываем!»

27.04.2016

 - Мнения

Автор: Алексей СТРЕЛЬЧЕНКО


«В вопросах въездного туризма мы постоянно опаздываем!»

Как мы уже сообщали, «Белинтурист» открыл визовый центр для оказания помощи в оформлении белорусских виз в аэропорту. Откуда возникла эта идея, с какими проблемами сталкиваются зарубежные туристы при получении визы и что в целом происходит с белорусским въездным туризмом – об этом мы говорим с начальником филиала «Белинтурист» РУП «ЦЕНТРКУРОРТ» Алексеем Стрельченко.

– Я начну с того, какие проблемы мы имеем, когда визы для туристов открываются в аэропорту. Как известно, в Национальном аэропорту работает консульское управление МИДа. За время его существования происходили различные перипетии: выдачу виз в аэропорту то запрещали, то снова разрешали. Стоимость виз разная  в зависимости от того, из какой страны прибыли гости, и я считаю, что это, в общем-то, справедливо.

Одно время граждане тех государств, на территории которых есть белорусские консульские учреждения, вовсе не могли получать визы в аэропорту. Сейчас у них такая возможность есть, но заплатить они должны в три раза дороже, то есть не 60, а 180 евро. Адекватно ли именно такое увеличение стоимости, наверное, знают экономисты, они это просчитывали. Если в стране, из которой прибыл гость, нет консульского учреждения Беларуси, то ему придется заплатить в аэропорту 60 евро. Хочу подчеркнуть, что для нас – для тех, кто занимается въездным туризмом,  сама по себе возможность открывать визы по прилете в порту очень дорога. Такая возможность есть далеко не в каждой стране. И мы всегда боролись за то, чтобы подобные возможности еще более расширить, ведь они на сегодняшний день очень востребованы. В среднем ежегодно в нашем аэропорту  открывают около 15 тысяч различных категорий виз (туристических, деловых). Согласитесь, это немало! 

Но отдавая должное тем возможностям, которые мы имеем, хочу заметить, что также мы сталкиваемся и с рядом проблем, когда принимаем гостей, которым необходимо открывать визы в аэропорту. Эти проблемы, как правило, возникают в пиковые моменты, когда прилетает рейс, а на нем – много гостей. Это значит – очередь. Дополнительная проблема  когда люди прилетают без страховки. А из так называемых новых перспективных рынков (Арабский Восток, Юго-Восточная Азия), как правило, все прилетают без страховых полисов, потому что у них нет страховых компаний, которые работают с белорусскими страховщиками. То есть возникает две очереди. И когда прилетает рейс, на котором  3050 гостей, которым нужны и виза, и страховка, то такой группе надо провести в порту до 5 часов (!). Какое первое впечатление они получают о стране? Конечно, негативное!

Я рассказываю это не в упрек тем сотрудникам, которые обслуживают туристов в аэропорту. Они самоотверженно трудятся, к ним у нас, у операторов, претензий нет. Просто этих сотрудников элементарно мало. Сегодня выдачей виз занимается один человек, одно окошко – то есть, нет физических возможностей быстро обслуживать туристов.

Еще один «технический» момент. Визы туристам ставят на втором этаже. Люди выходят с рейса на первый этаж, где им предлагают купить страховку. Здесь неплохо бы их встречать, показывать – пройдите на второй этаж в консульское управление. Раньше мы так и делали. Но после терактов в Париже, в связи с усилением мер безопасности, у всех посторонних лиц, не имеющих отношения к службам Национального аэропорта, были изъяты пропуска.

То есть туристы сами бродят по аэропорту в поисках, где им открыть визу и получить страховку?

– Нет, на сегодняшний день работает сервисная служба Национального аэропорта, мы заказываем у них встречу туристов. Они встречают наших гостей с табличкой и показывают, куда пройти. Это, конечно, не дает полного сервиса. Потому что, приглашая группу или отдельного гостя, мы знаем степень их подготовленности к приезду в нашу страну. Сотрудник сервисной службы  встречает туриста, провожает на второй этаж, передает необходимые документы. Бывает, для сокращения времени пребывания в очереди мы передаем гостям уже купленные нами страховки. Конечно, было бы проще, если бы мы могли сами встречать гостей. Безусловно, массовым подобное пребывание операторов в порту быть не может. Но логично, если бы такая возможность была у тех компаний, которые осуществляют массовый прием туристов в Беларуси.

Возможно, стоит обратиться в соответствующие структуры и изложить проблему?

– Республиканский союз туристических организаций и «ЦЕНТРКУРОРТ» обращались в МИД с просьбой увеличить количество работников в аэропорту для выдачи виз. Ведь особенно негативно проволочки в аэропорту сказываются на деловом туризме. Когда человек везет в страну многомиллионные контракты и при этом 35 часов проводит на границе, у него невольно возникает мысль: «А надо ли иметь дело с такой страной? Наверное, здесь повсюду так!» Хотя по опыту скажу, что потом это мнение меняется. Что касается гостей, которые в первый раз посещают нашу страну, если убрать их первое негативное впечатление на границе, то затем они очень довольны, всегда подчеркивают: «Так у вас же здесь хорошо, есть где развлечься, есть что посмотреть!»

Получается, все же главная проблема нашего въезда – граница, визы?

– Не только! Но мы сейчас говорим об этом. Визовые вопросы надо решать. При этом мы не можем ни в чем упрекнуть наши консульские службы, которые находятся в странах, откуда к нам приезжают туристы. Сегодня мы можем открывать визу всего лишь за один день, что, как мы все знаем, невозможно, скажем, для посольств Шенгенской зоны! Но с другой стороны – мы здесь, в Беларуси, массово имеем многократные визы и можем свободно ездить в Европу. А много ли иностранцев имеют многократные визы в Беларусь? Почти никто! Не секрет, что многие белорусы имеют бесплатные шенген-визы, их открывают по линии культурного обмена, для студентов, школьников и др. А какова возможность у иностранца получить бесплатную белорусскую визу? Она невелика, если только гость не собирается посетить мероприятие, которое попало под указ! Напомню, что в этом указе обозначен перечень культурных и спортивных мероприятий, участникам которых открываются бесплатные визы. Это правильно, что есть такой список. Но сегодня консульские учреждения Шенгенской зоны, которые расположены в Беларуси, могут решать данный вопрос самостоятельно. Наши консульские службы сами таких решений не принимают.

Алексей Иванович, такое ощущение, что какое-то поступательное движение в вопросах въездного туризма намечается, но что-то нам постоянно мешает заняться инкамингом как следует!

– В вопросах въездного туризма мы постоянно опаздываем. В качестве примера могу привести китайский вектор. Мы много лет в ожидании китайских туристов. Где они?.. У меня есть статистика: в Минске постоянно находятся свыше 800 студентов и трудятся около 2,5 тыс. китайских рабочих. Но это не туристы. Туристов нет! И мечты о китайских туристах для большинства турфирм, увы, уже в прошлом. Мы опоздали! При этом в России въездной туризм из Китая – номер 1. Я участвовал в работе четвертого российско-китайского туристического форума, который проходил 22 марта в Москве, и могу назвать точные цифры. За 9 месяцев 2015 года Россия приняла 583 тыс. туристов из Китая. Почему в России китайские туристы есть, а у нас нет? Оказывается, из этих 583 тыс. 90% въехали по групповой бесплатной визе! У россиян и китайцев есть этот безвизовый групповой обмен. Определен список компаний, которым в России и Китае разрешено оформление организованных тургрупп без виз, и результат мы видим.

Надо признать, что с точки зрения нашего туристического потенциала Беларусь не дотягивает до того, что нужно китайцам – для того чтобы они хотели осуществить самостоятельное посещение. Но вполне реально после посещения Москвы и Питера отвезти китайцев не в Орел, Курск или Воронеж, а в столицу соседнего государства, где все хорошо с точки зрения инфраструктуры и где тоже очень интересно, плюс удобная транспортная логистика. Третья столица в туре. Хороший пул! Такая программа, очевидно, имела бы успех. Но мы сегодня не готовы! У нас нет групповых бесплатных виз для китайцев!

Для китайских туристов в Беларуси есть безвизовый транзит на три дня!

– Да, но это работает только при наличии шенгенской визы! А она в Китае есть не у всех. Там и паспорта есть не у всех. В Китае, чтобы выехать за границу, нужно иметь заграничный паспорт. Все это надо учитывать. Мы сейчас говорим об очевидных упущенных возможностях для массового въезда. И тут я хочу сказать, что в настоящий момент для Беларуси открываются дополнительные резервы наращивания въездного потока. Прежде всего они связаны с отменой европейских санкций по отношению к Беларуси. И я уже, по результатам февраля-марта, на примере нашей фирмы вижу усиление индивидуальных обращений от граждан тех стран, которые официально у нас именуются «страны, благополучные в миграционном отношении». Ведь в Европе законопослушное население. Беларусь официально была плохая, теперь хорошая  можно ехать.

Что требуется от нас? Изменить визовые правила для граждан этих стран! В 2014 году, я как представитель «ЦЕНТРКУРОРТА» находился в самом эпицентре обслуживания гостей чемпионата мира по хоккею. Я занимался приемом и обслуживанием туристов в фан-деревне, а это 4000 мест в оперейтинге ежедневно – опыт, без преувеличения, беспрецедентный в нашей стране! Да, хоккей  популярная игра. Да, была отлично подготовлена инфраструктура. Но я четко понял, что успех в первую очередь определил безвизовый въезд. Так вот сейчас у нас прекрасный момент, чтобы вновь добиться успеха. Достаточно хорошая инфраструктура, благоприятная международная ситуация. Этим надо воспользоваться.

Для многих Беларусь  новая страна. Общаясь с туристами, я вижу, что им нравится наша европейскость. У нас хорошие дороги, архитектура, инфраструктура, люди. Наш резерв на поверхности. Важно не упустить время. Что касается конкретно китайского вопроса, то наше министерство в курсе проблемы. На вышеуказанном форуме присутствовал заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной. Знаю, что министерство активно работает в этом направлении.

На ваш взгляд, на чем еще фокусироваться, чтобы в очередной раз не опоздать?

– Работа с новыми рынками. Я имею в виду арабские страны и Юго-Восточную Азию. Отношения с этими  странами  развиваются бурно. И по ряду арабских стран есть возможность открывать групповую визу, это всего лишь 15 евро – значительное снижение стоимости.

Но не секрет, что некоторые из этих стран не считаются благополучными в миграционном отношении. Считаете, что стоит идти на риск, работая с ними?

– Обсуждая эту тему, мы как-то все время забываем, что в этих «неблагополучных странах» очень много благополучных людей! И это в основном нефтяные страны. То есть там много богатых людей. Да, эти страны развивающиеся, но, как и у нас, там есть состоятельные люди. Они хотят к нам приехать. Почему не дать им такую возможность? Люди хотят иметь качественный, полноценный отдых. Мы можем удовлетворить их потребность. Давайте сделаем это, разумеется, обезопасив себя от нежеланных гостей. Зададимся на минуточку вопросом: насколько желанен гость из арабских стран во Франции? Ответ очевиден. А у нас статус гостя высок, независимо от его цвета кожи, вероисповедания и того факта, из какой страны он прибыл. И гостям это нравится. Их встречают с радостью.

А что касается миграционных рисков, то у нас в стране много институтов безопасности, которые, мы уверены, в состоянии эту безопасность обеспечить. При этом мы – турфирмы – хотели бы иметь четкие инструкции, знать правила игры, которые помогут нам работать. Никто из тех, кто серьезно занимается  въездом, не имеет желания что-то нарушать. Наша задача – привлекать туристов. Богатые люди из так называемых неблагополучных стран, приезжая в Минск, хотят купить квартиру. Это плохо? Если уж, как говорят, мы на дне рынка недвижимости, то почему бы не продавать квартиры иностранцам? Гость интересуется образованием для детей? Это гуманитарные доходы. Он желает подлечиться? Значит, дополнительные деньги получат наши медицинские центры. Что в этом плохого? Почему мы должны отказываться от этих туристов? Откажемся, значит, не получим ничего. МИД, кстати, это понимает. И мы благодарны им за это.

Вернемся к вопросу, который послужил поводом для этого интервью: открытие визового центра и его возможности.

– Мы предложили, что если МИД пока не в состоянии увеличить количество работников в аэропорту, то мы можем облегчить процесс оформления визы на стадии разгрузки документооборота. То есть основная цель нашего визового центра  разгрузить консульское управление, освободить их от первичного оформления документов. Ведь прием документов, проверка правильности заполнения тоже требуют времени. Плюс нужно ехать в аэропорт, чтобы сдать документы. И в случае, если не хватает, скажем, какого-то документа, человек возвращается ни с чем. Поэтому мы получили от МИДа подтверждение о том, что нам делегированы права осуществлять предварительный прием документов от сторонних организаций и  физических лиц для получения туристической и гостевой визы.

Какие выгоды от оформления документов в вашем офисе?

– Документы готовятся в комфортной обстановке в центре города. Кстати, в областных центрах мы тоже это делаем  в наших отделениях «ЦЕНТРКУРОРТА». У нас удобный график. Если в аэропорту оформлением документов занимаются по будням с 10.30 до 16.30, то мы в будние дни работаем полный рабочий день, а в субботу принимаем документы  с 10.00 до 17.00.

Мы можем помочь частному лицу, которое хочет пригласить иностранца, но при этом желает освободить себя от формальностей. Понятно, что нам делегированы не все права. Для того чтобы полностью взять на себя технологическую цепочку, нужно получить право регистрации документов в системе, осуществляющей проверку безопасности. Это режимное мероприятие. Возможно, когда-нибудь мы будем иметь и это право. Вообще чем больше будет взаимодействия у коммерческих структур с госорганами, тем  лучше.

Конечно, сегодня некоторые могут сказать:  «ЦЕНТРКУРОРТУ» дали возможность открыть такой визовый центр только потому, что это госпредприятие». Во-первых, «ЦЕНТРКУРОРТ»  все же коммерческое предприятие, но  с государственным учредителем. Во-вторых, у нас бюджетных средств нет. Нужно зарабатывать! А ответственности у руководителя «ЦЕНТРКУРОРТА» еще больше, чем у директора частного предприятия, потому что перед руководителем «ЦЕНТРКУРОРТА» зачастую ставятся государственные задачи, не связанные с прямым зарабатыванием денег.

Наверное, в вопросах въездного туризма интересы частного бизнеса и государства целиком совпадают. Может быть, нам пора отказываться от невольного или вольного противопоставления интересов частного и государственного сектора?

– Да, здесь интересы совпадают абсолютно. Но они разделяются тогда, когда, например, некоторые фирмы начинают заниматься исключительно торговлей приглашениями. Но здесь возникает вопрос, и мы должны знать на него ответ: а кто у нас, собственно, сегодня имеет право заниматься туристическим бизнесом? В 1990-х годах нас было немного, мы все друг друга знали. Но сейчас все изменилось. И мы должны четко знать, кто в Беларуси вправе оказывать туристические услуги.

Алексей Иванович, в заключение, личный вопрос. Большую часть  карьеры вы занимались выездным туризмом. Комфортно ли вам работать в нише инкаминга?

– Мне достаточно легко ответить на этот вопрос. Действительно, сейчас большую часть своего времени я занимаюсь вопросами въезда. И здесь совпали корпоративные интересы и объективные обстоятельства, которые сложились в туризме. «Белинтурист», войдя в состав «ЦЕНТРКУРОРТА», обязан был подтвердить свой исторический статус. Сегодня продавать путевки за рубеж есть кому. Также в «ЦЕНТРКУРОРТЕ» хорошо развит санаторный сегмент. Естественно, «Белинтурист» занял нишу въездного туризма. Думаю, в настоящий момент все понимают, какие возможности и перспективы открываются перед нашим туристическим рынком. Эти возможности находятся как раз во въезде! И они больше и ярче, чем в выезде. Это очевидно. Нам надо сосредоточиться на том, на чем сейчас можно зарабатывать. Понятно, что въезд – это не быстрые деньги. Однако мы сегодня в состоянии выйти на долговременные массовые въездные проекты. Вот задачи и цели, к которым надо стремиться. И мне такая работа очень интересна!

Удачи! Спасибо за интервью!

Беседовала Лилия КОБЗИК

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

27.04.2016 10:47
МИД РБ
ответить

Для стран без консульств конс.сбор в аэропорту 60 евро?????? Браво ,Первая валторна! Тов. Стрельченко,зря мы вам дали разрешение открыть пункт приёма визовых ходатайств!

Аватар

27.04.2016 10:52
Darling
ответить

Не, логика правильная: если есть консульство РБ, иди в консульство, бери визу по 60 и - велкам. Не хочешь в консульство, хочешь сразу в порту - 180. А вот если консульства няма, обижать в аэропорту на границе трехкратными поборами не будут - снимут тока 60 евриков. А у вас какая версия, "МИД РБ"????

Аватар

27.04.2016 11:04
МИД РБ
ответить

Китайцы не полетят сюда группами,потому что у нас нечего им показать такого,ради чего лететь 10 часов, а в России есть. И 10 евро за групповую беларускую визу для китайских туристов - вообще не вопрос. Тоже самое касается и индивидуалов! Только коллекционеры путешествий из Поднебесной навещают Беларусь из праздного интереса на 1-2 дня и транзитные группы некоторые, которые путешествуют из Украины в Прибалтику! В Минске был и есть всего 1 ресторан китайской кухни, если его можно таковым назвать. Туда даже китайские студенты и дипломаты не ходили и не ходят! И во всех китайских путеводителях для туристов Беларусь НЕ ЗНАЧИТСЯ!

Аватар

27.04.2016 11:08
МИД РБ
ответить

Конс.сбор в аэропорту "Минск" для граждан стран без консульств РБ - 90 евро вчера,и сегодня, и завтра!

Аватар

27.04.2016 11:11
Darling
ответить

Ну, если уж китайцам мы не интересны, тогда кому??

Аватар

27.04.2016 11:30
Постоянные клиенты
ответить

Проблема в том, что у МИДа времени для обработки документов на визу КУЧА! Они даже измерили свои возможности и решили,что им хватает 6 часов в рабочие дни на это. ПРОБЛЕМА у них на 2-м этаже при выдаче: нач.отдела обычно курит всю дневную смену,ночью отсутствует,2-й человек отсутствует днём,ибо сидит внизу в стекляшке на приёме документов сам или со стажёром, а 3-й или моментами 2-й СОВСЕМ ОДИН и без АНСАМБЛЯ закрывает грудью окно выдачи виз!На выдачу одной визы и приём оплаты за оную у него уходит при наличии всех нужных документов у гостя(страховки и заполненной анкеты с фотографией) минимум 10-15 минут. Он начинает снова вникать в документы-чо приехали, зачем, почему и к кому, которые в стекляшке уже проверили и проштамповали,снимать копии с иностранных страховок,потом 1 пальцем на компьютере набирать данные человека на визовый стикер. Любой иностранец-НЕДАУН отлично видит входя на ПРИЛЁТЕ указатель VISA, при этом стоит работник службы безопасности и помогает, если кто-то страдает близорукостью или рассеянностью. Страховые агенты-им где дали место, там они и сидят,с них спроса НИКАКОГО! Это надо было продумать ЗАРАНЕЕ сотрудникам МИДа, аэропорта,Белавиа, чтобы объявляли ещё в самолёте 10 раз правила получения виз в Республику Беларусь на подлёте. Вот зачем иностранцу переться сначала 50 метров через лестницы или лифты к консульскому пункту, а потом снова делать пробежку туда-обратно к прилёту,где сидят страховщики. Хотя разницы между старым консульским и новым нет никакой-разница только в том, что в старом не надо было при походе за страховкой менять этажт, но те же 100 метров всё равно приходилось пробегать от консульского за страховкой и обратно. ВСЁ сделано не для людей! И это сделано не вчера, а воз и ныне там!  

Аватар

27.04.2016 11:42
АЭРОПОРТ vs Белинтурист
ответить

В Минске в аэропорту такие же услуги, как у Белинтуриста, оказывает сам аэропорт. При этом не нужно никуда ехать, терять время. Просто отправляете на мыло в аэропортовский инкамингсервис данные вашего туриста и они всё делают сами, от подготовки всех доков-приглашения и договора,сдают в конс.пункт,встречают туриста в зоне прилёта,помогают с визой у консульского пункта. И стоит это ВСЁ,а в Белинтуристе не встречают в зоне прилёта и с оформлением визы не помогают, на 70 000 дешевле. 

- встреча сотрудником аэропорта в консульском пункте;

- оформление ходатайства;

- подача оригинала ходатайства в консульский пункт Министерства иностранных дел Республики Беларусь в аэропорту (ЗА 5 ДНЕЙ ДО ВАШЕГО ПРИЕЗДА);

- оформление договора туристических услуг;

- бронирование отеля;

- помощь в заполнении визовой анкеты.

Заранее заполненная анкета ускорит и облегчит процесс получения визы.

 

Стоимость наших услуг составляет 168 000 бел. руб. на человека. Оплата услуг может осуществляться как безналичным, так и наличным расчетом прямо в аэропорту.

http://airport.by/tourism/visa-support

Аватар

27.04.2016 11:49
Конституционный Суд
ответить

"– Да, здесь интересы совпадают абсолютно. Но они разделяются тогда, когда, например, некоторые фирмы начинают заниматься исключительно торговлей приглашениями. Но здесь возникает вопрос, и мы должны знать на него ответ: а кто у нас, собственно, сегодня имеет право заниматься туристическим бизнесом? В 1990-х годах нас было немного, мы все друг друга знали. Но сейчас все изменилось. И мы должны четко знать, кто в Беларуси вправе оказывать туристические услуги."

Ув.Алексей Иванович! В Беларуси оказывать туристические услуги вправе ВСЕ субъекты хозяйствования любых форм собственности и ВСЕ частные лица. Лицензия на данный вид деятельности в Беларуси ОТМЕНЕНА! Торговля приглашениями является оказанием туристических услуг!

Аватар

27.04.2016 12:54
страж
ответить

что бумага..что сейчас компьютер..они все вытерпят.. делать подлости из под тишка..удел недальновидных людей..с гнилицой внути..

 

Аватар

27.04.2016 14:22
Консульский отдел МИД
ответить

Мнение директора НАТ: "То, что отмена виз обязательно увеличивает туристический поток, — это спорный тезис".

http://news.tut.by/society/493731.html
Читать полностью: http://news.tut.by/society/493731.html

 
Аватар

27.04.2016 19:45
2консульский отдел
ответить

Ах, как вас легко понять! Отмена виз означает, что к вам нагло постучали из фирмы по оказанию ритуальных услуг. А что там сказала некто директор НАТ, может иметь такое же отношение к делу, какое опера Глинки "Жизнь за царя" -- к "подвигу" некто Сусанина. Да и директора НАТ у нас меняются так быстро, что не успеваешь их не то что запомнить по фамилиям, но даже и разглядеть в лицо.

Аватар

28.04.2016 00:06
валютчик
ответить

Узнаю брата Федьку! Долары, марочки, российские рубли! такая вот мимикрия. комсомол 80-х - пинжаки не отменишь!  

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах