«Сейчас идет перестройка, ломка российского туроператорского мировоззрения!»

21.09.2015

 - Мнения

Автор: Руслан СЕГЕНЮК


«Сейчас идет перестройка, ломка российского туроператорского мировоззрения!»

Руслан Сегенюк, руководитель белорусской туристической компании «Тайм Вояж», поделился впечатлениями о прошедшей в Москве туристической выставке «Отдых-2015»

 Руслан, каковы в целом ощущения от  московской выставки? Как сказался очередной виток кризиса на настроениях и атмосфере? 

–  Возможно, я неисправимый оптимист, но мое мнение отличается от мнения коллег, которые после посещения «Отдыха» пишут комментарии в социальных сетях. Аналогичные отзывы я слышал и от белорусских коллег, которых встречал на выставке. Лейтмотив таков: «Смотрю и плачу. Вот раньше было ого-го! Совсем все бедно и скудно…». Так вот, там, где  другие видят или считают,  что все плохо,  лично я вижу, что стало свободно.  На выставке стало свободно во всех смыслах: ты можешь вести переговоры с нужным партнером  столько времени, сколько тебе нужно, поговорить, что называется, и за жизнь, и о планах, подвести итоги, сделать выводы.  Раньше все надо было быстрее-быстрее, давай-давай, одним словом  конвейер... Сейчас нет толчеи, мало посторонних людей. Да и вообще хочется отметить, что в Москве стало свободнее дышать (в смысле  людей стало меньше). Въехал в город в 12.00, без пробок, без проблем, то же самое  в 9.00  без пробок, без проблем. Поехал на Арбат  в 18.00, простоял всего лишь  5 минут…  Когда такое было? Не припомню даже…  Ни «Мазерати» не подрежет, ни мигалка не обгонит. Полицейский остановил, спросил, как дела?  Я в ответ: а у вас? Пожелал хорошей дороги.

На выставке нормальная рабочая обстановка. Как отметили мои перуанские партнеры, в этом году не то, что в прошлом,  ходишь, а вокруг одни «памятники», то есть стенды фирм-банкротов, которые приехали выставляться… Стенды, конечно, особо не удивили.  Да, были годы, когда можно было увидеть все чудеса света, но сейчас все очень просто, практично и красиво. В то же время, как мне кажется, в этом году было необычайно много разных анимационных представлений, и, надо сказать, их стало удобно смотреть… И арии, и русские витязи, и монахи Шаолиня, и сербские трубачи, и словацкие повара.


 Не было ли ощущения после посещения деловой части «Отдыха» и различных семинаров, что российские турбизнесмены больше заняты регламентированием бизнеса, подстройкой под новые административные условия,  а не собственно турпродуктом?

– Понятно, что идет перестройка, ломка российского туроператорского мировоззрения, накручивать обороты безнаказанно уже нет возможности.  Российские операторы заняты  проблемами оптимизации. Теперь во главу угла они ставят прибыль и рентабельность, хотя  есть и такие, которые под шумок стараются урвать  не свой кусок рынка. Сезон завершили без потерь. Те, кто вовремя ужался, еще и прибыль получили. А что касается работы по внесению изменений в законодательство, то все проходит, как и у нас. Долго говорили, обсуждали, вносили изменения, чиновники сказали: как вы все это классно придумали – молодцы! А законопроект все равно прошел чиновничий, не тот, что обсуждали… То есть с точностью до наоборот.
 Можно ли говорить о том, что российский рынок в корне изменился с этого сезона?  По субъективным ощущениям, он тихо двигается к белорусскому варианту  монополизм отдельных «сегментов», отсутствие горячих предложений, бросовых, отличных цен и в целом настоящей конкурентной среды?

– Опять, рискуя вызвать на себя шквал негативных комментариев, скажу, что, на мой взгляд, белорусская модель турбизнеса не так уж плоха. Обосновывал эту мысль уже не раз. Кому интересно – найдет и прочтет. Что ждет российский рынок в будущем? На мой взгляд, жесткого регулирования в сфере авиации им не избежать, так же как реестров и дополнительных отчислений. На данном этапе, считаю,  это пойдет рынку на пользу. Как следствие «схлопывания» «Трансаэро»  можно ждать большого передела рынка наверху, у так называемой большой «пятерки», но обычный агент просто начнет  бронировать какого-то оператора больше, чем обычно,  вот и все, что мы заметим.  Постепенно привыкайте к тому, что необходимо забывать такие понятия, как безумные СПО, сумасшедшие скидки, мегагорящие предложения – скоро их станет в разы  меньше: российские туроператоры больше не готовы доплачивать, чтобы туристы больше летали. Если направление или вылет не пойдет, его просто модно оптимизируют, а клиентам предложат доплатить за регулярку или выставят иное направление. 

Вы говорите про отсутствие отличных  цен? А я считаю, что в этом году были отличные цены. Все пошли на уступки  отельеры, трансферщики, авиакомпании.  В итоге у многих получился сбалансированный продукт, на который был устойчивый спрос. Конкуренция в бизнесе  неотъемлемая часть развития рынка, только  расслабишься, скажешь: «Все, я занял нишу, могу пару лет спокойно поработать», и тут, в невидимой зоне, возле тебя уже молодой и прыткий конкурент, не успевший набить шишки и потому не боящийся ничего. В итоге…  нет нам покоя. Конкуренция как в российском, так в и нашем турбизнесе, будет всегда, хоть все сейчас и говорят про пулы, объединения. Все это временно, кризис не на века. Правда, до нас он толком еще и не дошел. Туристы в этом году покупали по накатанной, следующий год все расставит по своим местам. 

Как новые российские тенденции меняют наш белорусский рынок, как это отражается на работе наших агентов?

–  Отражается буквально. Если российские операторы зависят от решения правительства, действий конкурентов, стоимости барреля нефти и  курса российского рубля, то мы зависим от всего перечисленного.  Плюс еще и от того, как они, российские операторы, поведут себя в той или иной ситуации, так как процентов  60 «белорусского турпродукта»  это российский  продукт. Как сказал глава одной из крупнейших белорусских фирм, «нам напишут правила игры».  Вот и будем играть по этим правилам. Что уж нам говорить… Но мы не жалуемся, работаем с тем, у кого хороший продукт и  хорошие условия, пока нам это выгодно. Альтернатива есть всегда:  не нравится  смени партнера, профиль, бизнес….

Кстати, обратите внимание не на наших, а на «их» агентов, которые понемногу объединяются. Запомнилась инициатива председателя объединения тюменских туристических фирм, высказанная на конференции ТБГ и  подписанная 67 агентствами области,  адресованная большой «десятке», о внесении дополнения в договор между агентством и оператором. Согласно этому договору,  агентство  не имеет права давать скидку ВООБЩЕ! Ни 3%, ни более 3%, а вообще! Оператор создает продукт и устанавливает цену и размер комиссионного вознаграждения для розницы. Не умеешь продавать? Умеешь только бронировать и раздавать скидки? Марш с рынка, с тобой больше нет договора! Трудно пока представить, как это отследить и осуществить, но мысль интересная.

 Какие изменения претерпел сам российский турпродукт, может быть, появилось что-то новенькое, интересное?

– Ассортимент чартерных перевозок сократился, некоторые  авиакомпании сократили и рейсовые перелеты, поэтому удобных новых предложений в этом году ждать не стоит.  Да и риск пока слишком велик. Будут углубляться в ниши, оттачивать то, что есть. На оставшейся регулярке  по-прежнему доступен весь мир. Несмотря на кризис, люди не перестали интересоваться Чили или Японией, и всегда найдутся те, кто осуществит  свою мечту. На другой стороне полюса  рост внутреннего туризма 800%, и тут уж программы Золотым кольцом не ограничены. Россияне вспомнили, что и у них есть что посмотреть, и теперь такие туры в тренде…

 Последний вопрос:  что говорили в кулуарах, были ли, как в прошлые годы, шумные вечеринки? 

– Узкопрофильная общественность обсуждала укрупнения, передел чартерного рынка после скандала с «Трансаэро», дополнительные фингарантии для операторов, реестр для турагентств, падение престижа профессии. Говорилось о том, что онлайн скоро полностью вытеснит живых турагентов. К слову, многие в это не верят, впрочем, как и я, – человек-турист любит покупать у человека-туагента. Рассуждали о том, что  выживут не сильнейшие, а клиентоориентированные профессионалы… А вот шумных вечеринок на «Отдыхе» не наблюдал, все на выставке было по-деловому сухо.

 Спасибо за беседу!

Беседовала Лилия КОБЗИК

Фото с портала www.tourismexpo.ru/leisure

Страны: Россия Беларусь


Комментарии

Аватар

21.09.2015 10:38
Блумберг
ответить

Тонем, братцы, тонем, а все остальное - прекраснодушные слова в оправдание неизбежного краха! Понятное дело - всегда есть острое желание отгородиться от краха забором, за которым краха как бы не видать да и нету. А он грядет, и забор тот повалит в два счета. 3.14-ец таков! Не полупустые залы на выставках и блеклые тусовки на них надо анализировать, а черные прогнозы нацбанки, минэкономразвития и минфина надо читать на досуге. Последние абсолютно все "вопросы решают", а не какие-то переписываемые без конца законы и декларации обреченных.

Бочка нефти и сквозняк на Лондонской бирже - вот что важно! Как ТАМ подует на брокеров из форточки, так и будет в России и ТУТ соответственно, то есть будет сразу баррель соплей - 160 литров приблизительно. А потом фильтруйте эти сопли, развешивайте их на веревках, высушивайте и вааще сцеживайте в бочки прогнозов...

Аватар

22.09.2015 15:51
Елена
ответить

Кто-то тонет, а кто-то выплывает.. Таков итог любого кризиса. Спасибо за адекватную статью. А то эти пессимистичные сопли уже устали читать. Кому в туризме плохо работается, прогнозы видятся не утишительными, а работа идет только за счет обмана и скидок, убедительная просьба - УЙДИТЕ С РЫНКА, не позорьте сферу! 

Аватар

24.09.2015 17:33
Людмила
ответить

Ответ к комментарию #2

Абсолютно с Вами согласна. Превратили туризм в базар, берут не знаниями и умениями, а скидками. Чем только больше недоверия вызывают у туристов!!!

Аватар

22.09.2015 18:38
Блумберг
ответить

Прекрасная Елена, чтобы самой вам не позориться в следующий раз, научитесь для начала хотя бы грамотно излагать свои мысли, а потом уж давайте утЕшительные советы другим. Надоели вам чужие сопли - выплывайте на своих и гребите по ним дальше, к сияющим вершинам бизнеса - "без скидок и обмана". Короче, станьте на своем примере, а не на советах (в стране советов их, советов, всегда было с избытком) образцом радости, удачи и утЕшительности в бизнесе!

Аватар

24.09.2015 09:22
Ирина
ответить

Когда уже появятся на сайте интересные статьи с яркими людьми из достойных компаний, а не эти высосанные из пальца мнения, которые и читать до середины не хочется? Я понимаю, что  очень хочется этому гражданину везед засветиться, но для этого нужен како-то повод!

Аватар

24.09.2015 15:03
Елена
ответить

Блумберг, во-первых, спасибо Вам за прекрасную. 

Во-вторых, давно заметила, что когда не хватает ума аргументов достойно ответить, подобные Вам личности ищут оплошности в грамоте. Я думаю, что допустив ошибку при изложении своих мыслей, все же суть осталась ясна.

В-третьих, по поводу личного примера.. Уже как 7 лет практикую честную игру на рынке, за что мне и благодарны сотни постоянных туристов, которые ежегодно доверяют мне свой отпуск и которые даже и не думают про скидки. Просто нужно мозгами работать в направлении повышения своего личностного роста, а не в направлении как задурить голову клиенту и урвать куш.. Чего и Вам искренне желаю. 

Аватар

24.09.2015 17:41
Людмила
ответить

Ответ к комментарию #6

Елена, Вы умница: и про гражданина, который выискивает ошибки, и про личностный рост и харизму турагента, которому доверяют, потому что увидела в одном СМИ небольшого города Минской области объявление турагентства, в котором прописан был лозунг "Честные цены". До такого еще нужно додуматься!!!!! Вот до чего докатился туризм благодаря некоторым турагентствам!!! Сферу туризма превращают в базар-вокзал!!! Свою комиссию нужно тратить на рекламные туры, выставки и саморазвитие, а не на скидки!!!!!!!!!!! Скидки и СПО делают туроператоры, а турагент должен это отслеживать и предлагать своим туристам!

Аватар

24.09.2015 19:03
Блумберг
ответить

Елена+Людмила,

успехи в бизнесе, если они, конечно, таковы, как вы сами о себе тут вдохновенно рассказываете (хоть орден вам выдавай!), не только не отменяют грамотность как таковую, но, к вашему сведению, как раз и предполагают ее! Косноязычие (оно почти в каждом вашем, Елена, предложении в обоих постах) никак не ассоциируется с умом и аргументами, о которых вы тут, применительно к другим (не к себе, конечно), печетесь, но, напротив, вызывает подозрение...  

Искренне желаю вам обеим обслужить всех, кто до вас достучится/дозвонится вследствие вашей необычайной загруженности. А криками о неприемлемости скидок и прочего никому эти скидки и прочее еще не удалось отменить/предотвратить. Это игра рынка, нисколько не зависящая от ваших благих пожеланий, которые останутся с вами вместе с вашими сногсшибательными успехами. Учитесь работать в условиях острой конкуренции, и будет вам счастье!

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах