«При разработке экскурсий и программ все еще доминирует много устаревших стереотипов»

19.06.2015

 - Мнения

Автор: Валерия КЛИЦУНОВА


«При разработке экскурсий и программ все еще доминирует много устаревших стереотипов»

Поводом для нашего разговора послужила презентация новой книги  Валерии Клицуновой «Интерпретация наследия в туризме. Новые подходы в эпоху экономики впечатлений».

– Прежде всего хочется поздравить вас с выходом этого интересного издания и пожелать дальнейших творческих успехов!

 Большое спасибо, ведь подобные события случаются не каждый день…

 Что послужило толчком  для разработки именно этой темы?

 Идея о необходимости интерпретации зародилась давно, и сегодня она приобрела особую актуальность. Поэтому в США, где я проходила стажировку в качестве стипендиата  Программы имени сенатора  Фулбрайта, я занималась только разработкой этой темы.  Большую поддержку мне оказали сотрудники Школы рекреации, спорта и туризма университета им. Дж. Мэйсона. Вдохновенная работа интерпретаторов Национальной ассоциации интерпретации США, членом которой я являюсь, продемонстрировала мне  эффективность новых подходов, а значит, и правильность выбранной мной темы. Кроме того, в Америке я увидела лучшие примеры интерпретаций.

 Сейчас много говорят о впечатлениях как о главной составляющей каждой поездки и каждого путешествия…

 И это на самом деле так. Известный экономист и футуролог Ролф Йенсен считает, что быстрее всего в XXI веке будет развиваться индустрия развлечений для ума и чувств. Люди покидают свои дома и отправляются в путешествия, на экскурсии, на праздники и фестивали за яркими, сильными впечатлениями, эмоциями, переживаниями, которые они не могут получить дома.

 Многие получают эмоции, не выходя из квартир, благодаря интернету…

 Не могу с этим согласиться. Интернет, кино, книги – все это опосредованные впечатления. А хочется настоящих. Есть такая книга «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена». Ее авторы – Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор – считают, что «признание впечатления отдельным экономическим предложением – это залог экономического роста в будущем».

 Получается, что впечатления – это товар, за который нужно заплатить?

 Да, если просто информацию можно получить из любого источника, будь то интернет, радио, телевидение и пр., то впечатления – это нечто особенное. Экономисты подсчитали, что сегодня в мире насчитывается по меньшей мере миллиард людей, готовых платить за эмоции. Это самый дорогой товар, хотя сами по себе эмоции могут ничего не стоить. Я всегда привожу такой пример: когда в Беларуси создавались зеленые маршруты, приехала группа голландцев. Они восхищались нашей природой, а однажды устроили «минуту тишины»: легли на траву и десять минут смотрели в небо, слушали пение птиц… Разве это стоит денег? Нет, но эти минуты, я уверена, запомнятся на всю жизнь.

Есть и еще один пример. Приехала группа экспертов из Польши, и они попросили, чтобы мы их отвезли в деревню. И когда они вошли в дом, красиво одетые в национальные костюмы бабушки запели белорусскую песню. У поляков на глазах появились слезы…

 Насколько продвижение экономики впечатлений и интерпретации  наследия актуально для нашей страны?

 К сожалению, вынуждена констатировать, что эти тенденции  пока не очень характерны для белорусского туризма, где при разработке экскурсий и программ все еще доминирует много устаревших стереотипов. Пора признать, что они больше не работают и, соответственно, не востребованы. Уже выросло новое поколение, воспитанное и на других ценностях и, что особенно важно, на других формах коммуникаций: интернет, социальные сети, которые предполагают интерактивность, диалог и выражение собственного мнения. Взять, к примеру, моих студентов. Они уже родились в эпоху интернета, привыкли высказывать свои мысли на форумах и пр. Их не проймешь обычными подходами и обычными экскурсиями, которые в основном написаны в 7080-х годах прошлого века. Сейчас другая эпоха и другая среда. Невозможно представить, что нынешняя молодежь будет слушать гида, который берет микрофон и вещает в течение двух с половиной часов.

Это не двусторонняя коммуникация, к которой привыкли молодые люди. Раньше экскурсия была средством идеологии, и все, что говорил экскурсовод, принималось на веру. У меня есть достаточно негативных примеров, когда наши экскурсоводы вели себя по старинке. К примеру, приезжаем в Пинск с гостями из Израиля. Времени у нас мало, и мы просим гида, чтобы она рассказала нам что-то интересное из истории города. А в итоге десять минут она сыплет цифрами и датами. Израильтяне попросили прекратить это издевательство и отказаться от услуг экскурсовода.

Другой пример. Вместе с американцами осматриваем Софийский собор в Полоцке. Гости задают вопрос. Экскурсовод отвечает: «Это неправильный вопрос, это не по методике, отвечу попозже»… Потом еще один вопрос – и такой же ответ...

Мне было очень интересно, как работают экскурсоводы в Америке. Там гиды – это скорее актеры. Они поют, танцуют, они одеты в костюмы соответствующей эпохи. И это очень востребованно. В США я видела майку интерпретатора. На ней написано, что этот человек – и гид, и педагог, и человек, который показывает, где туалет… Поэтому,  если мы хотим видеть среди наших потребителей молодежь, нужно создавать для них туристический продукт, основанный на новых подходах, который может конкурировать с социальными сетями, современными парками развлечений, клубами, вечеринками и т.п.

 Если классическая «экскурсионка» не способна выполнять функцию интерпретатора, то на кого можно рассчитывать?

 Безусловно, эту функцию вполне может выполнять агротуризм. Если честно, хозяева агроусадеб не перестают меня удивлять своим творческим подходом и креативностью. Примеров более чем достаточно. Казалось бы, такая простая тема – пчеловодство. Но на усадьбе «Мир пчел» погружение в эту тему идет настолько увлекательно, что захватывает и взрослых, и детей, и белорусов, и иностранцев. А на усадьбе «Гаенские истоки»  к этой же теме подход другой, не менее интересный. Каждая усадьба сегодня делает упор не на чарку и шкварку, хотя кулинария – это тоже интерпретация наследия, а на какие-то фишки. Сегодня у нас есть и дома на деревьях, и необычные квесты, и фестивали разнообразного толка, и экомузеи, и мастер-классы… Всего и не перечислить. И предела этой работе нет, а перспективы – завораживают!

 Спасибо за беседу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

 

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

19.06.2015 18:10
вот такие пчелы...
ответить

Невозможно представить, что нынешняя молодежь будет слушать гида, который берет микрофон и вещает в течении 2,5 часов.

Подумать только: невозможно представить, оказывается! А как же, г-жа Клицунова, "ваша молодежь",  которая слушает ваши лекции и лекции ваших коллег - лекторов-преподавателей, длящиеся порой не 2,5 часа, а четыре пары?! Или ваши студенты, особо продвинутые, приходят к вам на лекции, только чтобы увидеть на вашей майке под шарфиком надпись: "Я вас люблю и показываю, где в институте туалет"?

Не надо откровенный бред нести и доводить ситуацию до полного абсурда ради оригинального загиба мысьли... 

Аватар

19.06.2015 18:39
Василий
ответить

Некая госпожа, получившая американский грант,  просто его отрабатывает. Первый раз слышу эту фамилию в отечественном туризме, хотя работаю в нем 30 лет. 

Аватар

19.06.2015 22:10
экскурсовод
ответить

Госпажа Клицунова, считая себя (по вашим же заявлениям) продвинутым преподавателем, вы должны бы были знать, что экскурсия - это не рассказ, как вы тут отметили ( 2 или 3 часа), а ПОКАЗ, который и есть зрительные впечатления, о которых вы так залихватски рассуждаете с американской подачи ( у нас об этом уже знали как раз в 70-80 годы прошлого века, а вы узнали от американцев только в 21 веке), и впечатления экскурсант получает не от рассказа (он его очень быстро забывает), а от ПОКАЗА и интерпретации путем ПОКАЗА объектов, который, подготовленный экскурсовод, сопровождает выверенным, грамотным, с точки зрения воздействия на экскурсанта, рассказом. А то, что вам где-то не повезло с экскурсоводами никак не значит, что экскурсии устарели. И не надо на этом фоне продвигать свой агротуризм как великого интерпретатора. Это просто некрасиво и недостойно.

Аватар

20.06.2015 16:41
маргарита пушкевич
ответить

Сколько злобности и яда в иных коментах, ну чисто ДДТ!

Валерия, большое Вам спасибо, не обращайте внимания на злопыхателей. Завидуют. Где можно купить книгу?

Аватар

20.06.2015 23:00
Николай Чирский
ответить

Уважаемая Валерия, под экскурсией мы понимаем  изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением в пространстве (моторный принцип).  Эти два принципа тесно между собой связаны и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность - "душа" экскурсии. Экскурсия отличается от других форм получения информации доходчивостью, эмоциональностью, демократичностью, духовностью и патриотизмом, а прежде всего - наглядностью.В ходе экскурсионного процесса экскурсовод только помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии, получить об этих объектах необходимую информацию, ощутить значение исторического события, стать  его участником, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа объектов паказа.Белорусская экскурсионная школа придерживается данных принципов. Наши западные  коллеги на протяжении десятилетий учились на  опыте  экскурсионной школы Беларуси .. Хочу посоветовать Вам изучить  предмет, прежде чем  о нем рассуждать.......

 С уважением, Николай Чирский.- председатель БООЭ и ГП

Аватар

22.06.2015 00:33
Тамара Федорцова
ответить

Уважаемая Валерия, я думаю, что определенные возмущения в комментариях к данной статье вызвали некоторые противоречия в ней изложенные (не знаю вольно или невольно). В частности, вы говорите, что "в XXI веке будет развиваться индустрия развлечений для ума и чувств. Люди покидают свои дома и отправляются в путешествия, на экскурсии, на праздники и фестивали за яркими, сильными впечатлениями, эмоциями, переживаниями, которые они не могут получить дома." Это как раз не противоречит тому, что экскурсант получает в процессе экскурсии и ради чего он на эту экскурсию "подписывапется", в ней участвует, причем за свои собственные деньги. Ведь экскурсия дает пищу и для ума и основана на чувственном восприятиии экскурсионных объектов в их естевественной среде ( то чего нельзя получить в интернете, социальных сетях и т.д.). В этом плане экскурсии никак не вступают в противоречие с понятиями "интерпретация наследия" ,"индустрия и экономика впечатлений". Речь здесь и проблема, вероятно, в другом - в профессионализме исполнителей экскурсий - экскурсоводов.  Именно от их профессиональной подготовки, эрудиции, владения методикой проведения экскурсии, о которой вы как-то негативно отзываетесь, может быть потому что вам действительно, как сказано выше, "не повезло с экскурсоводами", зависит интерпретация наследия. Этому, действительно, учили еще в советское время, и это актуально по сей день. Поэтому, считаю, что не стоит хаять или отрицать экскурсии, как форму (и очень эффективную) интепретации наследия и противопоставлять агротуризму. Все имеет место быть (где-то дополняя друг друга). Но все-таки, в защиту экскурсий хочу сказать -  в экскурсиях интерпретация наследия дается на профессиональном уровне, как бы то ни было. Экскурсоводов этому учили когда-то (в 70-80 годы) и учат сейчас на курсах экскурсоводов. Эти люди имеют специальную подготовку и способны выпонять функции интепретаторов. То же самое можно сказать и в отношении экскурсий, которые в наше время достаточно диверсифицированы в соответсвии с потребностями экскурсантов.

С уважением - Тамара Федорцова

  

Аватар

22.06.2015 11:02
Наталья Метельская
ответить

Водотоки и древостои.

Аватар

22.06.2015 18:09
Влад
ответить

Без злобы, так смешно читать как американцы открыли ей глаза на туризм. Валерия, Вам американский нимб не жмёт?... ))

Аватар

22.06.2015 18:15
Ulm
ответить

О-о! Ну и дали же Вам в кости, уважаемая Валерия Клицунова. В принципе, правильно дали. Не стоит черпать вдожновение в чуждом америкосовском... У нас свое, самобытное, потрясающее и неповторимое. И школа наших экскурсоводов реально выдающаяся. Умницы работают. Действительно умницы. И америкосовским верховодкам никогда до наших глубин не дорасти! Но с книгой своей Вы меня заинтриговали - почитаю обязательно. И вообще, замечательно, что Вы такая есть. Иначе скучно бы было. Вот сегодня день был какой-то суетливый, неуютный. Понедельник. А вот прочел ваше интервью и комментарии и улыбнулся. Все, бегу в книжный. Может, не раскупили еще весь тираж... 

Аватар

23.06.2015 17:11
Японский Летчик
ответить

Вас послушать, г-жа Клицунова, так экскурсии в Беларуси в настоящее время – это идеологический бред 70-80-х гг., а настоящие экскурсоводы должны петь и плясать, чтобы подарить экскурсанту (особенно представителю современного молодого поколения) впечатление… Вы, возможно, не поверите, но сегодня молодежь способна эмоционально воспринимать РАССКАЗ экскурсовода. К сожалению, иногда только на рассказе экскурсовода и строится вся экскурсия, ибо сами объекты на маршруте мало что могут сказать. И насколько мастерски экскурсовод владеет приемом рассказа, настолько сильным будет впечатление у экскурсантов. Говорю не голословно, а исходя из собственного опыта, опыта человека по ПРОФЕССИИ «экскурсовод». А танцуют и поют на экскурсионном маршруте те, кому просто нечего сказать (не в обиду моим коллегам, проводящим анимационные экскурсии).

Аватар

23.06.2015 17:59
ангелина
ответить

БРАВО!!!! ЗА --------А танцуют и поют на экскурсионном маршруте те, кому просто нечего сказать (не в обиду моим коллегам, проводящим анимационные экскурсии).

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах