Почему Беларусь не может достойно себя прорекламировать?

01.08.2011

 - Мнения

Автор: Сергей ПЛЫТКЕВИЧ


Почему Беларусь не может достойно себя прорекламировать?

Достойная реклама Беларуси появится только тогда, когда изменится отношение государства к частному бизнесу, когда бизнес будет восприниматься как равный партнер и бизнесмены будут рекламировать свою страну как собственный туристический продукт.

– Сразу два материала на эту тему висят на TIO.BY: Владимир Булатов предлагает министерству спорта и туризма программу действий по продвижению туристических возможностей нашей страны, а Александр Белый в своем блоге утверждает, что никакая, даже самая крутая английская рекламная компания не сможет создать по-настоящему привлекательный бренд Минска, так как совершенно не знает реалий Беларуси. Поскольку девизом нашего издательства являются слова «Мы открываем Беларусь!», мы являемся единственным издательским предприятием в стране, специализирующимся на выпуске краеведческой литературы, и за семнадцать лет наработали определенный опыт, я решил выделить эту серьезнейшую проблему в отдельную тему.

Начну с сурового утверждения: достойная реклама Беларуси появится только тогда, когда изменится отношение государства к частному бизнесу, когда бизнес будет восприниматься как равный партнер и бизнесмены будут рекламировать свою страну как собственный туристический продукт.

Возможно ли такое? Сегодня – нет. В недалеком будущем – вполне. Чтобы подтвердить эти слова, достаточно полистать наши фотоальбомы «Нечаканая Беларусь», «Дикая жизнь в центре Европы», «Ад Полацка пачаўся свет», «Несвиж – мой маленький Париж!», альбом-путеводитель «Сердце Беларуси – Минщина», путеводители «Минск за один день», «Королевский город Гродно» и многие другие. За семнадцать лет нами сфотографированы все достопримечательности страны, мы можем в течение достаточно короткого срока издать любую книгу по любому региону Беларуси. Но… как ни парадоксально звучит, это не нужно сегодняшней государственной машине. Подчеркиваю – чтобы не обидеть конкретных людей: не нужно именно государственной машине! Потому что в различных министерствах и ведомствах, которые имеют отношение к продвижению нашей страны на международный туристический рынок, есть люди, которые прекрасно понимают ситуацию, которые хотят что-то сделать – но не могут. Например, издав альбом-путеводитель «Сердце Беларуси – Минщина», мы надеялись сделать подобные книги и по всем остальным регионам страны. Подготовили тексты и провели фотосъемку по Брестской и Гродненской областям. Еще в прошлом году был заключен договор с Брестским областным управлением спорта и туризма, но вначале деньги не пропускало казначейство – несколько раз переделывались договоры, затем было требование, чтобы эти деньги оставались в области. Мы согласились на изготовление оригинал-макета и передачу его управлению – печатать они могли и сами, но и этот вариант не прошел! То же происходит и с изданием книг к «Дожинкам», «Дням белорусской письменности», созданием рекламной продукции о регионах страны. Какие-то деньги на это выделяются, но использоваться они могут только государственными издательствами! Разве это по-хозяйски? У меня как минимум десятилетние наработки, у меня те же Гродно, Полоцк, Новогрудок, Несвиж сфотографированы десятки раз – в разное время года, при разной погоде. А люди, которые по указке сверху должны освоить эти средства, начинают работу с нуля. Какой может быть результат, если на создание брошюры о Молодечно планируется один выезд фотографа, если в издательстве вообще нет профессионалов? Зато они имеют государственную форму собственности, зато никто не обвинит конкретного чиновника в коррупции и разбазаривании государственных средств. А что деньги все равно тратятся и при этом не создается качественный продукт, не волнует никого. Главное – не подставиться и не быть обвиненным в излишне тесных отношениях с какой-нибудь коммерческой фирмой. Доходит до абсурда: звоним на предприятия и предлагаем в качестве подарков наши фотоальбомы – а у нас сразу спрашивают: а вы частное или государственное издательство? Если частное, то мы не можем у вас покупать… О чем еще можно говорить?

Наверное, об опыте других стран. Не будем далеко ходить – в соседней Литве на два года позже моей «Нечаканай Беларусі» вышел фотоальбом «Невиданная Литва». Так вот посольствами Литовской Республики было организовано около двадцати фотовыставок и презентаций этой книги в различных странах мира! Было такое мероприятие и в нашем Национальном художественном музее, с присутствием Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Литва в Республике Беларусь, высоких чинов из соответствующих министерств Беларуси. А наши подобные выставки могут проходить за рубежом только по инициативе и на средства авторов. Или… будет так же, как и с книгами: состоится дежурная фотовыставка случайных работ какого-нибудь неспециализированного государственного агентства.

В ближайшее время мы запускаем уникальный фотопортал под скромным названием WWW.PHOTO.BY. На этом ресурсе будут фотографии ВСЕХ достопримечательностей нашей страны с информацией, как туда добраться, где можно рядом остановиться, какие турфирмы организовывают туда экскурсии и т.д. Портал разрабатывался полтора года, фотосъемка велась в течение тридцати лет, заполняться и развиваться ресурс будет еще какое-то время. В общем, проделан огромный труд, портал будет воедино связан с туристическим ресурсом TIO.BY и сайтом о природе Беларуси WILDLIFE.BY. Неделю назад разговорились с одним из руководителей государственных структур, которые должны сделать что-то похожее, но к работе они еще не приступали.

Как вы думаете: в ближайшее время нам удастся найти точки соприкосновения? Или и дальше будем жить в параллельных мирах?


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах