https://www.traditionrolex.com/8
<p>19-20 ноября в минской гостинице «Беларусь» прошла  традиционная V Международная специализированная конференция «Агроэкотуризм-2015: инновации и территориальное развитие».</p>

Первый день  был посвящен практике: хозяева сельских усадеб, представители республиканских и местных органов государственного управления, посольств, СМИ, иностранные эксперты и гости приняли участие в обучающем визите в Воложинский район, чтобы  познакомиться  с креативными инициативами в области агроэкотуризма и успешным примером создания зеленого маршрута «Воложинские гостинцы». По словам участников поездки, несмотря на плохую погоду, это небольшое путешествие и знакомство с усадьбами «Мир пчел», «Ганка», музыкантом Алесем Лосем и прогулка по Налибокской пуще оставили самые приятные впечатления.

Второй день мероприятия был задуман как  теоретический. Пленарное заседание началось с приветственных  слов от  организаторов конференции. Первый заместитель председателя правления ОАО «Белагропромбанк» Наталья Шевцова, председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, директор Департамента по туризму МСиТ Вадим Кармазин, заместитель декана  факультета международных отношений БГУ  Дмитрий Решетников, директор учреждения «Новая Евразия» Жанна Филиппова говорили о той значительной роли, которую  играет сегодня агротуризм в стране, о его экономической составляющей, эффекте мультипликации, о частно-государственном партнерстве, о том, что сельский туризм меняет деревню и придает динамику жизни даже в депрессивных районах.

Выступления экспертов о современных тенденциях и инновационных подходах в сфере агроэкотуризма начались с сообщения Светланы Кончиц, начальника Управления корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк», которая рассказала, что условия кредитования за восемь лет, которые прошли с начала старта программы поддержки агротуризма в стране, практически не изменились. В прошлом году владельцы усадеб получили 64 кредита на развитие, а в 2015-м – 35. Всего банк поддержал 540 проектов, каждый из которых уникален. Либерализация кредитной политики привела к новым возможностям для субъектов агротуризма, которые сегодня могут получить повторный кредит для развития своего хозяйства.

Она подчеркнула, что сегодня одно из важнейших направлений – это развитие безналичных расчетов на усадьбах и продемонстрировала портативный терминал. Такие устройства – простые и удобные для пользователей – уже есть в 45 усадьбах, а в скором времени появятся еще в 100. Будет расширяться и число владельцев усадеб, у которых есть карточки со специальным «сельским» дизайном. Сегодня таких обладателей карточек 900. Банк продолжает не только, если так выразиться, материальную поддержку агротуризма, но и информационную. Это и семинары (за прошедшее время на них прошли учебу 400 хозяев усадеб), и конференции, и республиканский конкурс на лучшую усадьбу, и издание каталогов…

В заключение Светлана Кончиц проинформировала участников мероприятия о новинках: теперь банк будет кредитовать не только усадьбы, но и желающих отдохнуть на усадьбах. В настоящее время можно получить кредит на отдых в рождественские и новогодние дни. Кроме того, анонсирован проект «Вандроўкi па Беларусi з Белаграпрамбанкам», который предполагает выпуск карт по областям, где будут обозначены агроусадьбы.

Вадим Кармазин, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, выступил с докладом «Агротуризм и экономическое развитие регионов Беларуси», в котором обозначил основные факторы, повлиявшие на бурное развитие этого направления в стране: нормативно-правовая база, кредитная поддержка, помощь международных организаций и работа общественных объединений.

Он подчеркнул, что настоящее развитие агротуризма в стране началось в 2006 году, когда был принят знаменитый Указ № 372, дающий небывалые преференции и льготы. В этот указ пять раз вносили различные дополнения, и сейчас готовятся новые изменения. На сегодняшний день количество усадеб в Беларуси достигло 2212, а к концу года ожидается увеличение этой цифры на 170. В лидерах – Витебская область, где открыто 603 усадьбы. Затем следует Брестчина с 572 усадьбами. «Домики в деревне» сегодня есть в 98 районах страны.

В прошлом году в деревенской тишине отдохнуло более 318 тысяч туристов как из Беларуси, так и из ближнего и дальнего зарубежья. Доходы усадеб составили около 8 млн долларов. Новые экономические законы диктуют свои условия, поэтому на селе благодаря агротуризму создано 6 тысяч рабочих мест. Основной моделью этого направления остается малый и семейный бизнес – 97%. Есть еще такие популярные модели, как восстановление старинных усадеб и поместий и создание агротуристических комплексов.

С презентацией «Агроэкотуризм как катализатор развития сельских территорий: белорусский опыт» выступила Валерия Клицунова,  руководитель БОО «Отдых в деревне». В качестве примера она привела динамично развивающийся Воложинский район, а также дестинации, возникшие в результате проекта ЕС и ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие», в частности, дестинацию «Муховецька кумора», не перестающая удивлять новыми увлекательными находками и задумками. Своими экологическими проектами известна сегодня дестинация «Мотольский шлях». Фестиваль «Дрибинские торжки» и проект «Страна шаповалов» внесли новую струю в жизнь Дрибинского района.

В последнее время все большую популярность приобретает гастрономический туризм. Как показала мировая практика, 30% средств в путешествии  турист тратит на еду. И, разумеется, настоящую белорусскую кухню можно отведать только на агроусадьбах, где по-прежнему используют рецепты, переходящие из поколения в поколение.

«Территория проекта LEED: состояние и перспективы агроэкотуризма». Так называлось выступление Александра Тарасенка, советника по экотуризму проекта USAID/ПРООН LEED (20122014).  Этот проект длился три года, и благодаря ему было создано 17 туристических дестинаций в Гродненской и Брестской областях. Проект оказался весьма полезным для выявления имеющегося в этих регионах туристического потенциала, а также для стимулирования творческих инициатив представителей различных структур: владельцев агроусадеб, сотрудников госструктур, туристических компаний, фермеров и пр. Не последнюю роль сыграли тренинги, поездки за рубеж для обмена опытом, выездные семинары и другие обучающие мероприятия.

Большой интерес у участников конференции вызвали выступления зарубежных гостей.

Например, Тарас Астахов, председатель Ассоциации содействия развитию агротуризма России, в своем выступлении «Проекты «АгроТуризм ассоциации, направленные на развитие сельских территорий в регионах России» подчеркнул, что в своей работе во многом опирается на белорусский опыт: «Как только побываем в Беларуси, сразу хочется перенять опыт и сделать что-то похожее. Более того, в последнее время выполняем заказы на проекты, возникшие по ассоциации с вашими. Недавно к нам обратился бизнесмен из Мордовии, который решил осуществить проект по образу и подобию «Дудуток». Мы такой проект разработали, и сегодня он уже в стадии осуществления. К лету там примут  первых туристов». Он поделился своими новыми проектами: в Луховицком районе Московской области создается сеть агротуристических ферм, скоро появится российский Арктический парк на Оймяконе, в Ивановской области организовано три детских школы сельского туризма.

Светлана Белова, директор Machaon International из Словакии, поделилась опытом создания  «Территории вдохновения», или Atmosfera Creativa. Так называется новая концепция развития сельского туризма и креативной экономики, апробированная в Словакии и Казахстане. Речь идет о том, что деревня, которая ничем особым не выделяется, может стать прекрасной площадкой для творческой элиты, которой тесны рамки города. Так случилось в деревне Гановце, которая находится вдали от туристских троп и в которой живет 1100 жителей. Их не сразу удалось уговорить что-то изменить в своей жизни. Теперь возле деревни появилась уникальная экспозиция, которая привлекает туристов. Кроме того, там проводится по пять концертов в год, тоже привлекающие публику. Подобный проект был осуществлен в Казахстане, а сегодня уже идет речь о сети подобных «Территорий вдохновения».

Модную тему гастрономического туризма раскрыла в своем выступлении Татьяна Казачук, председатель правления Центра кулинарного наследия Латгалии (Латвия). Она рассказала о своем озерном крае, совместном проекте с Витебской областью Bella Cusine, о работе Международного центра кулинарного развития в Краславе, а также о Европейской сети кулинарного наследия, в которую сегодня входит 32 региона. По завершении  доклада Татьяна поделилась некоторыми советами для хозяев агроусадеб.

Президент Литовской ассоциации сельского туризма Линас Жабалюнис назвал свое выступление  «Сельский туризм как катализатор развития деревни» и начал с такого утверждения: «Курорты курортами, а в деревне тоже есть жизнь!» Он назвал несколько цифр: если в 1997 году в Литве было 16 усадеб, то теперь их 642. В прошлом году на сельских усадьбах побывало около 283 тысяч туристов, и это в основном жители Литвы. Для большинства владельцев агротуризм – не основной бизнес. С 2011 года литовский сельский туризм начал переходить к специализации: «Такого не может быть – в понедельник на усадьбе семейный отдых, во вторник – активный, в среду – кулинарный и т.д. Усадьбы должны четко знать, что продают!» По его мнению, главная задача усадеб – задержать у себя клиента, учитывая, что он зачастую «на 200 шагов впереди хозяина усадьбы». Что это значит? «Туристы владеют информацией, знают, когда и что можно забронировать. А некоторые хозяева заходят на сайт и в почту три раза в неделю». В подтверждение Линас показал ролик, в котором клиент, прыгая с парашютом, успевает забронировать усадьбу и приземлиться как раз туда, где необходимо.

О том, как  происходило внедрение Start-up проектов в сфере развития сельского туризма в Калининградской области и Краснодарском крае,  рассказала Светлана Копылова, директор автономной некоммерческой организации «Агентство развития сельских инициатив»  из России.

Затем  участники форума разделились  на три секции: «Креативная экономика: инновации и творчество в туризме», «Агроэкотуризм и молодежь: новое дыхание туризма» и  «Потенциал для социально-экономического развития сельской Беларуси: открываем новые возможности».

В  секции «Креативная экономика: инновации и творчество в туризме» были представлены технологии создания креативных турпродуктов и туристских впечатлений, создания зеленых маршрутов и туристических кластеров,  демонстрировался лучший опыт проведения фестивалей и праздников, к примеру, проведения фестиваля «Цмок Лепельский». Студент ФМО БГУ Тимур Ходин представил  новое издание «Сельскі дзённік» (СеляДзец).

На круглом столе «Потенциал для социально-экономического развития сельской Беларуси: открываем новые возможности» было  представлено 12 территорий проекта, отобранных в рамках конкурса. Проект «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси» направлен на вовлечение партнерств местных органов власти и управления, некоммерческих организаций и инициатив граждан, а также бизнеса в усиление хозяйственной активности и повышение качества жизни в сельской местности. Эти территории  получат комплексную консультационную и техническую помощь в экономическом развитии. В выбранных территориях проводятся исследования и оценки социально-экономического состояния территорий и будут созданы ресурсные центры экономического развития, а также специалисты по организационному развитию работают с местными некоммерческими организациями, содействующими экономическому развитию.

Планируется, что не менее 12 партнерств местных органов власти, некоммерческих организаций и инициатив граждан из выбранных пилотных территорий получат финансирование на реализацию проектов на общую сумму 180 000 евро. Сельские жители, предприниматели, ремесленники и владельцы агроусадеб смогут принять участие в практических тренингах и получить консультации, направленные на развитие навыков, которые позволят им получать дополнительный доход.

В рамках круглого стола эксперты представили промежуточные результаты исследования экономических потребностей и ресурсов пилотных территорий проекта и обсудили результаты исследований с целевыми группами (представителями местных и центральных органов власти и управления, НКО, работающими в области развития сельских территорий, представителями сельских территорий и средств массовой информации). Проект реализуется благодаря финансовой поддержке Европейского союза и фонда «Евразия» (за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).

На все секции, проходившие одновременно, попасть было практически невозможно, поэтому мы отправились послушать, что думает об агротуризме подрастающее поколение и действительно ли они готовы привнести некое «новое дыхание».

Модератор секции «Агроэкотуризм и молодежь: новое дыхание туризма», менеджер по проектам БОО «Отдых в деревне» Наталья Борисенко-Клепач выразила уверенность, что молодежь смотрит на сельский туризм «свежо и по-новому» и готова генерировать креативные идеи. Нам показали несколько из них, разработанные студентами филиала кафедры международного туризма ФМО при БОО «Отдых в деревне». Например, проект агродеревни «Ля калодзежа», где в центре имеется центральная площадь – место сбора сельчан  и пять тематических домиков.

Есть идея создать Грин таун с небольшой фабрикой по производству яблочного сидра. Ребята предложили также возвести в сельской местности средневековый комплекс, где все гости играли бы обозначенные заранее роли: слуг, воинов, короля и пр. Студенты придумали также несколько фишек для оживления туристских маршрутов. К примеру, дарить семьям – участникам экологического тура выходного дня – коробочку с семечком, чтобы на выходе они посадили это семечко и вырастили свое дерево. Или – пройти по маршруту «Миллионы лет до нашей эры», добыть огонь, рубить дрова каменным топором.

В числе предложений: тематические квесты, например, квест по Нарочанщине под названием «Тайны Голубых озер». В качестве общего тренда для любого пребывания на усадьбе студенты видят запрет на пользование телефонами и ноутбуками. В качестве событийного кулинарного мероприятия ребята предложили провести «НеДраник Фэст» под девизом Dranik land? Not any more! и в его ходе доказать, что Беларусь – совсем не страна драников.

Станут ли выпускники специализации «Агротуризм» ФМО БГУ хозяевами агроусадеб, придут ли они в этот бизнес, сегодня сказать очень сложно. Но энтузиазм и желание сделать что-то оригинальное и свое были видны невооруженным глазом.

…Конференция завершилась  презентацией нового каталога сельских усадеб, традиционно издаваемого «Белагропромбанком» в издательстве «Рифтур».  Была представлена и электронная версия каталога. А затем состоялось  награждение победителей республиканского конкурса ОАО «Белагропромбанк» и БОО «Отдых в деревне»  «Лучшая агроэкоусадьба 2014 года».

 

https://www.traditionrolex.com/8