«Один ликероводочный завод легко может заменить все турфирмы Беларуси»

08.11.2010

 - Мнения

Автор: Павел Жуковский


«Один ликероводочный завод легко может заменить все турфирмы Беларуси»

Волна законодательных изменений, всколыхнувшая этой осенью отечественный турбизнес, породила бурные дискуссии, общий смысл которых сводится к тому, что «ограниченные» чиновники опять мешают работать такой важной отрасли. В пылу споров труженикам туристической нивы недосуг взглянуть на ситуацию со стороны. На роль стороннего наблюдателя портал TIO.BY пригласил известную в профессиональной среде персону – Павла Жуковского, который хоть и сменил около десяти лет назад сферу деятельности с туристической на образовательную, но отнюдь не перестал следить за тем, что происходит в белорусском туризме.

Волна законодательных изменений, всколыхнувшая этой осенью отечественный турбизнес, породила бурные дискуссии, общий смысл которых сводится к тому, что «ограниченные» чиновники опять мешают работать такой важной отрасли. В пылу споров труженикам туристической нивы недосуг взглянуть на ситуацию со стороны. На роль стороннего наблюдателя портал TIO.BY пригласил известную в профессиональной среде персону – Павла Жуковского, который хоть и сменил около десяти лет назад сферу деятельности с туристической на образовательную, но отнюдь не перестал следить за тем, что происходит в белорусском туризме.

– Как бы ни было нам обидно, туристическая деятельность по сути ничем не отличается от деятельности по управлению химчистками. Туристическую поездку, как и чистоту одежды, как качество лечения, косметологических процедур, ремонта – список можно продолжать бесконечно, – нельзя оценить, пока клиент не увидел результат. Так что уникальность туристической услуги сильно преувеличена.

Почти двадцать лет активисты туристического движения твердили, что туризм – большая и важная сфера деятельности. Государство в это наконец поверило и стало требовать: раз вы такие большие и важные, дайте государству объемы и показатели. Считать, что в таких условиях государственные служащие должны упрощать жизнь туризму – по меньшей мере заблуждение. Обычный человек может делать все, что не запрещено законом, а чиновник может делать только то, что ему предписано инструкцией. А в ней нигде не написано, что задача чиновника – облегчать жизнь юридическим лицам Республики Беларусь, оказывающим населению туристические услуги.

Представьте, что все химчистки постоянно твердили бы о том, что химчистки – это важно, что Беларусь непременно должна стать химчисточной страной, чтобы всех непрерывно чистить. Химчисток же не меньше, чем турфирм, но никто не говорит, что их слишком много. Они тоже и меняются, и разоряются, и плохо чистят, и вещи теряют – короче, проблем не меньше. Но владельцы химчисток знают, зачем они работают: чтобы заработать денег, а вовсе не для того, чтобы сделать белорусов самой чисто одетой нацией в мире. У них нет такой высокой миссии, и они тихо занимаются своим делом.

Да, у туризма есть масса измерений: идеологическое, политическое, образовательное, культурное – всего хватает. И турфирмы считают, что они непременно должны открыть все эти измерения белорусам. А знаете ли вы, сколько белорусов написали заявления на получение нового паспорта, когда вводили новые паспорта? Большая часть тех, кому положен паспорт, даже не задумалась об этом. Им не нужен паспорт – они никуда не собираются! Если турфирма собирается поднимать три самолета в неделю – значит, каждый третий житель Беларуси должен летать на отдых. Официальная средняя зарплата в Беларуси в прошлом месяце составила 426 долларов. При этом каждый четвертый житель страны – пенсионер. Плюс дети, военнослужащие, чиновники… В Беларуси активного населения, которое могло бы хоть куда-нибудь двинуться, – миллиона два с половиной или три, включая научных работников, библиотекарей и молодых специалистов. Выездного туристского потенциала у белорусов нет, и Беларусь никогда не станет игроком на рынке. Вот летит белорусская делегация в город Гуанчжоу, где будет проходить китайская промышленная ярмарка. Из России ожидается 5 тысяч посетителей, а из Беларуси почти 200 – аж целый самолет! Как вы думаете, для кого будет отдельный прием? Есть закон больших чисел, и это не проблема Беларуси – это реальная жизнь.

Во время публичного обсуждения первого закона о туризме мы посчитали, что экономическая эффективность туристической отрасли всей страны равна экономической эффективности продажи двух вагонов водки. Один хороший ликероводочный завод с легкостью обеспечит экономические показатели всех белорусских турфирм, вместе взятых. Я глубоко убежден: туризм хорош лишь тем, что создает рабочие места с минимальными затратами. Какой другой бизнес можно начать, имея в кармане всего пару сотен долларов? Турбизнес требует минимальных вложений, отличается понятным технологическим процессом, дает реальное вознаграждение через короткий промежуток времени, предоставляет людям работу и более-менее постоянный источник дохода. Чтобы открыть турфирму, не нужно туристическое образование – это менеджмент в чистом виде. Какая разница, чем управлять? Нанять нужных специалистов и отладить бизнес-процессы – только и всего.

Многие люди открывают турагентства для своих вторых половин, просто чтобы девушкам не было скучно. Точно так же, как и в других сферах, где не требуется профильного образования – достаточно специального образования в сфере управления, чтобы грамотно руководить наемными работниками. Есть категория людей, для которых турбизнес нужен, чтобы просто быть чем-то занятыми. Еще кто-то открывает туркомпанию, чтобы реализовать личные амбиции. В середине 90-х мы были одними из первых, кто каждый год отправлял туристов на карнавал в Бразилию. Мы оплачивали гостиницы в ноябре на февраль, что по тем временам было дико, я знал домашние телефоны всех трех русскоговорящих гидов в Рио-де-Жанейро – и наши туры были успешными. Но когда мы посчитали рентабельность маршрута, задумались: зачем делать то, что не приносит денег? Не многие турфирмы открывают новые направления ради собственного материального благополучия. Поднять чартер в Таиланд – это личные амбиции, поскольку это явно проигрышный проект.

Наконец волна разорений и мошенничества в туризме случилась и в Беларуси – такое обязательно надо пережить. Хотя, не секрет, и до этого были компании, которые не выполняли свои обязательства в силу разных причин. В конце концов, не каждый бизнес-проект должен быть успешным: если каждый проект будет успешным, работать и жить станет скучно. Не бывает 100%-но удачных даже самых гениальных идей – должно быть хотя бы 5% неудачных. Люди должны прогорать. Другое дело, когда в России фирма «кидает» клиентов, директор зарабатывает полмиллиона и спокойно уезжает из Урюпинска в Таиланд или Колумбию, где живет до конца своих дней, – он за сезон «сделал» свою жизнь. А у нас в таких случаях зарабатывают около 50 тысяч долларов, так что это скорее от отчаяния и безысходности.

Кстати, меня всегда возмущают заявления о том, что туриста надо защищать и что клиент всегда прав. Согласно медицинской статистике, порядка 10% населения страны, а по самым пессимистичным прогнозам – и все 20%, нуждаются в психологической помощи, еще 5% – в психиатрической. Мы живем в неустойчивое «транзитное» время, и неудивительно, что стольким людям нужно просто-напросто регулярно проходить курс лечения, чтобы у них была устойчивая психика и не было раздвоения личности. Может ли в таких обстоятельствах быть прав каждый клиент?

Далее, слова «все» и «ничего», на самом деле, две стороны одной медали, то есть «всегда прав» значит «никогда не прав». Туриста защищать не надо – ему надо создать возможность выбора. Если люди хотят обжигаться и наступать на одни и те же грабли – это их право. Признайтесь, когда вы приходите в аптеку, вы просите самое дешевое лекарство?

Следует исходить из того, что туризм – это не предмет первой необходимости, который входит в потребительскую корзину. При этом всегда будут разные способы ведения бизнеса, и люди будут работать и «по-черному», и «по-серому», какие бы жесткие меры не принимались. Есть библейская заповедь «не воруй» – так ведь все равно воруют! Самая большая жесткость, даже жестокость наказания не испугает преступника. Преступления будут всегда, и не потому, что люди порочные существа, а потому что они могут как минимум заблуждаться. Поэтому всегда будут мошенники и обманутые люди – иначе мир был бы не интересен.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах