Природное наследие вместе с особенным белорусским характером является нашим уникальным туристическим брендом!

01.04.2013

 - Мнения

Автор: Валерия Клицунова


Природное наследие вместе с особенным белорусским характером является нашим уникальным туристическим брендом!

Не так давно вниманию широкой общественности был представлен План мероприятий, посвященных Году зеленого туризма. Среди исполнителей – различные министерства и ведомства, в том числе и Министерство спорта и туризма, и Министерство природы и окружающей среды, и Национальное агентство по туризму и пр. Но значительный блок в этих мероприятиях связан с БОО «Отдых в деревне»

Не так давно вниманию широкой общественности был представлен План мероприятий, посвященных Году зеленого туризма. Среди исполнителей – различные министерства и ведомства, в том числе и Министерство спорта и туризма, и Министерство природы и окружающей среды, и Национальное агентство по туризму и пр. Но значительный блок в этих мероприятиях связан с БОО «Отдых в деревне». На эту тему мы беседуем с руководителем общественного объединения Валерией Клицуновой.

–  Валерия Анатольевна, о чем свидетельствует такое внимание к деятельности объединения, ведь, кроме почета, это еще и огромная  ответственность?

– Прежде всего, на мой взгляд, это говорит о нашей активности. Объединение принимало большое участие в лоббировании названия года 2013-го. Нам казалось, а теперь мы просто убеждены, что Год культурного туризма должен иметь логическое продолжение, а что может быть логичнее, когда культурное и природное наследие дополняют друг друга?  Их нельзя рассматривать в отрыве. Год зеленого туризма, по замыслу,  должен привлечь к этой теме внимание общественности, ведь эта тема – главная в нашей стране, а зеленый туризм – наиболее перспективное направление. Более того, природное наследие вместе с особенным  белорусским характером и традициями гостеприимства, становится совершенно уникальным и неповторимым туристическим брендом. И здесь на первые роли выходит сельский туризм. Только в нашей белорусской деревне гость сможет испытать настоящее человеческое общение.

– Но ведь наши соседние страны – Латвия, Литва, Польша – тоже обладают значительным природным наследием…

– Да, безусловно. Мне очень часто приходится бывать в этих странах, и там действительно чудесная природа. И все-таки, если сравнивать, то  сравнения будут в нашу пользу. Что касается искусства общения, гостеприимства – белорусы особенные, они «теплые», они обладают бесценным качеством принимать туристов, как родных людей, создавать не только комфортные условия, но и ни с чем не сравнимую ауру, микроклимат. Вы понимаете, по горожанам нельзя судить о нации: разные вещи – встретить белоруса на улице или в магазине, и приехать на сельскую усадьбу и там встретиться с хозяевами.

– Сейчас много говорят о туризме как фабрике впечатлений…

– Именно. Когда человек возвращается из поездки в любую страну, он довольно быстро забывает, в каком отеле жил, что ел и пр. Но если увидел или услышал что-то особенное, необычное, то запоминает на всю жизнь. Даже, к примеру, как пахли цветы, или как всходило солнце, – то, что, как говорят, легло на душу. Белорусская деревня, сельский туризм предоставляет гостю массу таких впечатлений и бесценного опыта. Как гостю расскажут про войну или легенды о здешних краях, как ему приготовят простую еду в печке, как он проведет ночь на сеновале, как он увидит росу на траве или звездное небо – все это впечатления, которые он определенно не забудет. Здесь еще нельзя забывать о таком понятии, как креативная экономика, которая может основываться на нематериальном наследии. Различные народные обряды, традиции, фольклор – все это не стоит дорого, но вместе с тем производит на туристов неизгладимое впечатление.

– Для «Отдыха в деревне» Год зеленого туризма уже стартовал?

– Да, этим стартом мы считаем проведенное 7-8 февраля в Национальном парке «Нарочанский»  знаковое для Года зеленого туризма,  необычное и очень важное мероприятие – экспертную встречу и дискуссию на тему «Культурные ландшафты – богатство народа и фактор национальной идентичности». На мой взгляд,  главное в работе с ландшафтами – это как воспринимают окружающее жители той или иной местности или гости, посетители. И пока местное население не будет осознавать свой край или регион подлинной ценностью, ничего в смысле развития туризма добиться будет невозможно.

Следующим, так же важным, мероприятием мы считаем семинар «Туристические кластеры: практика и перспективы», который провели в начале марта с помощью коллег из Грайфсвальдского университета и Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии.

– Кстати, после этого семинара и публикации на нашем сайте было высказано немало критических замечаний и по поводу самого названия, и по поводу взаимодействия составляющих этой «грозди», и по поводу целесообразности их внедрения на отечественной почве.

– У любого дела всегда находятся противники и последователи. Ладно, мы назовем это объединение не кластер, а по-белорусски – талака, сущность от этого изменится? Нет! То, что вместе многие вопросы решаются проще и это позволяет получать большую прибыль, – это факт, причем факт неоспоримый и проверенный многократно и в зарубежных странах, и у нас. Все возмущения упираются в вопрос, что членам сообщества, или кластера, все чего-то должны. Но в действительности никто никому не должен. Есть как бы власти и власти. Одни сами ремонтируют дороги, устанавливают фонари и указатели. Другие и знать ничего не знают и не хотят. И нельзя приходить и требовать: власти могут многое, но многое делать и не обязаны. Другое дело, что можно показать выгоду от совместной деятельности, убедить… В любом конфликте, как правило, виноваты обе стороны. Что касается кластеров, то я убеждена, что за ними будущее. Как скоро это будущее наступит – зависит от всех нас.

– В прошлом году состоялась премьера очень интересной акции – на агроусадьбах страны провели День открытых дверей. Станет ли это традицией?

– Да, в нынешнем году наши сельские усадьбы распахнут свои двери всем желающим 26 мая. Мы считаем это прекрасной идеей, которая дает возможность туристам и хозяевам агроусадеб посмотреть друг на друга. БОО «Отдых в деревне» очень рассчитывает на помощь местных властей в организации Дня открытых дверей, мы разослали письма и на усадьбы, и в районы, чтобы круг участников расширился, и чтобы этот день превратился в настоящий праздник сельского туризма.

– Как правило, на весенней выставке «Отдых» БОО «Отдых в деревне» проводит различные презентации и радует дегустациями на своем стенде. Что нового планируется на туристической бирже, которая откроется 10 апреля?

– На «Отдыхе-2013» мы задумали провести  нечто совершенно необычное. Будет проведено гашение блока марок, посвященного отдыху в белорусской деревне. Мы очень благодарны Министерству связи, которое поддержало эту идею. Получилось очень красиво и, надеюсь, привлекательно для филателистов. Торжественное гашение этого блока, как мы планируем, проведут министры спорта и туризма, природных ресурсов и окружающей среды и связи. Следующим шагом будет выпуск набора открыток.

– Что еще интересного есть в ближайших планах?

– Планы очень обширные. К сожалению, их осуществление не всегда зависят от нашего желания. К примеру, мы очень хотели бы провести большой «зеленый форум». Сейчас занимаемся поиском финансирования для этого проекта. Организация исторической экспедиции на старинных судах по Неману вполне может частично перенестись на следующий год. Предварительные договоренности достигнуты, скоро в Минске появится новый посол Литвы, продолжим переговоры о том, чтобы музей в Клайпеде выделил старинные лодки. В принципе этот сплав можно проводить не только в Год зеленого туризма, но и каждый год, материалы собраны, и можно просто менять маршрут.

Мы запланировали много обучающих поездок. К примеру, в начале июня собираемся выехать большой компанией в Литву, где каждый год проводится праздник открытия летнего сезона сельского туризма. Планируем даже показать небольшой концерт.

Кроме того, продолжится практика поездок хозяев усадеб в гости друг к другу. В прошлом году представители Воложинского района «показали себя» на Гродненщине, а на Воложинщину приезжали гости из Лепельского района и пр. Такая форма обмена опытом очень полезна: люди подхватывают какие-то новые идеи в организации приема туристов, во внешнем оформлении усадеб, перенимают даже рецепты блюд.

– Не так давно прозвучала информация, что в феврале объединение начнет сертифицировать агроусадьбы…

– Да, намерения такие были. Но оказалось, что до многих усадеб, которые хотели бы получить сертификаты, просто сложно доехать. Появились и проблемы с автотранспортом. Подтверждаю, что сертификация все-таки скоро начнется, и стартует она  в Минской области, где есть усадьбы, претендующие на право принимать туристов, которые приедут на ЧМ по хоккею в 2014 году. Кроме того, в нынешнем году на республиканском  конкурсе «Познай Беларусь» вводится новая номинация: «Зеленая усадьба» и «Лучший агротуристический комплекс», а это добавит стимула агроусадьбам выглядеть «зеленее», а также получить международный экологический сертификат.

– Успехов в осуществлении всех планов!

 Беседовала Надежда СУСЛОВА


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах