«Тенденции сезона показали, что наши крупные операторы больше не готовы терять деньги ради эфемерной доли рынка и с легкостью сокращают полетную программу»

31.08.2015

 - Мнения

«Тенденции сезона показали, что наши крупные операторы больше не готовы терять деньги ради эфемерной доли рынка и с легкостью сокращают полетную программу»

Как поменялась ситуация на туристическом рынке в связи с падением курса рубля и каковы перспективы отрасли в текущих непростых экономических условиях? Вопросы на эту тему мы задали сразу двум нашим собеседникам  директору «Тайм Вояжа» Руслану Сегенюку и главе фирмы «Анна Турс» Ксении Демьяченко. Почитайте и сравните ответы.

-- Стали  ли белорусы отказываться от частично оплаченных зарубежных туров из-за роста курса доллара и евро?

Руслан Сегенюк, компания «Тайм Вояж»:

 Говорить могу только относительно ситуации в своих фирмах. У нас отказов пока нет. Кто-то в тот день, когда подскочил доллар, попытался оплатить до обеда по старому курсу. Кто-то, наоборот,  попросил отсрочку на день-два, ожидая отскока или по иным причинам. Но кардинально планы белорусы не меняли, и, по моим ощущениям, на отдых в бархатный сезон все равно поедут.

Ксения Демьяченко, компания «Анна Турс»:

Многое поменялось в самой системе продажи туров в последнее время. Например, мы продавали туры в рассрочку при раннем бронировании, а сейчас такого в принципе нет и быть не может. Турист решает куда-то поехать и сразу покупает тур, и все это делается дня за три. Поэтому нет времени менять мнение. Но вот те, кто собирался куда-то поехать, но не был уверен до конца, сейчас еще больше подумывают, такая тенденция есть. Некоторые ездили куда-то в начале сезона и планировали еще одно путешествие в конце. Но планы поменялись. Кто-то звонил, активно расспрашивал про туры, но в последнее время перестал.

 Изменился ли в целом спрос белорусов на туристические поездки в нынешнем сезоне, а также конкретно в нынешнем месяце? Связываете ли вы это с ситуацией на валютном рынке?

Руслан Сегенюк:

 Спрос, вне сомнения, изменился. Упал средний чек на 2030% по сравнению с прошлым сезоном.

Туристы, позволявшие себе ранее 5 deluxe,  бронируют просто 5* или очень хорошие 4* и так далее. По странам спрос изменился: рост продаж Египта (это направление вообще в этом сезоне особенное: даже в июле и в августе, когда количество  бронировок по Турции должно было быть значительно больше, чем в Египет, тем не менее в этом году Египет в самое пекло в июне и в июле продавался на тех же уровнях, что и Турция). Рост продаж авиа Черногории.  Если в начале сезона, май и июнь, были сомнения в успешности и мы старались не обольщаться тем  ростом, что показало направление на раннем бронировании, то в июле стало понятно, что частоты один «Боинг» в день уже недостаточно и новые, более вместительные «Боинги», что были поставлены на некоторые даты, нам были спасительной палочкой-выручалочкой, чтобы вместить всех желающих.  В то же время произошел резкий спад продаж автобусных программ с отдыхом в Черногории. Причин несколько, авиаотдых стал более доступным, непонятная ситуация с оформлением виз, переизбыток программ. Но в любом случае в целом направление показывает рост, хотя и небольшой.

Грузия – на это направление мы вышли как оператор первый год и работали с ним немного настороженно. Насколько все дешево внутри страны, настолько  далеко не дешево выглядят авиабилеты и проживание в отелях. Но направление  показало нам очень стабильный спрос и положительные эмоции отдохнувших. «Сарафанное радио» и неплохой бюджет Грузии и Батуми по рекламе в Беларуси стали для нас прекрасным подспорьем в работе и создало нам задел на будущее. Сократились продажи по Болгарии, Италии, примерно на уровне прошлого года продажи Греции, Кипра, Испании и  Турции.

Ксения Демьяченко:

 Да, туристов стало меньше. Но нужно учитывать, что в Беларуси поток никогда и не был большим. Постоянно есть какие-то колебания  то меньше людей, то больше, но в целом уровень один и тот же. В последнюю неделю, конечно, тишина полная, и неделя вся какая-то упадническая. Но на августе это никак отразится не могло, многие купили туры уже в январе-феврале, а вот заявок на осень уже немного. Курс идет в сторону ухудшения, но я не могу сказать, что ситуация радикально плохая.

Многие турфирмы, и мы в том числе, живут за счет постоянных клиентов. А такие туристы, как правило, все равно едут. У них уже давно выделены деньги на отдых. Возможно, они поедут на меньшее количество дней, возьмут отель похуже или оставят кого-то дома, но тур все же купят.

 Какие действия в нынешней ситуации намерены предпринимать участники рынка? Стоит ли туристам рассчитывать на горящие туры?

Руслан Сегенюк:

 Все, что произошло сейчас с валютным курсом, сильно не повлияет на оставшийся сезон. Отечественным операторам осталось закрыть всего пару недель гарантий (вот на эти ближайшие  даты и возможны дополнительные скидки), а далее можно действовать двумя способами:  или вводить спецпредложения и продавать в ноль или минус,  или сократить/оптимизировать полетную программу. Тенденции сезона прекрасно показали, что наши крупные операторы больше не готовы терять деньги ради эфемерной доли рынка и с легкостью, если надо, сокращают полетную программу. Из Минска так и будет, кто-то, понятно, будет гореть на 35 местах и продавать по цене 250 долл., вылет из Минска на 11 ночей, и радость тех, кому так повезет, растиражируется социальными сетями и журналистами, и всем будет казаться, что теперь 250 — это норма. Но обольщаться не стоит, большинство полетит по стандартной цене или попросту полетят не из Минска, где не будет мест, а из Вильнюса, Киева, Москвы.

Ксения Демьяченко:

В такой ситуации в первую очередь нужно еще лучше работать. Звонить лично чуть ли не каждому потенциальному клиенту, предлагать ему то, что его должно заинтересовать. Все-таки упор, мне кажется, должен быть на качество работы, "адресное" отношение. Скидки, это, конечно, приятно, но если тур стоит 2 тысячи долларов и появляется скидка на 100200 долларов, то это все равно не заставит человека купить этот тур, если у него априори нет денег. А вот если турист уже собрался купить тур и появляется скидка, то это, конечно, приятно.

 Ваш прогноз для туристической отрасли на ближайшее время.

Руслан Сегенюк:

Прогнозы дело неблагодарное, но все же попробую. Если говорить о рынке Беларуси, то он никогда не был перегретым, в большинстве своем  мы не работаем за кредитные деньги.

Начало сезона показало, что даже самые амбициозные игроки готовы умерить свой пыл. Для крупных иностранных операторов, работающих на нашем рынке,  Беларусь была и остается той отдушиной, на которой зарабатывают, пусть и немного, но стабильно.  Наш рынок легко просчитать и не так много надо средств, чтобы работать на нем. Когда обваливались рынки наших соседей,  из Беларуси как летало образно 100 человек, так и летает, но иногда 97, а иногда 105. 

На нашем  туристическом рынке был и остается естественный регулятор  демпинга, разорений и крахов и пустых обещаний – это наш единственный перевозчик-монополист «Белавиа».  Если бы в августе 2014-го у нас было несколько конкурентов-авиаперевозчиков, у нас были бы  демпинг, разорения, невывезенные туристы, и прочее. «Белавиа» не садит в долг, не отдаст  рейс иному заказчику, потому что кто-то предложил больше. Рост числа вылетевших пассажиров из Минска говорит о том, что авиакомпания чувствует себя уверенно и даже, несмотря на то, что монополист  по природе своей никому ничего не должен, он снизил цены на перелеты в начале сезона на 1020%, что стало прекрасной поддержкой как для участников рынка, так и для туристов.

С другой стороны,  я  хотел бы и уверен, что так рано или поздно будет – когда из Минска в Барселону можно будет слетать например, за 150 евро туда-обратно. Вопрос, как мы к этому придем: пустим мелкие авиакомпании и лоукосты (которые, к слову, к нам и сами не хотят, емкость рынка еще не та) и устроим раздрай на рынке, или «Белавиа» постепенно  с ростом пассажиропотока будет снижать цены, что и происходит последние полтора года, хоть и не так стремительно, как нам хотелось бы.  В общем и целом,  одним из самых важных параметров по прогнозу по туротрасли является поведение «Белавиа» на рынке. Мое мнение: топ-менеджеры авиакомпании за поступательное и стабильное развитие, значит, в этом плане нам не стоит ждать потрясений.

 Как мне кажется,  межсезонье будет периодом затишья. Продажи будут или по раннему бронированию или СПО с вылетом из Москвы и Киева. Египет, если не случится ничего экстраординарного, останется палочкой-выручалочкой по отдыху из Минска. Экзотика из Минска просядет, но не сильно, именно за счет смещения в пользу вылетов из Москвы и Киева. То небольшое количество новогодних и горнолыжных программ из Минска, на гарантиях – закроется, но  не без скрипа. Еще просядет средний чек  процентов на десять, что уменьшит дельту и поставит сотни мелких агентств и ИП на грани выживания и, предполагаю, что часть их закроется, а часть перейдет работать под более крупный бренд. Наш рынок не обойдет волна укрупнений и санация, просто происходить это будет тихо  и мирно.

Ксения Демьяченко:

—  Рынок будет развиваться, хоть и очень медленно. У нас ведь бизнес работает по следующей теме: один шаг вперед, два шага назад. Мы сделали два шага назад, но ничего, скоро снова пойдем вперед. Уже не впервый раз так случается, надо работать, стараться. Осенью, понятно, будет спад, а потом снова начнем развиваться. Так что я не думаю, что ситуация катастрофическая.

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

31.08.2015 10:56
Матрена Иванна
ответить

Когда фонтан славословия в адрес Белавиа у Сегенюка пересохнет, пусть поинтересуется финансовым состоянием этого жадного монополиста, который по итогам первого полугодия 2015 года оказался рядом с провалившимися в бездну государственными аутсайдерами луканомики, а именно:

Перечень убыточных ОАО по итогам квартала возглавили машиностроительные гиганты – МАЗ, Гомсельмаш и МТЗ.  Кроме того, в их компанию аутсайдеров по кварталу попала авиакомпания "Белавиа".

Читать полностью:  http://news.tut.by/economics/454490.htmlПодробнее см. http://news.tut.by/economics/454490.html

А потом уже будем слушать сказки, что вообще-то плохо, на треть все упало, но у нас все хорошо, ничего не упало, а поднялось...

Аватар

31.08.2015 11:22
Сегенюк Руслан
ответить

Ответ к комментарию #1

Согласен, первый квартал и  у авиаперевозчика и турфирм не самое лучшее время.  Вот выдержка "Кроме того, в их компанию аутсайдеров по кварталу попала авиакомпания "Белавиа", так как авиация в зимний период традиционно "минусует", выходя на прибыль в летние месяцы." А  вот ссылка по итогам 2014 Белавиа официально в прибыли http://emitent.info/issuers/3524-results-of-activity. За объективность. 
Читать полностью: http://news.tut.by/economics/454490.html 

 
Аватар

31.08.2015 11:28
Ольга
ответить

Извините, что встреваю. Но разве дело только в "Белавиа", когда речь идет о дороговизне путевок с вылетом из Минска. В первую очередь, политику диктуют операторы, которые наваривают гораздо больше, чем позволяет "объективность" кризисных условий. Главный посыл статьи - лучше урежем программу, но цены не опустим. действительно, зачем? Тогда же РАБОТАТЬ придется, опять же, как тонко заметил господин Сегенюк "раздрай на рынке" начнется. так и живем. в замкнутом круге. А жизнь тем временем течет по своим законам, до которых ни авиакомпани, ни операторам, похоже, совершенно нет дела.

Аватар

31.08.2015 11:35
Матрена Иванна
ответить

Итоги 2014 года так же актуальны сегодня, как и тогдашний курс деревянного рупия. Загляните в архив нацбанки, каков он был, все пересчитайте и умойтесь слезами горечи и радости. Дожить до такого позора и еще искать себе оправданий!

Аватар

31.08.2015 12:09
Майями-Дичь
ответить

Что-то, Сегенюк, ссылка ваша не открывается, и об ошеломительных успехах фирмы им. Чергинца-младшего приходится только догадываться с его же и ваших слов...

Аватар

31.08.2015 12:34
Культурный не из Майами
ответить

У меня все открывается. И происки злой диктатуры тут не при чем. Может, стоит за умелыми руками в ближайшее сельпо сходить?

Аватар

31.08.2015 12:55
Майями-Дичь
ответить

Научись грамоте сначала, "культурный"! Ни при чем! В патриотическом сельпо сидишь, как ни грустно, ты. И оттуда не вылазишь, но это в твоем культурном воспитании тебе никак не поможет!

Аватар

31.08.2015 13:07
Проходил мимо
ответить

Я так понимаю, что Майами-Дичь перешел на личности? А ссылка Сегенюка-то открылась и у меня. И об этом - нИ слова

Аватар

31.08.2015 13:20
Майями-Дичь
ответить

Майями-Дичь ответил "культурному" - только и всего! А кто перешел на кого и куда - это не суть важно в свете бредней, которые тут распространяет по своей извечной привычке Сегенюк. Вы, случайно, не он и не "культурный"?

Аватар

31.08.2015 14:20
Сержио
ответить

Ладно еще Сегенюк высказывается как оператор, но эта мадам из Вася Пупкин Турс мало кого может заинтересовать своим мнением. Не те масштабы туризма у нее, чтобы делать какие то выводы )))). 

 

Аватар

31.08.2015 14:57
Darling
ответить

Анна Турс - нормальный, стабильный агент. Все продает, все видит.

Аватар

31.08.2015 17:15
Дима
ответить

Таких "нормальных "агентов,  в основе деятельности которых лежит демпинг, у нас полторы тысячи по стране)

Аватар

02.09.2015 09:13
Михаил
ответить

Похоже, что статья носит рекламный характер. Цель её - пропиарить парочку местечковых турагентов. Интересно было бы услышать мнение о "тенденциях сезона" и о том, что готовы или "не готовы терять крупные операторы" от пары-тройки этих самых крупных операторов (к сожалению, с российскими корнями), которые формируют наш туристический рынок, и чьи туры, в основном, продают белорусские "квазиоператоры", зачастую являясь уполномоченными агентствами крупных операторов.  

Аватар

03.09.2015 17:02
Kсения Демьяченко
ответить

Статья абсолютно бескорыстная. Но хорошо, что резонанс вызывает :-). Респект журналисту и ТиО.

 Это всего лишь ч астное мнение компании покрупнее и помельче. Из подобных и состоит в основном наш рынок.

"Анна Турс" 10 лет уже на рынке без демпинга. 

Не слышала никогда, чтобы и ех. "Туссон" скидками разбрасывался.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах