Достопримечательности сквозь призму четырех конфессий: что увидит турист в Восточной Беларуси
…Среди отличительных особенностей культуры нашей страны обычно исследователи называют ее многоконфессиональность. На протяжении веков в стране мирно сосуществовали представители самых различных вероисповеданий.
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
…Среди отличительных особенностей культуры нашей страны обычно исследователи называют ее многоконфессиональность. На протяжении веков в стране мирно сосуществовали представители самых различных вероисповеданий.
Сегодня именно эта мультирелигиозность Беларуси может стать привлекательным для туристов брендом. Тем более что каждая из конфессий привнесла в духовную скарбницу страны свои, неповторимые черты, оставила многочисленные памятники материальной культуры. Кроме того, эта многоконфессиональность не является чем-то застывшим: она развивается и сегодня, позволяя оценить динамику и основные направления. Около половины белорусов считают себя верующими. Из них 82% – православные, 12% – католики, 6% – представители иных религий и конфессий. Исследованию этой увлекательной темы и был посвящен двухдневный выездной семинар «Культурное наследие Беларуси сквозь призму четырех конфессий», организованный Национальным агентством по туризму. Углубиться в нюансы этой сложной темы помог экскурсовод, кандидат исторических наук и просто весьма эрудированный человек Сергей Бусько.
Еврейское наследие
…Никто не будет спорить, что еврейское наследие в истории Беларуси играет значительную роль. И это вполне объяснимо: 50% населения в городах и местечках Беларуси до войны составляли евреи. Веками они жили здесь бок о бок с белорусами и представителями других национальностей. Многие знаменитые люди являются выходцами из Беларуси. К сожалению, не только туристы, но и сами белорусы очень мало об этом знают. Наш первый экскурсионный объект связан с именем художника, известного во всем мире, – Хаима Сутина.
…Несмотря на очень раннее время, в Смиловичах музей «Пространство Хаима Сутина» показать нам пришла краевед Светлана Хасеневич.
Мне уже приходилось бывать в этом уникальном музее, и я с удовольствием констатирую, что здесь все меняется в лучшую сторону: добавляются экспонаты, совершенствуется антураж «парижского кафе», где так приятно посидеть за столиками, послушать музыку и выпить чашечку кофе, слушая рассказ о судьбе художника.
Для небольшого местечка Смиловичи с населением около 6 тысяч человек подобный музей – прекрасная возможность привлечь туристов. К сожалению, по словам нашей гостеприимной хозяйки, количество посетителей по сравнению с прошлым годом значительно снизилось.
Раньше здесь можно было осмотреть еще один экскурсионный объект – усадьбу Монюшко-Ваньковичей, но в настоящее время его взялось реставрировать частное предприятие, огородили забором, и теперь проникнуть туда нет никакой возможности.
Получив заряд положительной энергетики, который всегда возникает после соприкосновения с высоким искусством, отправляемся дальше. Следующий пункт программы – город Червень, бывший Игумен. Когда-то это было типичное местечко, штетл с обычной для такого места застройкой, остатки которой можно увидеть и сегодня. И, как и в большинстве городов и местечек Беларуси, во время оккупации здесь было организовано еврейское гетто. Наш основной объект в контексте семинара – памятник узникам Червенского гетто и еврейское кладбище.
Отмечу сразу, что, по данным исследователей, всего по нашей стране насчитывается около 300 захоронений, представляющих интерес для туристов. К сожалению, многие из них расположены в недоступных местах и находятся в неприглядном виде.
Тему еврейского наследия в областном центре Могилеве раскрыла координатор общинных программ ОО «Могилевская еврейская община» Ида Шендерович. Разумеется, рассказать о многовековой истории совместного существования наций в городе за пару-тройку часов практически невозможно, но все-таки мы узнали, что впервые еврейское имя было упомянуто здесь в 1522 году, когда могилевские корчмы, воскобойня и весовой сбор были переданы в аренду мытнику Михелю Юзефовичу из Берестья. Но когда в 1577 г. король Речи Посполитой Стефан Баторий даровал Могилеву магдебургское право и здесь стали бурно развиваться ремесло и торговля, количество евреев в городе увеличилось, в первую очередь за счет торговцев, откупщиков налогов и ростовщиков.
В привилее Сигизмунда III от 1626 года, где он требовал выселить евреев за городской вал, указывалось и конкретное место – туда, где находится их молитвенная школа около Днепра. Эта территория получила название «жидовское Школище» или просто Школище. Немного позднее, на левом берегу реки появился второй еврейский район – Луполово. Там проживали преимущественно евреи-ремесленники, кожевенники и меховщики, «лупившие» кожу. Любопытно, что к 1910 году практически все крупные производственные предприятия города принадлежали богатым евреям. Создание первых таксомоторов также связано с еврейским именем – Самуила Сагала. Владельцем первых в Могилеве кинотеатров «Модерн», «Чары», «Фортуна» и большинства фотоателье были также евреи. В Могилеве сохранилось достаточное количество домов, отличающихся великолепной архитектурой.
Как правило, ими также владели представители еврейской нации. К началу ХХ в. им принадлежало 90% каменных строений в центре города. Первые этажи занимали многочисленные магазины, в основном тоже еврейские. История гласит, что в эти магазины хаживали и представительницы царской семьи и их фрейлины. В Могилеве сохранились и синагоги, правда, далеко не все. Учитывая то, что в 20–30-х годах прошлого века они были закрыты, могилевчане могут гордиться хотя бы теми, что сегодня остались.
…Печальное зрелище представляет сегодня старинная синагога XVII века в Быхове, построенная в стиле барокко. Насколько известно, никаких планов по ее восстановлению нет. Так и «красуется» она в центре городка, одновременно привлекая толщиной стен, элементами оборонительного зодчества и отталкивая запущенностью и какой-то безысходностью.
Табличка есть, но кто сможет прочесть – кто охраняет и какой объект?
Логическую точку в теме еврейского наследия поставило посещение Бобруйска, традиционно считавшегося еврейской столицей Беларуси. И неслучайно: до Второй мировой войны более 80% населения составляли представители этой национальности (сегодня в Бобруйске живет около 2–3 тысяч евреев). Для того чтобы наше погружение в тему стало полным, в действующей синагоге нас накормили кошерным обедом.
А затем нашим гидом стала Майя Казакевич – удивительная женщина с потрясающей харизмой. Она рассказала нам об истории появления евреев в Бобруйске, о культовых сооружениях и типично еврейских домиках, о трагедии, произошедшей в городе 75 лет назад, когда фашисты уничтожили 10 000 узников местного гетто – стариков, женщин и детей.
Экскурсия завершилась около Аллеи праведников – тех великодушных простых людей, которые, рискуя жизнью, спасали еврейских детей.
Расставаясь с Майей, все участники семинара решили, что Бобруйск, безусловно, очень сложно узнать за пару часов, и сюда нужно приезжать, так сказать, в полном формате.
Татарский «след» в Беларуси
…Шесть столетий живут на белорусской земле татары, которые разными путями пришли сюда со степей Поволжья и Крыма. Сегодня их отличает от остальных местных жителей их религия, то есть ислам, сохраненный татарами в христианской среде. Перед Первой мировой войной (1914–1918 гг.) на территории Северно-Западного края России жило около 14 тысяч татар-мусульман. Ислам был единой опорой и охраной их культуры от ассимиляции. Татары-мусульмане, живя по соседству со сторонниками других вероисповеданий, сумели сберечь свою веру, свои обычаи, свою культуру. В 1990-х годах началось возрождение татарской культуры, стали строиться мечети. Одну из них, которую построили в 1996 году на этой волне, мы посетили в Смиловичах.
Нам любезно предоставили возможность, сняв обувь, войти внутрь и увидеть, что пол храма устлан праздничными красными коврами, на которых сидят во время службы. На стенах висят цитаты из Корана на арабском языке. В углу стоит минбар – трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь.
Община в Смиловичах считается достаточно большой – в нее входит более ста семей. Затем мы посетили татарское кладбище, где сегодня есть как совсем старые и заросшие могилы, так и новые. Дело в том, что большинство кладбищ, или мизаров, уничтожили во время Второй мировой войны: немцы делали из каменных надгробий бетонные укрепления.
Католические святыни
Восточная Беларусь – это не самая удачная территория для изучения католических святынь. Вместе с тем здесь сакральные сооружеиия этой конфессии тоже есть. Сергей рассказывает, что католицизм начал активно распространяться в Беларуси с конца XIV века, когда великий князь литовский Ягайло в обмен на получение польской короны начал перевод в эту религию знати Жемайтии и Аукштайтии (современная Литва), которая была языческой, при одновременном создании привилегий для католиков. Со временем большая часть знати (шляхты) приняла католицизм, в то время как большинство простого населения осталось православным.
После заключения в 1596 году Брестской унии и расширения привилегий для католиков, а также появления в Речи Посполитой иезуитов, численность принявших эту религию увеличилась. Значительную роль в распространении католицизма сыграли организованные иезуитами школы, дававшие качественное образование для детей всех конфессий. Сегодня римско-католическая церковь в нашей стране объединяет четыре епархии, которые насчитывают 475 общин. В республике действуют 3 духовных учебных заведения, 9 миссий. Общины располагают 479 костелами, 31 строится. В приходах работает более 400 священнослужителей.
Для того чтобы увидеть храмы, которых больше нет, едем в село Светиловичи, где в 1903 году был построен каменный костел Святого Людовика. По словам Сергея, в Беларуси практически ни один костел не носит имени этого святого. Зрелище нас ждет удивительное. От храма остался только один этаж, который используют в качестве почтового отделения.
О былом величии практически ничего не напоминает, кроме стен полутораметровой толщины. Местная жительница, подъехавшая на велосипеде, призывает: «Вы из Минска?! Скажите там, что такой костел пропадает! Или сами возьмите и приведите его в порядок! У нас тут никому дела нет!» Не хотелось, конечно, расстраивать пожилую женщину сообщением о том, что у нас в стране на восстановление большинства памятников нет средств…
Еще больший культурный шок ждал нас в поселке Княжицы, что находится недалеко от Могилева и совсем рядом с трассой, когда мы увидели величественные руины – все, что осталось от прекрасного костела, освященного в 1780 году в честь Святого Антония Падуанского.
Первый костел, построенный в Княжицах в конце XVII века, был деревянным. В середине XVIII века приход получил значительных размеров пожертвования от потомков шляхтичей Крюковских. Собственно говоря, осталось от былого величия не так уж и мало, поэтому, если уж не восстанавливать, то хотя бы законсервировать эти руины можно было бы…
И еще одни впечатляющие «рэштки» – костел Святого Антония Падуанского в Рогачеве. Реставрация ведется с 2000 года, и леса уже сняты. Но пока говорить о новой жизни храма не приходится.
Разумеется, не все так плохо. Продолжает радовать своими формами фарный костел Св. Казимира в Могилеве. В несколько странном виде, но существует костел Девы Марии в Бобруйске и пр.
Православные храмы и монастыри
…С момента принятия в X веке христианства на белорусских землях большое, если не основополагающее значение приобрела Православная церковь, которая и сегодня привлекает значительное число верующих в Беларуси. В настоящее время в стране насчитывается более полутора тысяч приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действует 1334 православных храма, 150 строится, в приходах работает около 1600 священнослужителей. В нашей программе есть посещение нескольких церквей и двух монастырей.
Одним из главных объектов является Свято-Никольский монастырь в Могилеве. Как и любое другое сакральное сооружение, монастырь имеет свою историю. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку в Гривлянской сотни Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов». Но строительство собора началось только в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен. При советской власти, как это водилось в те годы, монастырь был закрыт. Сегодня сюда приезжают многочисленные прихожане, чтобы поклониться одной из копий чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской и копии иконы Божьей Матери Белыничской. Храм и монастырь представляют собой единый архитектурный ансамбль.
…Впервые местечко Полыковичи, что находится недалеко от Могилева, упоминается в летописи 1552 года, когда его в личное пользование получил Станислав Лезгайло. Местечко постоянно переходило из рук в руки, пока в 1802 году его владельцами не стали князья Римские-Корсаковы, основавшие около чудотворной криницы храм Святой Параскевы Пятницы, к сожалению, разрушенный в 1947 году.
Историки утверждают, что в Полыковичах часто бывали император Николай II и царица Александра Федоровна с детьми: они приезжали на живописный песчаный берег Днепра, где устраивали пикники и купались. Сегодня комплекс «Полыковичская криница» состоит из небольшой деревянной часовни, примыкающего к ней целебного источника и бассейна для омовения. Утверждают, что вода из этого источника (минерализация составляет 25%) помогает при зубной боли, язве, остеохондрозе, анемии и других заболеваниях. На высоком холме возведен храм Святой Троицы, в котором сегодня ведутся внутренние работы.
Святая Параскева считается покровительницей браков, поэтому у местных молодоженов существует традиция посещать комплекс и вешать замочки на перилах мостиков. 14 ноября верующие отмечают праздник святой Параскевы. Когда-то здесь собиралось до 10 тысяч человек. Чтобы поклониться святой, жители округи в радиусе 100 километров должны были идти пешком и натощак. Люди шли сами и вели с собой скот, чтобы напоить его целебной водой.
Очень старинная, симпатичная и необычная церковь Святой Троицы находится в Быхове. Это памятник деревянного зодчества середины XIX века, возведенный в жилой части Быхова. Строение сохранилось и теперь представляет собой историческую ценность, так как деревянных храмов в этих краях практически не осталось. Здание крестообразное. На пересечении линий, образующих крест, — большой световой восьмигранный барабан, завершенный куполом в виде шатра. Над входом в церковь — двухъярусная восьмигранная башня-колокольня. Зеленый цвет придает ей особое очарование. Именно здесь хранилась икона Барколабовской Божьей Матери, пока ее не забрали в женский монастырь в Барколабово, куда мы тоже съездили.
…Ранним туманным и прохладным утром в монастыре царит тишина, только слышно пение птиц. Нас ждет настоятельница, матушка Эмилия. Она охотно общается с нами, несмотря на утреннюю службу, рассказывает историю монастыря, основанного еще в 1641 году, иконы, а также обо всех чудесах, которые творит эта икона.
И заключительным аккордом в теме православия, просто вишенкой на торте нашего путешествия, становится очаровательная деревянная церковь в местечке Блонь – единственный сохранившийся храм из дерева в стиле классицизма. Несмотря на усталость, мы громко восторгаемся красотой храма.
…Обсуждая все увиденное, участники поездки приходят к выводу, что тема многоконфессиональности, культурного наследия поистине неисчерпаема, и мы только слегка к ней прикоснулись…