«Не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать туристам нашу историю!»

25.11.2014

 - Мнения

Автор: Андрей Киштымов


«Не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать туристам нашу историю!»

В советские времена история начиналась с 1917 года, а ключевым событием была, да и сейчас остается, Великая Отечественная война. То есть более ранней истории как будто и не существовало...

 

В рамках конференции «Агротуризм 2014: партнерство и инновации» было объявлено о старте нового проекта БОО «Отдых в деревне» известного историка Андрея Киштымова под названием «Историческое бюро».

Мы встретились с Андреем Леонидовичем и задали ему несколько вопросов.

– Андрей Леонидович, как возникла подобная идея?

– Идея создания «Исторического бюро» лежала на поверхности, как, впрочем, лежала на поверхности и сама идея агротуризма. Люди начинали этим заниматься как энтузиасты, ехали на запад, чтобы получить некий полезный опыт, а в конце концов это превратилось в целое движение, появилось общественное объединение и пр. Что касается исторической памяти и исторической традиции, то в народе она существует, и существует издавна. Возьмем хотя бы личностный уровень: человека всегда интересовало, кто были его родители, бабушки-дедушки. У каждого из нас есть собственная история, и мы не можем от нее отказаться, даже если бы очень захотели. Наша память о прошлом хранится в семейных альбомах, старых письмах, детских тетрадках. Из тысяч и миллионов личностных историй складывается большая история. И к ней мы стремительно возвращаемся последние лет 20–25. Когда я стал профессионально заниматься историей, интерес к ней ограничивался профессиональным кругом. В советские времена история вообще начиналась с 1917 года, а ключевым событием была – и во многом сегодня остается – Великая Отечественная война. То есть истории XVIII, XIX веков как бы и не существовало. И когда мы сегодня говорим про агротуризм, то констатируем, что он, с одной стороны,  использует наши природные богатства, с другой – агротуризм – это не что иное, как возвращение человека в прошлое. Это определенный рычаг по реанимации нашей сельской местности и даже возрождению забытых и умирающих деревень. То есть мы видим, что вдохнуть в них новую экономическую жизнь невозможно, но с помощью агротуризма, с помощью этого нового вида бизнеса мы можем поднять к ним интерес общественности. Мы говорим, что в деревни нужно вернуть молодежь. Для них агротуризм – перспективное дело. Сегодня молодежь бросает города и едет в деревни, правда, не доярками или ветеринарами, как это планировалось для агрогородков, а  едет, чтобы стать хозяевами агроусадеб!  Занимаются заброшенными деревнями буквально с нуля! Реанимируют их, как в медицине. И тут начинается разговор о прошлом. Ведь наша сельская местность – это и есть история в чистом виде. Иностранец приезжает и говорит: «О, так у нас жили 50, 100, а иногда и 200 лет тому назад!» И ему это интересно! Это ценится! То есть мы начинаем превращать в прибыльное дело то, что у нас считалось неперспективным и то, чего мы когда-то стыдились. Теперь это продаваемый продукт. Меня, как профессионального историка, не коробит фраза «Можно ли торговать своей историей?» Итальянцы, когда показывают Колизей, торгуют своей историей, греки делают то же самое, когда показывают Парфенон. Но если история – это товар и мы собираемся ею торговать, то по законам маркетинга должны знать потребительские свойства этого товара. Потенциальному покупателю нужно сказать, откуда этот товар взялся, что он значит, как с ним обращаться и что может ему дать. Владельцы агроусадеб – это люди, зачастую хорошо подкованные в области сельского хозяйства. Поэтому, когда им нужно рассказать, где какая природа,  где и как что-то растет, какие животные обитают и пр., ему это просто. А исторических знаний порой не хватает. Но это не значит, что вокруг усадеб нет объектов, которые бы представляли исторический интерес.

– А возможна ли такая ситуация, когда этих объектов или памятников просто нет?

– Такого не может быть априори. Исторической пустыни не существует. Она может отсутствовать только в наших знаниях. История едина в двух лицах: с одной стороны, это то, что уже произошло, а с другой – наши знания о том, что произошло. История как наука поистине неисчерпаема, точно также, как природный мир всегда богаче, чем  знания биологов об этом мире. Получается, что прошлое всегда богаче наших знаний о нем. Конечно, не в каждом месте Наполеон потерял свою треуголку, и не в каждом месте произошла Грюнвальдская битва или битва под Оршей. А с другой стороны, почти в каждом месте стоял замок или был виден панский дом. Кроме того, и я голову готов дать на отсечение, что рядом с любой агроусадьбой в шаговой доступности существуют археологические памятники. Они самые безмолвные. Если вы видите церковь или костел, то они вам о чем-то говорят: это готика, это барокко, это «муравьевка», это католический, это православный храм, то есть хоть что-то вам о них известно. Археологические памятники по большей части незаметные. Для рядового человека, к примеру, это просто группа холмиков. А для специалистов – это курганная группа. Для кого-то – это возвышенность, а для профессионального археолога – это городище. И я уверен, что турист, отдыхающий в агроусадьбе, обязательно спросит: «А когда появились на этом городище люди? А чье это было городище: балтов, славян, а возможно, здесь был центр княжества и стоял город?»

– Туристы узнают, что здесь был курган, возьмут лопату и пойдут копать…

– Если Раскольников убил старушку топором, то это не значит, что топоров больше не продают в магазине. Потому что есть раскольниковы и старушки, и есть топоры. Так что не будем обобщать. Ко всему прочему, если хозяин будет знать, что эта возвышенность – курган, его фишка, и он заинтересован, чтобы эта курганная группа сохранилась, то он вольно или невольно возьмется ее оберегать. Да, есть случаи, когда «черные» копатели сознательно уничтожали археологические памятники. Но бывает, что памятники уничтожались и случайно, по незнанию. Вопрос: знания – это хорошо или плохо? Тот человек, который уважает историю, лопату в руки не возьмет. Археологические памятники – это то, что буквально находится за вашей околицей. Другой пример. Это просто-напросто земля, на которой стоит агроусадьба. У нас земля принадлежит государству, поэтому именно государство должно следить за порядком на этой земле. Но если посмотреть, где больше порядка, в агроусадьбе или соседних дворах, где чувство собственника у людей еще не проснулось, а может быть, никогда уже не проснется, потому что было выбито, зачастую с самими носителями хозяйственного начала? Земля, на которой стоит агроусадьба, когда-то кому-то принадлежала. И даже если вдуматься в само название «усадьба» – место, на которое «уселся» хозяин. Или по-другому – имение, то есть место имени того человека, который там живет. Так что первый шаг в познании своей экономической истории – узнать, на чьей земле стоит усадьба. Вернее, кому принадлежала земля, допустим, сто лет назад, когда ни клочка земли без хозяина не было. Она могла быть казенная, церковная, помещичья или крестьянский надел. И здесь можно найти разнообразные исторические коллизии: может быть, когда-то помещик поделил эту землю между сыновьями, может быть, отдал дочери в приданое или элементарно проиграл в карты. Такие случаи тоже были. Владелец агроусадьбы не должен забывать, на чьей земле она стоит, и знать об этом, чтобы рассказать туристам. Более того, мы говорим не только об отечественных, но и об иностранных туристах. А история – это тот ключ, который не хуже, чем наша природа, может привлечь зарубежных гостей. У француза  может сердце дрогнуть не только на месте переправы через Березину или от известия, что из Сморгони Наполеон отправился в Париж. Ведь где Березина, а где Сморгонь? То есть вся эта территория, весь путь наполеоновской армии – это целая полоса, связанная с войной 1812 года. Говорить об этих событиях можно буквально везде! А если напомнить, что знаменитый в Беларуси Петр Миронович Машеров – француз по происхождению?! Его фамилия была Машер! Для того чтобы это стало историческим товаром – это нужно знать. Туристам из Израиля еврейские кладбища покажут и в Воложине, и в Першаях, и в Лепеле, и в Ивье…

– Возможна ли такая ситуация: ярких исторических моментов в этой местности не найдено. Возможна ли искусственная легендаризация?

– Сразу не соглашусь с двумя моментами. С одной стороны, не нужно рассуждать об истории с точки зрения глобальных событий. Для каждого региона, каждой местности есть своя местная история. Не нужно думать, что в истории каждой белорусской деревеньки главным событием было 7 ноября 1917 года. Да в этой деревне в этот день могло вообще ничего не происходить. Приведу один яркий пример. В истории деревеньки Хатынь главным событием стал день ее уничтожения. Что там было раньше – никто не знает, она вписала себя в истории именно этим днем. В какой-то деревне главным событием стал день, когда в ней заложили церковь. Датой основания Минска считается битва на Немиге, когда город был практически стерт с лица земли. Не будь этой битвы, мы этого года и не знали бы. История – точная наука. Поэтому никакой искусственной легендаризации не нужно. Мифы придумывают без нас, историков. С ними нужно бороться, а не насаждать.

– Кто-то из хозяев скажет: да ну эту археологию, это неинтересно. Лучше я расскажу, как прекрасный принц охотился в этих местах и увидел прекрасную девушку. А потом она с горя утопилась…

– Это можно будет говорить раз, два, три. Год, два и три. А потом кто-то скажет: «А что, этот принц к вам перебежал с соседней усадьбы? И там в озере топилась прекрасная девушка!» Или – «Это у вас зарыт клад Наполеона? А что тогда зарыто в деревне рядом?» И тут начнутся проблемы.

– Как практически будет работать «Историческое бюро»?

– Я это вижу так. В совершенно произвольной форме человек, владелец агроусадьбы, пишет письмо в БОО «Отдых в деревне», где излагает техническое задание или проблему, которая перед ним стоит. Проблемы эти могут быть разными: человек может что-то знать о своем регионе, но этих знаний ему не хватает. Или он хочет, чтобы мы проверили историческую достоверность его знаний – не напутал ли он с датами или исторической достоверностью. Разумеется, он указывает географическую локализацию, хронологию. Мне, вероятно, придется на себя взять обязанности исторического диспетчера, и я буду смотреть, если, скажем, нужны сведения по Гродненскому региону, я буду обращаться к специалистам из Гродно. В чем я вижу полезность «Исторического бюро»? В том, что у меня есть какое-то имя в историческом мире и определенные связи, и я знаю, к кому по каким вопросам можно обращаться. Если речь пойдет об археологических памятниках, я обращусь, к примеру, к Сергею Тарасову или к Андрею Метельскому, то есть к  истинным специалистам этого дела. Возможно, все эти сведения уже есть в книгах, что-то может потребовать длительного поиска, например, в архивах. Запрос поступил, мы посмотрели, в чем суть этого запроса, и тогда будем решать, что делать дальше. Проведем экспертную оценку – чего хватает, а чего не хватает. Проконсультируем. Запросы будут формировать формы работы. Чем глубже в историю – тем меньше информации. В заключение хочу сказать, что первоначальный этап работы агроусадеб завершен. Начинается другой этап, который невозможен без знания исторического ландшафта своего края, местности, региона. И я надеюсь, что «Историческое бюро» окажет здесь практическое содействие.

– Желаю удачи в новом деле!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

27.11.2014 14:34
Гость
ответить

Какие-то оппортунисты и ревизионисты завелись. Всем же известно, что история Беларуси начинается с Великой Отечественной войны. Сам президент говорил, что с этого момент возникла белорусская нация. Бресткая крепость, линия Сталина плюс новый музей Великой Отечественной войны. Все. А до этого на нашей земле никто не жил. В войну пришли какие-то люди с советскими флагами и сразу же ушли в партизаны.

Аватар

27.11.2014 15:11
Kvetka
ответить

Вот любят у нас навесить ярлыки! Чуть что - срузу и оппортунисты! Человек совершенно прав - история у нас древняя, и туристам будет интересна. И ее самим нужно знать, а то растет поколение иванов непомнящих родства. Не знают, кто их прадеды!

Аватар

27.11.2014 20:24
саркастический
ответить

Ответ к комментарию #2

Дорогая Кветка, вам знакомо такое понятие, как "ирония"? Если нет, то тогда я пребываю в сарказьме! А Гость абсолютно прав: никакой истории тут, на Великой Шкловщине, действительно не было, пока не пришли партизаны и не ушли сразу же в лес, после чего их никто больше никогда не видел, но о них до сих пор бабушки на завалинках рассказывают сказки, а внуки из брсм слушают те сказки, раскрыв рты, в которые залетают мухи...

А вот Андрей Леонидович - хороший историк. И тем более непонятно, как дешево он купился на сказки про француза Машера, от которого якобы пошел Машеров. Эти сказки для Натальи Машеровой сочинили в ту пору, когда она собиралась стать президентом РБ. Но не срослось! А с той поры в Свислочи много мутной воды утекло. Да и сама Наталья съехала к внукам за границу и вряд ли вспоминает те сказки про папу.  

 

 

Аватар

27.11.2014 21:34
историк
ответить

Машеров - это круто. Жаль, что сам гость не разглядел здесь иронии. Тогда, может быть, и саркзма поубавилось бы. Улыбайтесь, господа! Так, кажется, сказал еще один околоисторический герой.

Аватар

27.11.2014 22:25
саркастический
ответить

Гость-то всё разглядел, а вот такой псевдоисторик, как вы, так ничего и не понял. И как водится, огрызнулся из будки, чтобы его заметили как... околоисторического героя...

28.11.2014 09:47
Ирина
ответить

С придумыванием мифов в истории бороться - всен равно что с ветраными мельницами. Стоит ли?

28.11.2014 10:02
susnadia
ответить

Мне кажется, что мифы, если их придумывать, должны быть эксклюзивными именно для этой местности, уникальными, а не похожими, например, про несчастную девушку, утопившуюся с горя...

28.11.2014 10:26
Ирина
ответить

Ну, это тогда уже не мифы) ЭТО КРЕАТИВ!

Аватар

28.11.2014 12:55
Семен
ответить

А каковы расценки на работу историков по придумыванию мифов?

01.12.2014 10:41
susnadia
ответить

Переадресовали этот вопрос Андрею Киштымову. А что, есть потребность в создании мифов?

Аватар

16.08.2015 13:24
наталья
ответить

А как можно связаться с господином Киштымовым и сотрудниками "исторического Бюро"?

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах