Наша бедная Беларусь находится на таком этапе, когда всем "продвинутым" кажется, что интернет - это армагедон для турбизнеса

16.01.2012

 - Мнения

Автор: Лилия КОБЗИК


Наша бедная Беларусь находится на таком этапе, когда всем "продвинутым" кажется, что интернет - это армагедон для турбизнеса

Когда меня спрашивают, правда ли, что покупка туристических услуг в интернете является сегодня трендом в Беларуси, я отвечаю: «Правда!» Странно было бы не замечать, что главный мировой тренд нынче – это свобода, в частности – свобода выбора. Это касается всего, в том числе и сферы путешествий. Самостоятельное интернет-бронирование туристических услуг дает гораздо больше свободы по сравнению с традиционным заказом турпакета у оператора. Именно поэтому этот способ формировать свое путешествие так привлекателен. По моим оценкам, за несколько последних лет он-лайн увел у традиционных белорусских туроператоров около 30% клиентов. Тенденция очевидна, и пока она нарастает.

Когда меня спрашивают, правда ли, что покупка туристических услуг в интернете является сегодня трендом в Беларуси, я отвечаю: «Правда!» Странно было бы не замечать, что главный мировой тренд нынче – это свобода, в частности – свобода выбора. Это касается всего, в том числе и сферы путешествий. Самостоятельное интернет-бронирование туристических услуг дает гораздо больше свободы по сравнению с традиционным заказом турпакета у оператора. Именно поэтому этот способ формировать свое путешествие так привлекателен. По моим оценкам, за несколько последних лет он-лайн увел у традиционных белорусских туроператоров около 30% клиентов. Тенденция очевидна, и пока она нарастает. 

Но прогнозировать, как именно будет развиваться процесс, невозможно. Времена меняются. Процессы то ускоряются, то затормаживаются, а бывает, и поворачиваются вспять. С того момента, когда баптист Томас Кук сформировал в Англии первый пакетный тур и предложил его местному обществу анонимных алкоголиков, все-таки прошло 170 лет. В этот первый в истории турпакет, который стоил 1 монету, входил железнодорожный билет, чай, булочка и экскурсия в церковь для тех, кто решил бросить пить. Неплохая цена, правда? Которая, между прочим, отражает суть бизнеса операторов. Эта суть заключается в том, чтобы предложить оптом дешевле все необходимые туристу на отдыхе услуги, которые по кускам стоили бы дороже!

Кстати, 20 лет назад, на заре белорусского турбизнеса (сравните – 170 лет рыночного туризма у них, и 20 – у нас)… так вот, 20 лет назад этот главный принцип частенько нарушался нашими турфирмами. Пользуясь неопытностью клиентов и отсутствием альтернативы, наши новоявленные бизнесмены явно рвали куш, из-за чего и до сих пор белорусские фирмы демонизированы в глазах обывателей и этот бизнес многими воспринимается как бизнес посредников и спекулянтов.

Итак, традиционный туроперейтинг практически в первоначальном виде продержался полтора века. Не так уж и плохо, вы не находите?

Но теперь каждый сам себе может быть Томасом Куком. Поколение, которое на «ты» с технологиями, на данном этапе активно осваивает отельную базу в различных странах, изучает маршруты, учится подбирать наиболее дешевый перелет. Беларусь, конечно, как всегда, отстает, но в принципе идет параллельно с общим мировым процессом. И тут уж ничего не поделаешь. Интернет стирает информационные и финансовые границы. Благодаря сети появились сайты у всех отелей, номер бронируется нажатием нескольких кнопок, имеются сайты-коллекторы, типа booking.com, где вся мировая отельная база – как на ладони.

Если бы Беларусь являлась страной, открытой в обоих направлениях (на въезд и выезд),  нормально интегрированной в Европу, и у нас не было визовых проблем, то процесс шел бы еще быстрее.

Но при всем этом интернет вовсе не отвергает наличия традиционных агентств как посредников. Просто в будущем, возможно, те из них, которые останутся на рынке, станут формировать пакеты и предлагать отдельные услуги только в интернете. Но от этого суть-то не меняется. Думаю, все зависит от мастерства и от интеллектуального наполнения бизнеса. Потому что спрос на интеллект и искусное исполнение своего дела будет всегда. Даже если это касается какого-то анахронического мастерства (типа, плетения лаптей), но до сравнения с лаптями традиционному турбизнесу все-таки еще далеко!

Просто наша бедная Беларусь находится на таком этапе, когда всем – в том числе наиболее продвинутым пользователям и самим представителям турбизнеса – кажется, что интернет – это какой-то армагеддон для классических туроператоров. У мирового турбизнеса такие ощущения были несколько лет назад. А мы, белорусы, и сейчас думаем, что «томасы куки» банкротятся из-за того, что туристический пролетариат прозрел на тему, как его надувают турагентства, в результате все бросились бронировать самостоятельно. Мол, кто был ничем, тот стал всем!

Турбизнес банкротится по той же схеме, что и прочий бизнес. Причина – повальное житье в кредит. Говорят, в этом виноваты финансисты, которые убедили мир в том, что в финансовом, банковском устройстве мировой экономики все в порядке. Скорее всего мир просто еще не научился в таких масштабах сводить дебет с кредитом. Что касается конкретно турбизнеса, то операторы в начале сезона делают огромные, на миллионы долларов, предоплаты отелям, беря кредиты у банков. Авиакомпании берут борта в кредит и лизинг также на миллионы и миллиарды долларов. Все это может в конечном итоге сойтись или не сойтись, окупиться или не окупиться, сделать турбизнесменов еще богаче или потащить на дно. Это мы и наблюдаем в последние годы. Вот наши фирмы почему-то не банкротятся. Почему? Нет объемов, нет кредитов, нет капитализации. А интернет наступает. Почему бы, согласно логике, хотя бы парочке наших фирм по этой причине с треском не обанкротиться?..

Вообще-то достаточно съездить на туристическую выставку крупного масштаба (хотя бы в Белград, не говоря уже про Берлин, Лондон или Москву), чтобы понять очевидную вещь. Так же, как технологии развиваются по своим абсолютно не понятным простому обывателю законам, так же и мировой турбизнес в силах сгруппироваться, перестроиться, сплотиться и предложить свои технологические схемы работы, которыми «опутывается» клиент и обыватель. Самый простой путь – максимальное удешевление турпродукта, больше услуг за меньшие деньги и прочее. Этим путем уже идут и традиционные перевозчики, и классические операторы.

На сегодняшний день хорошая фирма является не только оптовиком, но и консультантом. Безусловно, если человек летает за границу постоянно – по 5–10 раз в год, то он в два счета выберет «правильную» авиакомпанию. А если гражданин является покупателем авиабилета один раз в год – то, наверное, ему лучше обратиться к профессионалам и заплатить за услугу. Да, современный молодой человек, который пять раз был на Гоа с компанией, бронируя и перелет и проживание самостоятельно, чувствует естественное превосходство – в том числе и над специалистом турфирмы. Но что чувствует семья из полузадушенного в прошлом году белорусского среднего класса, которая могла себе позволить (и, смею надеяться, сможет позволить себе и в этом году) один раз в год слетать в Турцию? Ей нужен чартер, трансфер, турагент. Короче, ей нужна помощь турфирмы! И будет нужна в обозримом будущем.

Должна сказать одну вещь, которая связана с наблюдением над реакцией  нашего рынка на этот неприятный для традиционных операторов вопрос: что лучше – турпакет от фирмы, в котором заложена непонятная маржа за услуги, или самостоятельное, свободное бронирование услуг по частям на сайтах отелей и авиаперевозчиков?

На самом деле это вопрос деликатный. И связана эта деликатность с… классовым неравенством. Сторонники поездок без фирм, как правило, рьяно советуют, к примеру, бюджетную авиакомпанию Ryanair как перевозчика и, скажем, hostelworld как бронировочный сайт размещения. Понятно, да? Это люди с определенным уровнем доходов.

В то же время буржуазия, состоятельные господа как пользовались услугами турагентов, так и пользуются. Им нужен достаточно дорогой отель, перелет бизнес-классом, удобные трансферы, которые организованы прямо из аэропорта (чтобы не надо было скакать из электрички в электричку), хорошие гиды и экскурсоводы, которые, откровенно говоря, в интернете не валяются. Подобный тур, как правило, не формируется самостоятельным путем. Занятому человеку некогда все делать самому, он обращается к турагенту. Все-таки нужно сесть к компьютеру, выбирать, сравнивать, бронировать, по возможности – не ошибиться.

С оператором все это проще. Сравните – позвонить своему турагенту и сказать все, что вы хотите.

Правда… все меняется. Не исключено, что вскоре газеты исчезнут, планшеты полностью заменят традиционные книги в переплете, а граждане будут заказывать все туруслуги только по отдельности и только он-лайн. Возможно! Но когда и как это будет происходить – сложно сказать. И будет ли вообще? А может быть, все пойдет совершенно иным путем, и какой-то гений от науки уже готовит нам новую фантастическую революцию в технологиях…

Это как ситуация в одной известной стране на букву «Б». Нам кажется, что тенденции очевидны и нынешний статус-кво навсегда. Но мы не знаем, какой гений родился вчера и какая идея завтра перевернет наш мир. Все меняется…

 Да, многие любят зависнуть у компьютера, изобрести собственный романтический маршрут по старушке-Европе, забронировать хорошенькие отельчики и индивидуальные экскурсии, сесть в машинку с семьей, девушкой или компанией и потом писать на форумах, как все было романтично, четко и без «колхоза», якобы неизменно сопровождающего групповой туризм.

Но вот вам обратный пример. В Минске существует несколько клубов любителей автобусных европейских путешествий, созданных при известных фирмах. Туда входят, кстати, и российские туристы, потому что мы очень преуспели в организации подобных туров и мы – почти Европа. Эти люди каждый год путешествуют с определенной фирмой в формате своего клуба, для них это тим-билдинг и одновременно образ жизни. Тут интернет вообще ни при чем! Он-лайн бронирование – это технология, которая появилась, а потом будет заменена еще более современной технологией, которую мы даже и представить себе сейчас не можем. А душевные связи – это вечное.

 А в мире, кстати, познавательный туризм – дело пенсионеров. Потому что в приличных странах люди в молодости зарабатывают деньги на пенсию. Так устроен мир, что в молодости, пока есть рабочий кураж и амбиции, отдыхать особо некогда. И это очень большой туристский трафик – группы обеспеченных пенсионеров (в мире эту категорию туристов называют «синьорами»). Они перемещаются в комфортабельных автобусах, получают удовольствие от совместной компании, познания мира и чужих стран, спокойного созерцания. Им нужны операторы, которые их объединяют, организуют для них все. И в обозримом будущем этот порядок вещей не изменится.

Конечно, возникает вопрос: как же все-таки дешевле – с турфирмой или без? Несмотря на то, что сторонники прогресса уверены – конечно, дешевле без посредников! – однозначного ответа нет. И это я говорю вовсе не потому, что я редактор газеты, которая покамест существует за счет классического турбизнеса. На сегодняшний день я – эксперт, в гораздо большей степени ангажированный туристической общественностью и, в целом, обществом, которое хочет честного анализа и резких оценок. Именно с этого я получаю моральные и кое-какие материальные дивиденды. Это мой личный творческий капитал, который я словно положила в банк – с надеждой на будущее. И я вовсе не намерена глупо обанкротиться.

 Вообще-то, если бы турфирмы строго придерживались заповедей Томаса Кука, то наверняка с турфирмой всегда было бы дешевле. Но сейчас рыночные отношения достигли такого пика свободы, конкуренция порой вытворяет такие штуки, что того и гляди дело скатится к монополизму. Поэтому все крайне сложно, индивидуально и не поддается сравнениям. Не будем забывать, что коммерческие отношения – тайна, покрытая мраком. Иногда отель на своем сайте выставляет цену для он-лайновых-посетителей несколько больше, чем он дает туроператору, который скупает его номера скопом на год и, соответственно, если захочет, может предложить клиенту цену поменьше (даже с учетом своей накрутки). Иногда – наоборот. Что касается таких популярных и, безусловно, уважаемых коллекторов, как «букинги», «хотелворлды» и другие – то, по сути, это такие же турагентства, скупающие турпродукт оптом и в розницу, только предлагающие все это покупать дистанционно, современно, без визитов в офис, переноски налички, «душевных» разговоров с турагентом и прочих «анахронизмов» и «допотопностей».

P. S. Это мнение было озвучено в ночном эфире телевидения tut.by, в пятницу, 13 января 2012 года.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах