«Нюансы существующих законодательных норм существенно усложняют работу по приему туристов в Беларуси»

20.03.2014

 - Мнения

Автор: Геннадий Левшин, руководитель компании «БеларусТурСервис»


«Нюансы существующих законодательных норм существенно усложняют работу по приему туристов в Беларуси»

Напомним, что Министерство спорта и туризма подготовило проект правил реализации туров и оказания туристических услуг. Обсудить проект предлагают, в том числе, и представителям турбизнеса.

Свою точку зрения по этому вопросу высказал Геннадий Левшин, руководитель компании «БеларусТурСервис, которая специализируется на въездном туризме.

 «К сожалению, пока для меня не совсем понятны цели и задачи, которые должен решать данный документ. Если это попытка отреагировать на последние судебные разбирательства в сфере туризма, то, я думаю, международный турбизнес уже сталкивался с подобными проблемами, и просто необходимо изучить опыт и найти приемлемое решение.

Я как раз за то, чтобы многое менять и совершенствовать на законодательном уровне, но подходы в виде латания очередных дыр уже никому не приносят пользы, и тратить время на то, чтобы получить документ, который всех участников рынка запутает еще больше, нет никакого смысла. Ведь, как показывает опыт, обилие подзаконных актов и различных инструкций лишь усугубляет ситуацию. К примеру, договор между турфирмой и туристом можно совершенствовать годами, но все случаи из жизни в нем все равно не отразишь. В современном мире существуют другие весомые регуляторы потребительского рынка. Например, деловая репутация компании, добросовестность покупателя и страхование рисков.

Наша компания занимается узким направлением туризма, а именно только въездным туризмом. Поэтому пока мы озабочены нюансами существующих законодательных норм в сфере туризма, которые существенно ограничивают и усложняют нашу работу по приему и обслуживанию иностранных туристов в Республике Беларусь. Какие же это нормы? Во-первых, несколько лет назад в Законе о туризме были закреплены новые определения тура и статуса услуги. Т.е. введены понятия основных и сопутствующих услуг. Но, к сожалению, четких критериев отнесения тех или иных услуг к основным или сопутствующим определено не было. В случае выездного направления тур для белорусских граждан, как правило, формирует иностранный туроператор, исходя из своих критериев и пожеланий наших агентств. В случае приема иностранного туриста, тур формирует белорусская компания. И вот каждый раз приходится гадать, подходит ли данный набор услуг, который мы хотим предложить клиенту, под определение тура или, на всякий случай, навязать гостю еще какую-нибудь услугу. Не спорю, может быть, в таком разделении статуса услуг и есть какой-то глубокий смысл, но вот уже несколько лет профессионалы туризма, работающие с иностранными туристами, не могут понять его глубину.

Второе. Не нужно никого убеждать, что реализация услуг с помощью современных онлайн-сервисов становится уже стандартом, привычным для жителей многих стран. Потребителю удобно приобретение услуг, после чего он получает все необходимые документы (чеки, подтверждения), гарантии и т.д., продавец увеличивает продажи, минимизирует издержки «производства» и увеличивает прибыль, государство получает прозрачную налогооблагаемую базу. То есть выгода очевидна для всех участников процесса.

Белорусское же законодательство, скажем так, «не разрешает» реализацию туристических услуг с применением таких сервисов. Как правило, реализация услуг в інтернете производится на основании договора публичной оферты. Гражданский кодекс РБ предусматривает такой тип договора в хозяйственной деятельности. Но есть Закон о туризме, в котором четко определено, что реализация туруслуг может производиться только на основании типового договора, форма которого утверждается Советом Министров РБ, – это во-первых, а во-вторых, снова проблема определения основных и сопутствующих услуг. Ведь в интерент-магазине клиент сам может формировать набор необходимых ему услуг, а как он поймет, подпадает этот набор под определение тура или нет? Ведь если этот набор не будет считаться туром, то на стоимость услуг необходимо начислить НДС 20 %.

Эти вопросы мы неоднократно поднимали еще в процессе подготовки Закона о туризме, но, к сожалению, к ним так и не прислушались».

 

Беседовала Ирина Мурина

Страны: Беларусь

Компании: Беларустурсервис


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах