Развития туризма в Беларуси не будет!

14.11.2015

 - Мнения

Автор: Анатолий АКАНТИНОВ


Развития туризма в Беларуси не будет!

Известный маркетолог и организатор крупных туристических фестивалей Анатолий Акантинов предложил нашему порталу опубликовать весьма резкое и категоричное мнение по поводу нынешнего состояния белорусского въездного туризма и причин этого состояния. Предлагаем профессионалам включиться в дискуссию. Быть или не быть развитию туризма в Беларуси?

…Беларусь имеет великолепные условия для развития туризма: месторасположение, природный, развивающийся инфраструктурный, культурно-исторический, событийный потенциал, но все это находится в законсервированном виде.

При этом по статистике Всемирной туристической организации Беларусь (0,137 млн за 2014 год) отстает от ближайших стран в десятки раз (Литва – 1,843 млн, Польша – 16, 0 млн, Украина – 12,712 млн). Даже с учетом российских туристов, которые не учитываются в статистике ВТО (почему?), страна все равно отстает, особенно из расчета на душу населения.

Причин этому много, главная – Беларусь (читай — власть) не хочет и не видит необходимости развивать туризм, а возможно, считает это опасным, ведь туризм  это и политический инструмент, местное население развивается, интегрируется, а турист приносит свою культуру и ментальность. Но все по порядку.

Управление туризмом на уровне государства находится в ведении Министерства спорта и туризма. Пока туризм не станет экономической дисциплиной и не будет рассматриваться как самостоятельное стратегическое экономическое направление, он и будет оставаться на уровне затратных механизмов спорта, культуры, идеологии. Примеры стран и городов показывают, что как только туризм становится самостоятельным экономическим направлением, он сразу приобретает рост.

«Практика показывает, что наличие министерства, которое занимается в первую очередь спортом и физической культурой, а лишь потом вопросами туризма, явно недостаточно для решения проблемы комплексного развития системы туризма, представляющей собой межотраслевой социально-экономический комплекс со сложной структурой и множеством компонентов, а поэтому нуждающейся в координации и регулировании как никакой другой сектор экономики», – говорит российский автор О. Лойко  в учебном пособии «Туризм и гостиничное хозяйство».

Существуют проблемы и на исполнительском уровне. Пятилетиями структура управлений спорта и туризма не меняется, уже не говоря о том, что и образование сейчас присоединили. Так многие вопросы тонут в чиновничьем «море», ограничивая создание брендов городов, развитие конгрессной деятельности, ограничивая возможности «Законом о массовых мероприятиях» для проведения событий и т.д.

Многие вопросы туризма взаимосвязаны с другими отраслями и ведомствами – пассажироперевозки, гостиничное хозяйство, культура (идеология). К сожалению, у этих ведомств свой взгляд на туризм, если он вообще есть. «Белавиа» занимает монопольное положение в авиаперевозках до 70%, и это позволяет ей держать высокие цены, ограничивая работу других авиакомпаний. Даже белорусам приходится вылетать из других аэропортов – Вильнюса, Москвы, Варшавы.

Гостиницы в Минске, где около 80% принадлежат Мингорисполкому, и их ценовая политика не позволяет выигрывать тендеры для проведения массовых корпоративных мероприятий, проигрывая Вильнюсу, Турции и Варшаве. Возможно, здесь нужна практика отмены НДС, как сделано во многих странах. Проведение различных событий в городах направлено прежде всего на развлечение местного населения (или, как называет один из экспертов, «быдло пати»), и занимаются в основном этим управления культуры, идеологии и по делам молодежи – у них совсем другие цели, они же и выдают разрешения на проведение массовых мероприятий.

Отдельный вопрос  выставление стоимости за охрану общественного порядка во время массовых мероприятий для частных и государственных организаторов событий. При организации, например, фестиваля «Рок за бобров» в первый год сумма была предъявлена 8 тыс. долларов, во второй  25 тыс. долларов. Аппетиты растут.

Отдельным вопросом стоит и консолидация участников туристического рынка. Для этого нет ни ментальных, ни экономических предпосылок. При системе монопольного положения госрегулирования (это наблюдается в сегменте авиаперевозок, гостиничного хозяйства, санаториев, объектов инфраструктуры) просматриваются только вертикально интегрированные с государством формирования, пример  Минская гостиничная ассоциация, либо ориентированные на внемонопольные, проектные интересы – Республиканский союз туристических операторов, «Отдых в деревне», «Беларусь N».

Тем не менее у Беларуси есть огромный туристический, креативный, творческий потенциал, но без системных структурных изменений он будет оставаться в законсервированном виде как минимум ближайшие пять лет. Место будут иметь локальные проекты, в т.ч. интегрированные с внешней средой наподобие трансграничного партнерства или организации вылетов и событий на сопредельных территориях. Видимо, в период кризиса для государства есть другие более важные и доходные приоритеты. А туризму остается только надеяться на самих себя и находить локальные креативные решения своего развития.

 

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

14.11.2015 13:12
Ваня с топа
ответить

В глаз!

Аватар

14.11.2015 13:12
Vladimir
ответить

 

Очень актуальная статья! Возражать тут нечему, разве, что какому-то умыслу о противодействии развитию отрасли. У англичан - больших специалистов в области бюрократии есть закон Паркинсона. В переводе он звучит  примерно так: «Чиновники существуют для того, что бы создавать работу для других чиновников». И все. Так, что давайте развивать туризм сами. Я директор кемпинга. На озере Селява. Чиновники (!) объявили его пилотным проектом. Правда, что будут делать дальше, не придумали. Будем сами. Зарегистрировали общественное объединение «Союз кемпингов». Цель – реклама и продвижение проекта по строительству кемпингов в стране. Условное название – « Зеленая Беларусь». Да, кстати о значимости проекта.

Оборот кемпингов в ЕС – 40 000 000 000 евро в год / только проживание без сопутствующего бизнеса/, около 500 000 000 ночевок, более 30 000 кемпингов.  Кемпинги – это реальная возможность включить в хозяйственный оборот нашу драгоценную природу. Дальше я процитирую свое письмо в МСТ, отправленное месяц назад

     Кемпинги - перспективный вид бизнеса.

На различных дискуссионных площадках давно обсуждается вопрос, как из главного белорусского достояния – чудесной природы извлечь материальную выгоду. Были проекты по продаже воды в Африку, торфа в Европу, леса на Ближний Восток. Разве что не рассматривалась идея, выдвинутая фантастом Александром Беляевым в романе « Продавец воздуха». Но после реализации таких идей нас может ожидать страна, похожая на декорации фильма « Кин-дза-дза».

Однако есть очень хорошее решение этого вопроса. И США и Европа и многие развитые страны это давно поняли. Людям, живущим в индустриальных мегаполисах не хватает плеска волны, шороха леса, свежего ветра. Не хватает того восторга, который ощущаешь, проснувшись рано от пения птиц и первых солнечных лучей, пробивающихся через зелень лесных великанов. Дайте людям возможность наслаждаться природой и они согласятся отблагодарить вас. Но, что бы люди наслаждались жизнью в окружении лесов, полей и рек им надо создать современные бытовые условия. Вот здесь мы и переходим к теме этой статьи.

Кемпинг – это безопасное, комфортное место для жизни в окружении природных красот.

Давайте обсудим аргументы « За» этот вид бизнеса – бизнеса по строительству и обслуживанию кемпингов.

Государство.

- получает целый сегмент налогооблагаемого бизнеса

- не вкладывает никаких средств

- не несет риска утраты земель, так как земля выделяется в аренду на определенные цели

- повышает привлекательность страны в мире

- решает социальную задачу – забота о гражданах.

- развивает внутренний и въездной туризм

Инвестор.

- входит в новый вид бизнеса, находит так называемую свою «нишу», где полностью отсутствует конкуренция,

- получает земельный участок без аукциона,

- имеет право выбора земельного участка в понравившемся месте / по согласованию с местными органами /

- для вновь создаваемых предприятий имеет 7-и летний срок освобождения от налогов

- получает поддержку государства

- проектная документация не проходит Гос. экспертизу / если используется типовой проект – уже существует/

- низкая арендная плата

Граждане.

- получают новый вид комфортного отдыха

- в случае, если выступает инвестором имеет право построить дом и жить в самых лучших местах Беларуси

- кроме проживания гражданин-инвестор имеет возможность получать доход от туризма

- владельцы прицепов-дач могут заключать с кемпингом договор на долгосрочное размещение и обустраивать выделенную территорию навесами, барбекю, проводить небольшие ландшафтные работы и получать в итоге мини- дачный участок в таких местах, где получить дачу в принципе невозможно

Это краткий перечень причин для открытия нового бизнеса, список можно продолжать.

К сожалению наш Союз кемпингов объединяет только пару предприятий, но мы можем

показать первый кемпинг на озере Селява, который построен по модульной технологии, признан соответствующим европейским требованиям и имеет положительное заключение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Нашей мечтой и нашим предложением для правительства Республики Беларусь является создание вокруг озера Селява туристической зоны, зоны активного молодежного туризма, которая включала бы в себя несколько кемпингов и большую площадку для проведения фестивалей на открытом воздухе. Расположение этой зоны вблизи автострады Москва- Минск- Берлин могло бы значительно увеличить число транзитных / и не только/ туристов.

Готовы оказать консультационную помощь.

 

 

 

 

Управляющий Союза кемпингов Рудой В.А

.Да. конкретное предложение по проведению рок – фестивалей. А давайте к нам. У нас 2 га охраняемой огороженной земли на берегу заповедного озера. Электричество, канализация, интернет. И адекватное отношение местной власти.

Аватар

14.11.2015 15:26
Cифон
ответить

Автор прав

Аватар

14.11.2015 21:24
Безпалитыки
ответить

"Видимо, в период кризиса для государства есть другие более важные и доходные приоритеты. А туризму остается только надеяться на самих себя и находить локальные креативные решения своего развития...". Второй посыл - 100%, первый в корне неверен. Взглянем правде в глаза. такие приоритеты, это не потому что период кризиса. экономика страны как была, так и остается государственной, социалистической, все основные отрасли, более-менее значительные производства - в руках государства - промышленность, фабрики, заводы, сельское хозяйство, транспорт, в т.ч. конечно авиаперевозки, крупные сми. в частных руках новых нэпманов - небольшие кооперативы, в роде турфирм. при государственном монополизме на все неизбежна идеология, в рамках которой туризму, как отрасли, направленной на иные нормы госустройства, нет места. Поэтому прав Акантинов и стоит к нему прислушаться многострадальным кемперам: спасения утопающих дело рук самих утопающих. как-то так.

Аватар

14.11.2015 22:10
Vladimir
ответить

Я ведь собственно о том же. "Нечего ждать милости от природы", надо работать самим. Когда я писал в МСТ просил одного - информационной поддержки. Я в частном бизнесе с 1988 г. и видел эйфорию от первых успехов зарождающихся кооперативов и долгие годы стагнации и угнетения предпринимательства. Конечно не дождаться реальной помощи от государства. Хотя кое - что есть, это надо честно признать. Землю под кемпинг реально можно получить быстро и бесплатно. Аренда 1 га. стоит 60 дол.США в год. Но вот найти желающих что - либо  " предпринимать" в нашей стране очень сложно. Отбили желание. Но можно попробовать.  Надо донести до широких масс людей информацию. Может кто - то рискнет. Нам знакомые из Штатов звонят : " Есть шанс получить участок на берегу водоема? И вы еще думаете? Найдите в Америке хотя бы метр ничейного берега!" А затраты на устройство современного кемпинга не такие и заоблачные. И уж точно меньше стоимости постройки дома на берегу гнилого Минского моря. 

Аватар

14.11.2015 22:35
Безпалитыки
ответить

Что ж, отлично, что вы реально смотрите на ситуацию. ДА! Землю надо брать, и аккуратно развиваться, господдержики не ждите, людей предпримчивых и грамотных здесь кот наплакал, и вы сами объяснили, почему. А ваши знакомые в США просто не в состоянии понять нашу ситуацию, как это, когда можно, но НЕЛЬЗЯ! Успехов вам!!!!

Аватар

15.11.2015 19:04
Работник общепита
ответить

1. Визы
2. Налоги
3. Белтролль...
Даже мудрствовать долго не нужно.

Аватар

16.11.2015 09:22
грантосос
ответить

Известный кто????)))) маркетолог)))) вы меня улыбнули. Мнение человека который в туризме не понимает вообще ни чего и пытается все сделать чужими руками))))очень интересно! вы бы трактористов спросили. К нему серьезно ни кто не относится в туризме. Только бла бла бла

Аватар

16.11.2015 09:23
грантосос
ответить

Шут.)))))

Аватар

17.11.2015 22:52
Чернозипунников
ответить

В нашей стране при существующей системе взаимодействия государственных органов сам по себе туризм развиться не сможет. Нужен толкатель, или, скорее всего, локомотив на уровне как минимум запредсовмина или выше,  и с пониманием, что делать. Как это было с агротуризмом. Уровень зам министра, который сегодня ратует по должности за туризм, даст нам возможность только не утонуть. Так и остальные мероприятия позволяют нам продержаться на воде, а нам надо плыть, поэтому остается только ждать.

Аватар

01.12.2016 11:25
Ольга
ответить

Выражаю сомнение в достоверности информации, размещенной в статье.

Отсутствие описания реального опыта работы автора в туристической сфере, ссылка на российское учебное пособие в публикации, цифровые данные без обоснования и ссответствующих ссылок на первоисточники, отсутствие анализа маркетинговых мероприятий в туристической отрасли  "известным маркетологом" позволяют предположить, что мнение автора - это субъективная точка зрения.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах