<p><strong>Представители белорусского турбизнеса давно уже привыкли ко всевозможным воркшопам. В столичных отелях практически каждый месяц проходит то средиземноморская, то арабская, то азиатская презентации. Но сегодня в отеле «Ренессанс» впервые представляли Беларусь! 1 марта в Минске прошел воркшоп Buy Belarus, со старта собравший десятки экспонентов и сотни участников. И если пару лет назад подобное было просто невозможно представить (мол, о ком тут рассказывать: мы и так всех знаем), то в 2016-м национальный воркшоп, наконец, стал реальностью. Организаторами мероприятия стали компания Travel Connection и портал TIO.BY.</strong></p>

На первую большую отечественную презентацию, посвященную исключительно собственному продукту, собрались представители практически всех направлений белорусского турбизнеса. Туроператоры и отели, санатории и усадьбы, охотхозяйства и центры экологического туризма, этнокультурные комплексы и базы отдыха. Надо отметить, что среди экспонентов были замечены как известные игроки на рынке внутреннего и въездного туризма (компания «Виаполь», отели «Европа» и «Ренессанс», пансионат «Лодэ», гостиничный комплекс Виктория», комплекс «Станьково», усадьбы «Верес» и «Бобровая хата», база отдыха «Природа-Люкс»), так и совсем новые объекты, появившиеся на туристической карте Беларуси совсем недавно (санаторий «Альфа-Радон», экскурсионный комплекс «Аптекарский сад», этнокультурный комплекс «Наносы-Новоселье», парк истории «Сула», туристический комплекс «Красный бор»). Свои возможности на мероприятии представили также готовящийся к открытию отель DoubleTree by Hilton и IT-компания, разрабатывающая онлайн-решения для индустрии гостеприимства «Трэвел Лайн».

К слову, интерес к первому воркшопу и его экспонентам оказался столь высоким, что в большой зал отеля «Ренессанс» даже пришлось принести дополнительные стулья. В общем, открывать и продавать Беларусь готовы все – даже те, кто раньше и не думал о внутреннем или въездном туризме.

Помимо представителей бизнеса и сферы гостеприимства, в мероприятии поучаствовали и представители государственных структур: заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной и начальник управления бытового и гостиничного обслуживания Мингорисполкома Юрий Натычко.

Начался воркшоп с небольшой, но весьма активной дискуссии, посвященной основным проблемным вопросам белорусского туризма. Модератором круглого стола выступила редактор портала TIO.BY Лилия Кобзик, спикерами стали Игорь Чернозипунников (компания «Дитриб»), Михаил Макей (усадьба «Верес»), Лариса Петровская (туроператор «Илва»), Оксана Бичун (компания «Солвекс»), Елена Василевская (отель «Европа») и Николай Подрезенко («Президент-отель»).

Лидеры мнений при участии зала обозначили действительно болевые точки белорусского туризма. Говорили и о ценообразовании, и о сотрудничестве туроператоров с отелями и усадьбами, и о визах, и о дедолларизации, и о том, чего нам не хватает, чтобы привлечь туристов.

Оксана Бичун, компания «Солвекс»:

 Туроператоры и отели сегодня находятся в одной лодке. Мы плывем под одними парусами. Наша стратегическая задача – привлечь туристов в страну. На мой взгляд, у нас должна быть национальная маркетинговая стратегия. Нам необходимо правильно позиционировать нашу страну на зарубежных рынках. Силами одних только операторов этого не сделать. Почему нам непросто привлекать сюда другие рынки? Первая проблема – визы. Я занимаюсь не только въездным, но и выездным туризмом, и я знаю, о чем говорю. Так, если я соберусь в гости к партнерам, то для меня будут созданы все условия. В Болгарии, в Испании, в Венгрии  меня, образно говоря, разве что не оближут. А что у нас? Когда только виза для нашего партнера – гражданина Болгарии обойдется в 180 евро?! Куда это годится! Еще одна наша проблема – понять, что турист нам не мешает. Мы должны менять наш менталитет. Просто улыбаться – на сегодняшний день уже недостаточно. Иностранных туристов интересует событийный туризм, деловой туризм, но у нас сегодня нет ни Connection Bureau, ни грамотных каталогов.

Лариса Петровская, компания «Илва»:

 Надо сказать, что, конечно, отельная база в Минске (благодаря ЧМ по хоккею) значительно улучшилась, появилась конкуренция. Теперь мы можем даже где-то диктовать свою ценовую политику – конечно, в разумных пределах. Всего 3-4 года назад подобной ситуации даже невозможно было представить – отели просто не шли ни на какие уступки. К сожалению, если мы говорим о регионах, то здесь проблема с отелями стоит по-прежнему остро. Нам элементарно не хватает качественных стандартов! Причем, я уже не говорю о пиковых датах – «Славянский базар» в Витебске или Фестиваль культур в Гродно, – даже в обычном режиме нам тяжело найти обычный качественный номер.

Я очень много ездила по России – там такой проблемы уже давно нет. В каждом (даже небольшом) городе есть масса достойных частных отелей. В наших же гостиницах сложности возникают даже с дополнительным местом. Таковые просто нигде не предусмотрены. То есть поселить семью с ребенком или трех взрослых – уже проблема. Невысокий уровень региональных отелей сказывается и на отзывах туристов. Например, в прошлом году мы были оператором фестиваля «Факел» (Газпром), который проходил на территории Беларуси: так вот наши гости, поставив высочайшую оценку концертным площадкам и экскурсионному обслуживанию, очень низко оценили именно наши отели. Так что если в столице с гостиницами уже полный порядок, то в регионах еще есть над чем работать.

Елена Василевская, отель «Европа»:

 Я хотела бы отметить, что для любого хотельера работа с туристическими компаниями – необходима. Тем более в сегодняшней ситуации, когда туристов стало меньше, а конкуренция между отелями увеличилась. Конечно, мы пользуемся всеми каналами продаж, в том числе работаем и с туроператорами. Что касается загрузки, то все зависит от концепции отеля. В бюджетных гостиницах загрузка выше, в нашем отеле, который является одним из самых дорогих отелей Минска, – чуть ниже. В среднем загрузка отеля «Европа» составляет 45%.

Николай Подрезенко, «Президент-отель»:

 Коснемся ценообразования. Три года назад, когда открывался наш отель, стоимость стандартного номера составляла 300 долларов. Постепенно мы начали менять ценовую политику в сторону уменьшения. Помню, меня даже пытались обвинить в демпинге, но уже сегодня мы видим, что по этому пути пошли практически все столичные отели. В существующих реалиях нужно быть гибкими. Так, стандартный номер сегодня стоит 150180 долларов. Свою комиссию от этой стоимости могут получить и турагентства. Есть у нас и специальные акции: порой переночевать в нашем отеле можно даже за 99 евро! Что касается сотрудничества с турфирмами, то в прошлом году мы очень активно работали с компанией «Вокруг света». Конечно, готовы рассмотреть возможность взаимодействия и с другими компаниями.

Затронули участники дискуссии и вопросы дедолларизации.

Оксана Бичун, «Солвекс»:

Хочу напомнить, что 1 марта прошлого года наш туризм взял курс на дедолларизацию, тем не менее цены в отелях до сих пор зафиксированы в валюте. Это плохо. Я считаю, что цены на услуги отелей должны быть в белорусских рублях. Мы ведь обслуживаем клиентов на территории Беларуси, кормим их белорусскими продуктами.

Николай Подрезенко, «Президент-отель»:

Зафиксировать цены в белорусских рублях – это, конечно, прекрасно. Но это же неудобно для наших гостей: человек заходит на сайт, смотрит на цены в рублях и ничего не понимает.

Игорь Чернозипунников, «Дитриб»:

Если говорить про проблемные моменты, то у меня треть рабочего времени уходит на различные согласования с отелями. Причина – непостоянство ценовой политики. Все время нужно что-то решать, доказывать, уточнять. Цены скачут! И если бы только в сторону уменьшения, они еще и растут. Причем неожиданно для меня и моих партнеров. Далеко не все гладко и в работе с агроусадьбами. К сожалению, только единицы хозяев усадеб понимают механизмы работы с турфирмами. Дело в том, что если усадьбы работают по упрощенному налогу, то мы вынуждены платить 30% НДС при работе с ними. И для того, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, хозяева должны идти на уступки, а они этого не хотят.

Михаил Макей, усадьба «Верес»:

 Я думаю, что сотрудничество должно быть выгодно двум сторонам. Действительно, в прошлые годы мы не очень нуждались в помощи турфирм  были большие потоки из России и других стран. Сегодня же мы готовы к диалогу и взаимодействию.

Вопрос из зала:

 Почему отели и санатории дают иностранным представителям большую скидку, чем своим, белорусским туроператорам? Речь идет о какой-то дискриминации…

Николай Подрезенко, «Президент-отель»:

 Но в нагрузку к этим скидкам он получает и больший жесткий блок мест и большую ответственность за срыв договора, который влечет штрафные санкции. Что касается изменения цены, такое может быть – например, в случае спецпредложений. Я уже говорил, что турист, который приедет к нам в пятницу и уедет в понедельник, получит цену в 99 долларов без завтрака. Без подобных акций сегодня не обойдешься! Такие условия нам диктует рынок. Но при этом, я обещаю вам: если вы дадите мне тысячу ночлегов, то вы получите комиссию выше, чем у букинга. К слову, в самое ближайшее время мы пригласим всех заинтересованных туроператоров к нам в отель для более предметного разговора.

Юрий Натычко, начальник управления бытового и гостиничного обслуживания Мингорисполкома:

 Наш гостиничный рынок только формируется. И, естественно, здесь еще много вопросов. И скидки, и ценовая политика, и многое другое. Но, коллеги, всего пару лет назад подобной встречи быть вообще не могло, поскольку мы были в разных лодках. Туроператоры плыли в одной, отели – в другой, и собственно продуктивного контакта не получалось. Сейчас же мы все вместе. Что касается ценообразования, то Мингорисполком этим не занимается. Только рынок диктует цены! В целом, сейчас, с появлением в столице мировых отельных брендов, мы начинаем понимать, к какому уровню сервиса нам стоит стремиться. Мы идем вперед, растем и развиваемся.

Итоги официальной части первого белорусского воркшопа подвел заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной:

 Сегодняшнее мероприятие – это действительно знаковое событие для Беларуси, которое позволило поднять многие проблемы внутреннего и въездного туризма. К сожалению, наша страна пока не узнаваема в туристическом мире, но уже сейчас мы видим, что у нас есть национальный турпродукт, нам есть что предложить гостям и есть над чем работать. Самое главное – Беларусь надо «разблокировать», открыть ее для потенциальных туристов. При этом дискриминации отечественного туроператора быть не должно. Должна быть равная конкуренция. 

Рассказал Михаил Петрович и о том, что нас ждет в 2016 году. Во-первых, это новый Закон «О туризме», который в настоящее время проходит второе чтение в парламенте; во-вторых, изменение методики подсчета туристов (что позволит Беларуси приблизиться к мировым стандартам); в-третьих, продолжение работы над смягчением визового режима. Так, за последние годы безвизовый режим установлен с Турцией и Израилем, также иностранные туристы могут приезжать на три дня без виз в Беловежскую пущу. А уже в ближайшее время будет ратифицирован договор о безвизовых групповых поездках с Китаем.

После дискуссии участники мероприятия смогли пообщаться друг с другом напрямую в рамках масштабного воркшопа. Участники договаривались о специальных ценах, промотурах и даже подписывали контракты прямо на стендах.

Команда TIO.BY. Кстати, именно 1 марта свой день рождения празднует газета «Туризм и отдых», из которой и вырос наш туристический портал.

Ну, а завершился национальный воркшоп дегустацией блюд белорусской кухни. Кроме того, все участники воркшопа были приглашены в кинотеатр "Победа" на открытие фотовыставки Сергея Плыткевича.