На вопрос, какой туристический бренд Беларуси можно назвать номером 1, пока всего два ответа…

19.04.2011

 - Мнения

Автор: Евгений Парфиянович


На вопрос, какой туристический бренд Беларуси можно назвать номером 1, пока всего два ответа…

Когда я задал экспертам МСиТ вопрос: «Какой туристический бренд Беларуси вы бы назвали номером 1?», то получил два ответа: от Валерии Клицуновой – «агротуризм», от Галины Потаевой – «транзитный». Не могу с этим согласиться…

«Когда я задал экспертам МСиТ вопрос: «Какой туристический бренд Беларуси вы бы назвали номером 1?», то получил два ответа: от Валерии Клицуновой – «агротуризм», от Галины Потаевой – «транзитный». Не могу с этим согласиться…

На мой взгляд, сегодня у Министерства спорта и туризма сложилось мнение, что основой внутреннего и въездного туризма, максимально влияющей на статистику успехов отрасли, являются агроэкотуризм и транзит. Государственная поддержка и успехи агротуризма – это, безусловно, большой прорыв, однако развитие одной или двух сфер нельзя приравнивать к решению проблем инкаминга в общем и целом. Да и агротуризм сегодня, по сути, остается «подспорьем для домохозяек». Ведь владельцы агроусадеб платят лишь условный налог, в усадьбах могут работать только близкие члены семьи – а значит, новые рабочие места не создаются, речь идет лишь о самозанятости.

Устойчиво развивающиеся направления в нашей стране – санаторно-курортное лечение и экотуризм на охраняемых природных территориях. Такая ситуация стала возможной исключительно благодаря участию государства.

Между тем туристический бизнес основывается на традициях и менталитете, соотношении цены и качества и как результат – стабильном туристическом потоке. Потоки туристов мы теряем по традиционным причинам: визы, «ненавязчивый» сервис при высоких ценах на гостиницы. Зачастую – отсутствие доброжелательной улыбки на лице таможенников и пограничников, создающих первое впечатление о стране. Может быть, нужно подумать о создании института проблем гостеприимства? По аналогии с существующим институтом проблем культуры.

Я убежден, что развивать нужно в первую очередь историко-культурный и познавательный туризм. С целью возрождения традиций гостеприимства, воспитания духа патриотизма, сохранения и рационального использования историко-культурного наследия. Первичней любой экономики – культура, а степень ее проникновения в сферы жизнедеятельности и определяет шансы на успех.

Все еще можно услышать разговоры о передаче желающим заброшенных панских усадеб – за символическую одну базовую величину, однако ни один пример такой передачи и успешного восстановления усадьбы мне лично пока не известен. Вероятно, причиной тому отсутствие приемлемой системы взаимоотношений между желающими предпринимателями и местными администрациями.

Более 15 лет реставрировался Мирский замок – за это время на его восстановление было потрачено около 100 млрд рублей. Это сопоставимо со стоимостью строительства Байконура! С одной стороны, государство было абсолютно право, поставив возрождение этого уникального памятника выше экономической целесообразности. С другой стороны, при таких темпах множество других замков могут так и не дождаться реконструкции, к примеру, при моей жизни. А национальному турбизнесу в сложившейся ситуации выгодней вывоз валюты к турецким берегам, без особых претензий на участие в непростом процессе возрождения и использования историко-культурного наследия родной страны.

Дать мощный толчок развитию внутреннего и въездного туризма, способствовать возрождению памятников природы и архитектуры и включению их в экскурсионный показ могло бы создание свободных экономических зон туристско-рекреационного типа. Пойдя по этому пути, можно было бы не тратить государственные деньги на «байконуры», а создать приемлемые условия для инвестиций. Такой формат предусматривал проект «Залатое кола Беларусi», разработанный в 1996 году Минэкономики совместно с ПРООН. Он создавался лучшими представителями науки многих смежных с туризмом областей. Жизнеспособностью проект во многом обязан экспертам в области экономики – П.И. Долговечному, М.С. Кунявскому, В.Ф. Медведеву. Суть идеи проста: создать взаимосвязанную туристическую инфраструктуру по главному национальному кольцевому маршруту, проходящему по всем историческим регионам Беларуси. Мы постарались ответить на вопрос, как в контексте многообразия объектов будет работать каждое конкретное звено, как будут складываться хозяйственные отношения, благодаря которым появятся новые высокоэффективные рабочие места в сельской местности и в малых городах.

В свое время коллегия Министерства экономики рекомендовала Министерству спорта и туризма реализовать проект «Залатое кола Беларусi», мы получили экспертное одобрение ведущих научных институтов Академии наук Беларуси. В 2000 году проект «Залатое кола Беларусi» был представлен на Всемирной выставке «Экспо-2000» в Ганновере. Однако МСиТ не дал проекту хода: «Залатое кола Беларусi» и по сей день с завидным упорством не включается в пятилетние Национальные программы развития туризма.

Кстати, в прошлом году при участии компании «Залатое кола» был проведен фестиваль «Гальшанскi замак». Более 2000 гостей фэста собрались у стен, пожалуй, самого нуждающегося в консервации памятника Беларуси.

Наш проект способен ответить на многие вопросы организации внутреннего и въездного туризма. Более того – он может сделать культурно-познавательный туризм брендом №1 и основополагающим направлением.

К сожалению, пока «Залатое кола Беларусi» по-прежнему пытается «не обижаться» на игнорирование своих предложений, направленных в Департамент туризма МСиТ».


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах