Любимое занятие большинства людей встречать в штыки любое нововведение или новость, если они не совпадают с его личным мнением и видением сути явления, выступая судьей и критиком всего и вся. Еще некогда Вильям Шекспир, кажется, заметил: «Судить иных вы все усердно рветесь. Начните-ка с себя и до иных — не доберетесь!» Но так уж, видно, устроена природа человека… Это – относительно той критики, которую мы слышим в адрес еще не созданного, но уже горячо обсуждаемого нового общественного объединения, о создании которого на этой неделе было заявлено на встрече турагентств в отеле «Кроун Плаза».
Кстати, о встрече. Действительно, как уже писали на этом портале, в конференц-зале названного отеля царила странная атмосфера. Многие пришедшие на встречу недоумевали и оживленно искали на входе отеля анонс мероприятия, который нужно было бы обозначить, например, «Учредительное собрание ассоциации турагентств», «Съезд», «Заседание» или нечто иное в этом роде. Ибо все-таки не стоит, как это сделал г-н Гулый, смешивать столь знаковое событие в мире отечественного туризма с рядовым воркшопом, какое бы большое значение он ни имел для коммерческих интересов организатора.
Хочется поддержать мнение различных комментаторов и отметить, что, действительно, это вполне нормальное явление – наличие в отрасли различных, союзов, ассоциаций и сообществ. Все это является показателем демократизации общества и умения профессионалов грамотно консолидироваться, вести партнерство с государственным аппаратом и по-умному лоббировать свои интересы.
Например, в РФ есть и РСТ, и АТОР, и различные ассоциации турагентств. К сожалению, РСТО, который в следующем году приблизится к знаковой дате 15-летия своей деятельности в туризме, часто упрекают в том, что он, по мнению некоторых госчиновников, объединяет в своих рядах лишь четыре десятка «отщепенцев, вывозящих валюту из страны». При этом забывают учесть тот момент, что в рядах данного союза состоят наиболее авторитетные и профессиональные компании, которые именно своим трудом и авторитетом продвигали ЗА СВОЙ СЧЕТ (когда государство не имело даже скромных возможностей на информационное продвижение туризма) туристические возможности Беларуси за рубежом. При этом фирмы, входящие в РСТО, никогда не уходили в серую пелену теневого рынка, а исправно выполняли и развивали интересы бизнеса и туризма. Они честно платили и платят в бюджет государства сотни тысяч долларов (в эквиваленте в белорусских рублях, разумеется) налоговых поступлений, находясь при этом под прессингом в условиях перманентно меняющихся условий и правил игры в так называемом государственно-частном партнерстве. Замечу, что это партнерство только сейчас, с принятием закона о данной «кооперации», приобретает конкретику и возможное практическое наполнение по взаимодействию между обозначенными сторонами.
Несмотря на то что РСТО, по странной традиции, считается общественной организацией, объединяющей исключительно фирмы, работающие на выезд, в составе РСТО на самом деле находятся компании, позиционирующие как выездной + въездной туризм, так и чисто или большей частью въездной туризм.
Так вот, за эти годы даже столь «аморфный РСТО» сумел пролоббировать интересы отечественного туризма при разработке и внесении поправок в Закон и Указы «О туризме». Мы определили пределы налоговых нагрузок и снятие их ИМЕННО с въездного туризма. Мы участвовали в разработке ГОСТов (устаревших и требующих новых корректив), «Тарифно-квалификационного справочника» в сфере туризма и «Правил оказания туруслуг». РСТО также внес свою лепту в снятие препон в визовых процедурах, в облегчении работы наших фирм с посольствами и так далее и тому подобное.
Очевидно, что заместителю министра спорта и туризма Михаилу Портному потребуется некоторый кредит доверия по линии профессионалов турбизнеса, чтобы разобраться и скорректировать отдельные моменты поступательного движения данной сферы деятельности. На недавней встрече мы четко указали, что в настоящий момент в Беларуси, по сути, даже нет такой отрасли – туризм. В «Классификаторе видов экономической деятельности» есть здравоохранение, спорт и многое другое. И на все это предусмотрены статьи финансирования. А туризма нет! О каком развитии в таком случае может идти речь?! На сегодняшний день разговоры о туризме, как локомотиве отечественной экономики, уже набили оскомину, но эту «курочку, несущую золотые яйца» необходимо все-таки регулярно кормить, чтобы получать адекватный имеющимся амбициям результат.
Таким образом, проблем в белорусском туризме действительно очень много, поэтому Республиканский союз туристических организаций приветствует появление различных общественных ассоциаций, ставящих перед собой задачи продвижения и развития белорусской индустрии отдыха. РСТО готов участвовать в различных проектах практического партнерства, а также открыт для принятия новых туристических организаций в свои ряды.