«Проблемы турбизнеса не столько в наличии визового режима»

18.01.2011

 - Мнения

Автор: Александр Островский


«Проблемы турбизнеса не столько в наличии визового режима»

Несмотря на то, что мы неоднократно объясняли свою логику Республиканскому союзу туристических организаций и Министерству спорта и туризма, еще раз приведу наши аргументы против утверждения: наличие визового режима или стоимость белорусских виз являются серьезным препятствием для въезда иностранных туристов в Беларусь.

– Несмотря на то, что мы неоднократно объясняли свою логику Республиканскому союзу туристических организаций и Министерству спорта и туризма, еще раз приведу наши аргументы против утверждения: наличие визового режима или стоимость белорусских виз являются серьезным препятствием для въезда иностранных туристов в Беларусь.

Во-первых, процедура получения белорусской туристической визы более чем проста, особенно по сравнению с порядком получения шенгенской визы. Во-вторых, за базовую стоимость однократной визы мы взяли такую же величину, какую взимают загранучреждения стран – членов Шенгенского соглашения, то есть 60 евро. На наш взгляд, эта цифра сопоставима и продуманна. Кроме того, для граждан и постоянных жителей стран-соседей – Латвии, Литвы, Польши и Эстонии – нами в одностороннем порядке установлен консульский сбор в размере 25 евро. Беларусь является к тому же одной из немногих стран, которая выдает групповые туристические визы (для групп от 5 человек), стоимость которых и того меньше – всего 10 евро с человека.

Теперь давайте поговорим о цифрах. В 2009 году все загранучреждения, включая управление по вопросам въезда иностранцев в аэропорту, выдали 21 182 туристические визы, по которым в Беларусь въехало 30 097 человек. В 2010 году туристических виз было выдано меньше – 18 381, но туристов по ним въехало больше – 32 106 человек. Уменьшение количества туристических виз отчасти связано с тем, что многие иностранцы предпочли оформить групповую визу.

Ни для кого не секрет, что раньше туристические компании предлагали человеку, которому была необходима, скажем, деловая виза, приобрести комплект туристических услуг. Эти услуги совершенно не обязательно потом реализовывались, просто на основании этого иностранец въезжал на территорию Беларуси якобы как турист, а на самом деле цель его приезда была совершенно другой. Теперь же статус туристических виз в большей степени соответствует реальности, а заявленная и действительная цели поездки совпадают, поскольку для граждан многих  стран мира въезд в Беларусь с гостевыми или деловыми целями не требует вообще никаких приглашений.

Впрочем, по-моему, для туризма на первом месте должно быть не количество выданных виз, а число реально въехавших туристов, которое как раз и увеличилось.

Надо признать, что практически наполовину – с 6 800 в 2009 году до 3 600 в 2010 году – уменьшилось количество туристических виз, выданных в аэропорту. При этом сократилось и количество въехавших по ним туристов: в 2009 году – 7 067, в 2010-м – 3 707 человек. Вместе с тем, по нашим наблюдениям, туристы, «недополучившие» визы в аэропорту, входят в число тех, кто въехал по визам, открытым в загранучреждениях.

Тем не менее, повторю тезис, который не устаю приводить: если три тысячи – это критическое для въездного туризма количество, то о масштабном туризме в Беларусь можно говорить лишь с очень большой натяжкой. На фоне 11 миллионов иностранных граждан, которые пересекли белорусскую границу в прошлом году, цифры в 18 тысяч выданных туристических виз и 32 тысячи туристов выглядят не слишком убедительно. Даже если учесть, что в течение года одни и те же иностранные граждане пересекали границу неоднократно, а количество туристов, которые получили визу, составляет около трети въездного туристического потока, все равно очевидно – проблемы турбизнеса отнюдь не в наличии визового режима.

Мой опыт работы в Эстонии – и тот же председатель РСТО Александр Мирский, с которым мы неоднократно встречались в Таллинне, думаю, с этим согласится – подсказывает, что один из способов привлечения как можно большего числа иностранных туристов в Беларусь заключается в том, чтобы найти партнеров в той или иной стране. Это самый разумный и продуктивный путь. К тому же партнеров можно подключать к работе с белорусским загранучреждением, которое отвечает за выдачу виз, чтобы заранее готовить необходимые документы и оформлять групповые или индивидуальные визы. В свою очередь, мы готовы помочь фирмам, если они в этом заинтересованы, найти партнеров в тех странах, туристов из которых они планируют принимать. У нас есть возможность попросить белорусские посольства собрать необходимую информацию, провести консультации или дать рекомендации, если они потребуются. Между прочим, мы уже предоставляли Министерству спорта и туризма список иностранных туристических организаций, с которыми белорусские загранучреждения рекомендовали устанавливать деловые контакты. Не знаю, дошел ли он до турфирм.

С другой стороны, всякий раз, когда мне доводилось присутствовать на ежегодной учебе руководителей белорусских загранучреждений, представителю Министерства спорта и туризма высказывали одно и то же пожелание: «Если вы хотите развивать въездной туризм в Республику Беларусь, то разместите на официальном сайте министерства или разошлите в загранучреждения перечень с полными контактными данными белорусских туристических компаний, которые работают именно на прием иностранных туристов». Насколько мне известно, данное пожелание так и не было реализовано.

P.S. Интервью с Александром Островским читайте в свежем выпуске газеты «Туризм и отдых», который выйдет в четверг 20 января 2011 года.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах