«Предлагаю заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое. Наверное, в Европе вряд ли кого-то привлек бы объект «Линия Гитлера»…

13.11.2014

 - Мнения

Автор: Галина ПОТАЕВА


«Предлагаю заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое. Наверное, в Европе вряд ли кого-то привлек бы объект «Линия Гитлера»…

«Доля туризма в ВВП очень мала, а значит, страдает экономическая сфера. Недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие четко составленной программы, провинциальность и неоригинальность дизайнерских решений, неблагоприятный политический имидж – и результаты, увы, налицо!»

О «больных точках» белорусского туризма рассуждает директор компании «Виаполь» Галина Потаева. Учитывая, что за 22 года работы на рынке компания «Виаполь» накопила достаточный опыт в области въездного и внутреннего туризма (например, в настоящее время компания еженедельно обслуживает от 200 до 500 туристов), оценка сегодняшнего состояния туризма в Беларуси получилась объективной и конкретной.

– Меня неприятно поразила информация, которую озвучила Наталья Никандрова, представитель Национального  агентства по инвестициям, о том, что инвестиции в туризм у нас очень незначительны. Другими словами, наша страна не находится в мировых трендах по доле туризма в ВВП. Во всех развитых странах Европы структура ВВП следующая: доля сельского хозяйства – 2–3%, 20–25% – промышленность, а 70–80% – сфера услуг, где важной составляющей является туризм. Это важная и перспективная сфера деятельности, особенно въездной туризм: деньги, заработанные в другой стране, вкладываются в экономику нашей. Доля туризма в ВВП в Беларуси очень мала, а значит, страдает экономическая сфера страны. Недостаточно развитая туристская инфраструктура, отсутствие четко составленной программы действий и приоритетов, провинциальность и неоригинальность дизайнерских решений, неблагоприятный политический имидж – и результаты, увы, налицо! Если в прошлом году Францию посетило 90 млн туристов на 65 млн населения, то Беларусь – 136 тысяч туристов при почти 10 млн населения! Конечно, наша страна – не Франция, но эта цифра при благоприятных условиях тоже могла быть гораздо выше.

 

Кстати о Франции. В 1955 году страна сделала несколько шагов, которые произвели революцию во въездном туризме (эти шаги были обозначены в специальной Программе развития туризма). Прежде всего, Франция отменила визы для американцев. Логика была такова: Европа лежит в руинах, восстанавливается после войны. А Америка в войне пострадала незначительно, значит, основной упор нужно сделать именно на американских туристах. Кроме того, были введены групповые скидки на ж/д проезд и сделан специальный «туристский» обменный курс валюты, более выгодный. Эти меры позволили Франции за несколько лет выйти на первое место в Европе по въездному туризму.

А у нас, как иногда кажется, туристы вообще мало кому нужны. Приведу свежий пример. Недавно мы принимали пятерых туристов-индусов. Так им пришлось провести в аэропорту более двух часов, потому что к ним проявили повышенный интерес пограничники! В условиях такого «гостеприимства без границ» развивать туризм крайне тяжело.

Вместе с тем не могу не отметить положительные моменты в развитии отечественного туризма. Построено достаточно много новых гостиниц, причем не только 4 и 5*, но и среднего класса – 3 звезды. Затем – появились такие объекты туристской инфраструктуры, как, к примеру, «Панский маёнтак Сула» – большой инвестиционный проект, в который вложены большие средства. На объекте развивается несколько направлений, в том числе и экскурсионный туризм. Замечу, что следующий год станет годом Михала Клеофаса Огинского, и мы уже можем планировать какие-то мероприятия в отреставрированной усадьбе в Залесье. В Минске появился новый музей ВОВ. Что бы там ни говорили о «Дожинках», но эти мероприятия, а также праздники письменности преобразили маленькие белорусские города, и туда уже не стыдно привезти туристов. Из других плюсов – у нас много красивых природных уголков. Ну, и наши посольства за рубежом к туристам относятся вполне лояльно.

Но отрицательных моментов все-таки слишком много. Нам еще нужно много работать над политическим имиджем страны. Нужно учитывать, что на наш туризм влияют и внешнеполитические факторы, к примеру события в России и Украине. Многие зарубежные туристы совершали объединенные туры, посещая наряду с Беларусью и эти страны. На туристической выставке, которая недавно прошла в Лондоне, огромный российский стенд смотрелся сиротливо. Когда восстановится туристский поток в Украину, тоже пока неизвестно. С кем нам увязывать свои туры? С Литвой? Но для иностранцев это безвизовая страна, а чтобы попасть в Беларусь, нужна виза. Вообще, визовая политика – это одна из самых больших проблем. Пока не видно, чтобы она решалась, хотя переговоры ведутся.

Но, предположим, туристы все-таки приехали в Беларусь. Два дня они проводят в Минске. Но потенциал нашей столицы не очень большой. Куда нам их везти дальше? Мир и Несвиж заполнены туристами до отказа, огромные толпы туристов также в Дудутках. Некоторые фирмы возят туристов на «Линию Сталина». Но наша компания принципиально не включает этот объект в свои программы – из-за его названия. И вообще мы выступаем с предложением заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое. Наверное, в Европе вряд ли кого-то привлек бы объект под названием «Линия Гитлера»… Почему мы смотрим на это сквозь пальцы? Можно, к примеру, назвать этот комплекс Укрепрайоном либо как-то по-дургому. Мне кажется, над этим стоит подумать! Дальше. Наши гостиницы слишком дорогие. У отелей должна быть более гибкая ценовая политика. Пока этого нет. Что касается нашей природы. Нельзя просто привезти туриста и сказать: «Вот природа, наслаждайтесь!» Нужно, чтобы там что-то было – сценарий посещения, основанный на инфраструктуре: туалеты (это вообще проблема!), дорожки, места для барбекю, экскурсионные объекты, какая-то интрига! Плюс наша непредсказуемая погода... Все это надо учитывать, если мы действительно хотим принимать туристов.

Что касается событийного туризма. Мы бы с удовольствием использовали различные события в наших программах. Но мы по-прежнему не знаем точных дат проведения этих мероприятий! А сказать туристу: «Приезжайте когда-нибудь в сентябре или октябре» мы не имеем права. Ведь в мире проходит масса интересных фестивалей и праздников. Почему туристы должны приехать именно в Беларусь? График наших собственных туров мы размещаем на 8 месяцев вперед и никогда не меняем. Даже если приедут два человека – мы будем их обслуживать! И еще – у нас в стране очень мало уделяют внимания дизайну окружающего пространства. Он неоригинален и провинциален. Плюс в Беларуси по-прежнему сложно найти качественные сувениры, сделанные со вкусом. Я бы даже сказала, что и на туристических выставках мы представлены достаточно скромно. Да и лозунг «Гостеприимство без границ!» звучит несерьезно (хотя василек разноцветный как символ страны очень хорош, на мой взгляд. Мы даже попробовали наши областные туры разместить в этих лепестках: красный – архитектурная Гродненщина, синий – озерная Витебщина, оранжевый – историческая Брестчина и т.д., и получилось очень неплохо). Но другие страны свои экспозиции на той же лондонской турбирже оформили с гораздо большим вкусом. К примеру, Нидерланды и Бельгия сделали упор на Первой мировой войне и «поиграли» с цифрами: номера стендов у них были – Е14 – Е18. Великобритания поиграла со словами Culture is Great, History is Great, Nature is Great. И внизу мелко  – Britain…

Мы же пока толком даже не знаем возможные «точки роста» белорусского туризма: какие туристы приезжают в Беларусь, каков их возраст и социальное положение, пристрастия, мотивация и так делее. В общем, работы, направленной на развитие въездного и внутреннего туризма, в Беларуси непочатый край. И это, конечно, тоже очень интересно.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

 

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

13.11.2014 13:17
Viktorija
ответить

Все усилия нужно приложить на развитие внутреннего туризма, это большое будущее Беларусии. Нужна большая помощь в развитии агроусадеб и финансовая поддержка. Некоторые хозяева агроусадеб хотят развивать свой агротуризм, но местные власти и банки не охотно помогают и поддерживают их. 

Аватар

13.11.2014 13:49
Неравнодушный
ответить

Как можно сравнить Сталина и Гитлера? Почему надо переименовывать линию Сталина? Мы что, стыдимся имени этого человека? Страна должна гордиться такими людьми, а не оглядываться на идеи англо-саксонской пропаганды. Представителям турбизнеса не мешало бы подучить историю своей страны, причем свою историю, а не навязанную нам кем-то с запада пропаганду. УКРепрайон особенно смешон и "актуален" в нынешней внешнеполитической ситуации. О каком внутреннем туризме говорить, если мы даже свою исотрию не знаем (или стесняемся). Товарищи, давайте думать в первую очередь своей головой!

13.11.2014 14:04
Ирина
ответить

Не вижу смысла переименовывать успешно действующее предприятие. Оно привлекает туристов, активно работает, и если у них назреет внутренняя необходимость что-то поменять - они поменяют, не сомневаюсь. Для успешного развития туризма в нашей стране, по моему мнению, достаточно того, чтобы каждый НА СВОЕМ МЕСТЕ хорошо делал СВОЕ дело.

Аватар

13.11.2014 14:25
Мікалай
ответить

Я учавствовал в строительстве этой линии. Позорный факт моей биографии. Но от армии некуда деваться, пришлось. Миллионы разрушенных судеб и кровь убитых безвинных людей на руках этого палача. И в несколько раз больше тех, чьи близкие проливали долгие и горькие слезы по своим родным. Гордиться Сталиным? Лениным? Дзержинским? Детей еще воспитайте на таком. Они вам в старости покажут, как надо Родину любить и кто враги народа.

Аватар

13.11.2014 15:26
Неравнодушный
ответить

Позорный факт - это быть несведущим в своей истории. Не подменяйте понятия, Мiкалай. "Кровь убитых безвинных людей" - это Вы вспомнили из книг истории, которые в школе читали (написанные под диктовку оккупантов)? А сами правду узнать не пытались? Зачем.. это же самому думать надо. А тут все рассказали, навязали... пипл хавает. А прежде чем приравнивать Ленина и И.В. Джугашвили, устройте себе исторический ликбез. И учите родной язык, уважаемый! Вот именно, что "УчаВствовал"...

П.С. А уж своего ребенка я попытаюсь воспитать не таким овощем, как нынешнее поколение, не переживайте.

Аватар

13.11.2014 15:42
Лилия Кобзик
ответить

Дорогая Ирина и другие комментаторы, не видящие ничего страшного в нынешнем названии этого интересного туристического объекта. А Вас не смущает, что подобное мнение высказывает лидер въездного туризма в Беларуси, человек, которого никак нельзя упрекнуть в том, что он не понимает, как оптимально способствовать развитию туризма в нашей стране?! Раз высказано такое мнение, значит, наболело! Значит, мешает делать бизнес! Если бы была на то политическая воля руководителей комплекса и соответствующие договоренности, идеально,на мой взгляд, было бы переименовать в "Мир танков" (World of Tanks) и, безусловно, убрать оттуда бюст Сталина, выкинутый в свое время на помойку из Ивацевичского музея. А комплекс на самом деле хороший, все хвалят - и пострелять, и поиграть... Убрать вурдалака и развить как следует тему, так креативно найденную белорусскими айтишниками, -- и будет туристический объект-конфетка, который устроит всех. P. S. Но, вообще, неудивительно, что мнения разделились -- итог недавнего советского прошлого, нормальное осмысление которого в белорусском и российском обществе так и не произошло. К сожалению! Больше дискуссии вы можете посмотреть здесь https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=594813953974907&id=100003389241770&notif_t=like

13.11.2014 15:53
susnadia
ответить

Полностью согласна с Галиной: объект, вполне пригодный для развития военного туризма,  нуждается в переименовании. Но у нас почему-то считается, что кровавые монстры - это замечательный "бренд" для привлечения туристов. Некрофилы радостно таскают их портреты, готовы на них молиться. Монстры и вурдалаки должны лежать в гробах. А туризм - дело оптимистическое и в мрачных символах не нуждается.

Аватар

13.11.2014 16:10
romal
ответить

сапраўды, калі ўжо мяняць, то не толькі назву, але і сутнасць. і бюсціку - там сапраўды не месца, яго неабходна прыбраць у любым выпадку. можа комплекс і паспяховы, але я думаю яшчэ больш паспяховай была б анімацыя ў Курапатах: чорны варанок вязе з Мінска цёмным вечарам, да свежай ямкі, аніматар у касцюме нквдзіста тыцкае дулам ў патыліцу, а потым усёй вясёлай кампаніяй ідуць бухаць на Бульбаш-холл непадалёк ад магілаў, фоткаюць для фэйсбука свае паўп'яныя морды на фоне крыжоў... я думаю тысячы замежнікаў аж усраліся б ад такога і заплацілі б шалёныя грошы... але... я думаю пад старасць такім аніматарам заснуць будзе цяжка.

13.11.2014 17:08
Екатерина Николаева
ответить

Позволю себе оставить коммент. Менять название вполне успешного проекта нет никакого смысла. Ни исторического, ни материального. Уверена, что среди "больных" тем развития въездного туризма в Беларуси - это не самая больная. А во всем остально согласна с автором. "За державу обидно".

Аватар

13.11.2014 17:29
Лилия Кобзик
ответить

Катюша, ребрендинг как раз не помешал бы с точки зрения бизнеса. Наоборот, привлек бы к объекту внимание еще более широкого круга туристов. И такие фундаментальные вещи, как вполне серьезное культивирование идолов советской эпохи, явно вредит нашему туризму. Просто мы дружно закрываем на это глаза. А Галина Ромуальдовна не промолчала, высказалась. Молодец она, спасибо ей за это!

Аватар

13.11.2014 18:01
Александр
ответить

Предлагаю выступить за переименование Галины Потаевой в, например, Казимира. Или в Леопольда.

Ни в одной европейской турфирме - "лидере въездного туризма", нет руководителя по имени Галина. А ведь в переводе с, например, итальянского, "галина" означает "курица"! 

И это лицо нашего туризма? Как на таких лицах можно воспитывать детей? Как с таким лицом мы можем куда-либо ехать и не сгорать от стыда за страну и народ? 

И эти люди 22 года промывали всем мозги?

Доколе!?

Аватар

13.11.2014 18:04
Sapsan
ответить

Мне претит идея переименования Линии Сталина, какое бы вас к ней отношение не было, вы должны об этом вспоминать читая название. По мне такое предложение просто плевок в лицо.

P.S. что-то нездоровая тенденция у нас все переименовывать, и под шумок переписывать историю.

Аватар

13.11.2014 18:15
Александр
ответить

Предлагаю Галине Потаевой срочно выбросить макулатуру производства гражданина Сванидзе. Также предлагаю ей в целях расширения кругозора прочесть книгу "Сталин. Вспоминаем вместе." товарища Старикова Н.В.

Аватар

13.11.2014 19:04
Тотсамый
ответить

Предлагаю Беларусь переименовать в Россию. Великолепный пример ребрендинга я считаю.

Аватар

13.11.2014 19:13
Михельсон
ответить

А давайте откажемся от празднования Дня Победы вообще? Негоже нам при европейцах вспоминать, что они хотели нас уничтожить, а мы им за это по балде настучали.

Брестскую Крепость также нужно забыть. Перекрасить в цвета ЛГБТ, как минимум. А то западные эксперты назвали одним из самых уродливых памятников на планете. 

Вот так и живем. Мучаемся, а не живем. Во тьме ходим. Спасибо, галина ромуальдовна, что открываете нам, сирым, глаза и льете в них незамутненную историческую правду.

 

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах