Почему событийный туризм не может пробиться сквозь чиновничий чертополох?

21.06.2011

 - Мнения

Автор: Сергей Плыткевич


Почему событийный туризм не может пробиться сквозь чиновничий чертополох?

Звучит парадоксально, но это факт: местным администрациям не нужны необычные, независимые проекты. Потому что в случае роста популярности такие мероприятия показывают, что инициативные группы граждан могут обходиться без властей. Непорядок! Сегодня вы обходитесь без нас во время организации праздника, а завтра?..  

В Мядельском районе прошла шестая выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов «Камарова – кола дзен». Мы поехали на нее, чтобы сделать радостный репортаж о развитии событийного туризма в стране. Мы прекрасно знаем Эдика и Аллу Войтехович, стараниями которых шесть лет назад появилось это мероприятие. Помним, с каким трудом они пробивали стену непонимания и недоброжелательности местных властей, как радовались первым успехам, когда на мероприятие наконец-то поехали туристы.

Увы, сегодня мы вынуждены писать о том, что событийный туризм в нашей стране элементарно не может пробиться сквозь чиновничий чертополох.

И дело здесь уже не в конкретных людях, районах или какой-то определенной направленности мероприятий. Дело в системе, когда местные и районные власти принципиально не заинтересованы в успехе каких-либо неформальных инициатив. Звучит парадоксально, но это факт: местным администрациям не нужны необычные, независимые проекты. Потому что в случае роста популярности такие мероприятия показывают, что инициативные группы граждан могут обходиться без властей. А это противоречит всей структуре управления страной, когда каждый нижестоящий винтик ждет движения или указания сверху. Непорядок! Сегодня вы обходитесь без нас во время организации праздника, а завтра?..

Именно поэтому любую зарождающуюся инициативу местные власти стремятся или похоронить, или возглавить и провести по своему пониманию и умению. Так случилось с «Заборским фэстом» в Россонском районе. Вначале бывший тогда министром спорта и туризма Юрий Сиваков отстоял идею владельцев агроусадеб сделать в своем районе необычное мероприятие, которое привлекало бы туристов. Но министр, поддерживающий сельский туризм, далеко, а районные власти – рядом. И уже на следующий год потенциальный туристический фестиваль превратился в заурядный праздник деревни, а инициаторы элементарно были оттеснены районными чиновниками. Для туристов это мероприятие стало неинтересным.

Эдуард и Алла Войтехович сопротивлялись гораздо дольше. Ведь они придумали не просто ярмарку-выставку народных ремесел и промыслов – чтобы самодеятельные умельцы смогли продать свой товар, а туристы купить необычные сувениры – они создали настоящий праздник с типичным западнобелорусским деревенским колоритом, который был интересен многочисленным отдыхающим в нарочанских здравницах и мог привлечь обычных туристов из столицы и других городов. Тем более что заканчивался праздник молодежным рок-фестивалем «Рок против комаров», в логотипе которого красиво обыгрывалось название деревни Комарово. Турфирмам можно было совместить посещение фестиваля с классической экскурсией на Голубые озера или включить его в обычные экскурсионные маршруты. Но вначале был запрещен рок-фестиваль, а в этом году и организацию всей культурной программы выставки-ярмарки взял на себя районный отдел культуры.  

И все. Индивидуальный дух комаровского или «войтеховичского» праздника улетучился. Мы увидели и услышали что-то нивелированное, причесанное, неинтересное. И на открытие бывшего главного инициатора даже не пригласили. Вместо него дежурные и будничные слова сказал председатель райисполкома.

Я понимаю, что все вышенаписанное не понравится руководству района, да и Эдуарду Войтеховичу, наверное, неприятно будет читать. Но истина дороже. Если мы на самых верхах заявляем, что необходимо развивать въездной и внутренний туризм, то надо что-то для этого делать! Понятно, что изменить психологию чиновников районного масштаба невозможно, они ведь не десантируются на свои должности с другой планеты или из другой страны. Но в министерствах иностранных дел, спорта и туризма, культуры ведь есть люди, которые понимают, что для развития событийного туризма необходимы эти самые необычные мероприятия! Неужели нельзя проанализировать все существующие праздники, отобрать наиболее интересные и уберечь их от посягательств нижестоящих чиновников? А еще можно объявить республиканский конкурс инициатив, создать единый план всех мероприятий, оказать поддержку не только их инициаторам, но и тем турфирмам и средствам массовой информации, которые будут пропагандировать эти праздники и привлекать на них туристов.

Опять же понимаю, что в сегодняшней ситуации, может быть, многим и не до праздников. Но, во-первых, если жизнь у нас как зебра, то еще не факт, что сейчас мы находимся на черной полосе. А во-вторых, и в кризис каждый должен заниматься своим делом. Лозунг нашего издательства – «Мы открываем Беларусь!» Хочется открывать эту необычную аутентичную Беларусь, а не показывать попсовые мероприятия среднересторанного уровня.


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах