Авиасообщение прекращают перед войной

10.04.2012

 - Мнения

Автор: Мария СЕЛИВАНОВА


Авиасообщение прекращают перед войной

Так российские эксперты комментируют ситуацию вокруг российско-белорусского авиационного конфликта. Впрочем, если судить по прогнозам российских аналитиков относительно исхода конфликта, то речь идет вовсе не о «войне», а всего лишь о семейном скандале. И в этом скандале Россия скорее всего уступит.

В российской прессе появились сообщения о возможном обострении авиаконфликта между Россией и Беларусью. Очередное прекращение авиасообщения между Минском и Москвой, если оно случится, приведет к очень сложным переговорам, прогнозируют эксперты, в которых России, возможно, придется уступить.

С 26 марта стороны не могут договориться о количестве рейсов авиакомпаний двух стран между двумя столицами – Минск не хочет терять привилегированного положения своего авиаперевозчика «Белавиа». Белорусы стремятся сократить число российских перевозчиков и защитить свой рынок, а россияне же хотят расширить географию полетов своих авиакомпаний.

Между тем, по мнению экспертов, в условиях Союзного государства белорусским авиаперевозчикам вряд ли удастся сохранить самостоятельность и клиентов: они менее конкурентоспособны по сравнению с многочисленными российскими авиакомпаниями. Впрочем, Минск может стать удобным и рентабельным пересадочным узлом, оттянув часть пассажиров у той же Москвы.

Прерванный полет

По утверждению газеты «Коммерсант», белорусские власти уведомили Минтранс и Росавиацию, что с 13 апреля российские авиакомпании смогут выполнять в Минск только четыре рейса в день вместо пяти.

У какой именно компании забрать один рейс, решать будут российские власти. Все перевозчики, работающие на линии – «Аэрофлот» (три рейса в день), «Сибирь» и «ЮТэйр» (по одному рейсу), – уже получили предупредительные телеграммы.

Авиасообщение между Москвой и Минском уже прерывалось утром 26 марта из-за того, что стороны не договорились о количестве рейсов. Соглашение о воздушном сообщении между РФ и Беларусью не предусматривает какого-либо регулирования по количеству полетов и количеству авиакомпаний. Число выполняемых рейсов зависит только от договоренностей сторон, которые необходимы для обеспечения рейсов оборудованием.

Дело в том, что белорусский авиаперевозчик «Белавиа» на лето 2012 года запланировал четыре ежедневных рейса между Минском и Москвой. Российские перевозчики также выполняли четыре рейса в день, но авиакомпания «Сибирь» стала пятым российским перевозчиком, начав с 26 марта летать из Москвы в Минск. Белорусов такая ситуация не устроила.

Позднее полеты были временно разрешены до 29 марта – дня проведения переговоров российских и белорусских авиавластей. Затем окончательное решение о количестве рейсов было снова отложено – до 10 мая 2012 года. Но передышки не получилось: конфликт разгорается с новой силой.

Авиасообщение прекращают перед войной

«Прекращение воздушного сообщения между РФ и Беларусью не имеет никакого смысла: цена вопроса в денежном выражении составит 100 тысяч долларов в год. Это копейки, которые не стоят международного скандала», — заявил РИА «Новости» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Остановка воздушного сообщения между двумя странами бывает только в одном случае – перед началом войны, напоминает Рыбак. «Стандартная практика: отозвали послов, прекратили воздушное сообщение и объявили войну», – говорит он. Единственная страна, с которой у РФ было прекращено воздушное сообщение, – это Грузия, поскольку между этими странами в 2008 году была война.

«Непропорциональное применение силы с той и другой стороны вызывает изумление», – подчеркивает эксперт.

Прекращение авиасообщения – это последний аргумент в споре конфликтующих сторон, свидетельство того, что договориться нет возможности.

Защита национального перевозчика

Минтранс РФ предлагает либерализовать межправительственное соглашение о воздушном сообщении между Россией и Беларусью, чтобы не было ограничений для авиакомпаний ни по частоте полетов, ни по географии, ни по количеству рейсов, заявлял замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. Снятие ограничений приведет к снижению стоимости авиабилетов, сообщила Росавиация.

Белорусы же не готовы пускать на свой рынок несколько российских авиакомпаний. «Мы выступаем за существование определенных рамок, – заявил замгендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец. – Российская авиация гораздо сильнее, чем белорусская. У нас всего 17 коммерческих самолетов, у российских авиакомпаний, наверное, тысяча. Естественным образом произойдет перераспределение в сторону российских перевозчиков, и белорусский рынок будет принадлежать России».

По его словам, российская сторона добивается увеличения количества рейсов, для того чтобы убрать с этого направления авиакомпанию «Белавиа». Чергинец пояснил, что в настоящее время направление Минск–Москва уже загружено на 50–55%, и увеличение числа рейсов сделает невыгодными эти перевозки. «Это делается, чтобы выбить конкурентов, чтобы получить преимущество», – сказал он.

Также белорусы опасались, что увеличение количества рейсов российских компаний в Минск приведет к тому, что «Белавиа» закроет рейсы в страны ЕС, а ее пассажиры будут вынуждены летать туда через Москву.

Альянс, продажа или банкротство

«Белорусы пытаются защитить своего национального перевозчика, – говорит РИА «Новости» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Они понимают, что «Белавиа» не выдержит конкуренции: это маленькая региональная компания, которая держится за счет сохранения монополии в аэропорту Минска».

«Белавиа» придется либо вступать в какой-то крупный авиаальянс, либо искать покупателя, либо банкротиться и уходить с рынка, прогнозирует он. «Самостоятельного пути развития у них нет», – категоричен эксперт.

Зато аэропорт Минска имеет неплохие перспективы транзитного узла, но пока он будет монополизирован «Белавиа», хаба, то есть крупного пересадочного узла, из него не получится.

«Минск находится на перекрестке путей: через него можно летать и на Восток, и на Запад, – говорит Роман Гусаров. – Только открыв этот аэропорт для многих перевозчиков, сформировав удобные стыковки и разнообразив маршруты, можно увеличить число пассажиров, которые будут использовать Минск как пункт удобной пересадки».

Можно было бы развивать аэропорт Минска так же, как развивали аэропорт Риги. «Сегодня через Ригу летает пассажиров в два раза больше, чем численность всего населения Латвии, – рассказал Гусаров. – В рижский аэропорт пустили ряд авиакомпаний, в том числе и дискаунтеров, и аэропорт стал популярным. Теперь многие россияне из РФ в Среднюю Азию летают через Ригу – им так удобнее и дешевле».

Авиационный бизнес менее рентабелен, чем бизнес, связанный с развитием аэропорта как крупного транспортного узла, говорит эксперт. «Беларусь могла бы больше заработать на развитии аэропорта, чем на сохранении не очень прибыльной авиакомпании», – отметил он.

Неурегулированный вопрос

«В период согласования условий функционирования Союзного государства России и Беларуси, а также Единого экономического пространства и Таможенного союза вопрос о правилах авиаперевозок внутри этих образований был упущен», – вспоминает Роман Гусаров. Но эти правила разные, например, в России и Беларуси, что и привело к конфликту двух стран.

«В России любая авиакомпания может заявить Росавиации, что она начинает летать по такому-то направлению в РФ, затем нужно получить разрешения и можно летать – в том числе и в Минск», – рассказал эксперт. Ведь существует Союзное государство России и Беларуси.

Белорусы возражают против таких правил и ссылаются на существующие межправительственные соглашения и договоренности о равном количестве перелетов авиакомпаний двух стран между столицами. «Они при этом исходят из того, что Россия и Беларусь – разные государства», – объясняет Гусаров.

Поэтому сторонам нужно определиться: разные мы государства или все же единое: «Если государство единое, то нужно переходить к единым универсальным правилам. РФ предлагает снять ограничения на количество и географию полетов: вы летайте, куда хотите в РФ, но и российские авиакомпании будут летать в Беларусь».

В едином государстве должен быть режим «открытого неба»: кто хочет, тот и летает по маршруту, согласен Рыбак.

С Казахстаном, который вместе с РФ и Беларусью входит в Таможенный союз, «белорусских» проблем не возникает, потому что «азиатское направление – оно локальное, пассажиропоток туда стабилен, и бороться там за долю рынка незачем», – отметил Гусаров.

Без права на маневр

Переговоры между РФ и Беларусью по урегулированию конфликта будут тяжелыми, прогнозируют эксперты.

«Беларусь – строптивый союзник, который пытается в конфликтной ситуации выторговать максимум возможного», – говорит Роман Гусаров.

«Белорусы в переговорах ведут себя жестко: если у них есть определенная установка от власти, то они стоят до последнего и вообще никуда не двигаются. Свободы маневра у исполнителей нет никакой, – соглашается Борис Рыбак. – Скорее российская сторона уступит в этом конфликте».

 


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах