<p><strong>В Вильнюсе прошла выставка по деловому туризму Convene. В качестве экспонента в ней принимала участие туристическая компания «ТОП-ТУР». Мы поговорили с руководителем отдела корпоративного обслуживания компании Ольгой СТАСИЛОВИЧ:</strong></p>

«Из всех выставок по MICE-туризму я бы выделила более крупные, которые проходят в Барселоне, Франкфурте и Лас-Вегасе и в которых участвует весь мир. Мы такие выставки посещаем в качестве покупателей: ищем партнеров. Не первый год принимаем в них участие, и я могу поделиться грустным наблюдением: увы, в качестве экспонента Беларусь не выставлялась еще нигде.

А небольшие выставки типа Convene, как в Вильнюсе, мы рассматриваем в качестве варианта заявить о себе и продвинуть свои предложения. Многие представители делового туризма приезжают сюда уже с конкретными запросами. Тем более, что акцент в последнее время явно переместился на Беларусь в связи с ситуацией в Украине, где направление MICE раньше было чрезвычайно развито, один только Киев сам по себе давал великое множество вариантов, можно было больше никуда не выезжать. Так вот, мы сегодня можем получить этот рынок. Российские и, в частности, московские корпоранты сегодня не поедут особо далеко – поэтому помимо Сочи, в отношении которого есть негласное указание проводить там все основные мероприятия, местом проведения мероприятий рассматриваются страны СНГ: Армения, Азербайджан, Беларусь – и Грузия. По ценовой политике мы выигрываем: и гостиницы, и трансферы, и развлечения – все у нас дешевле.

Еще одна причина, почему вектор делового туризма поменялся на Беларусь: многие пресытились дальней экзотикой.  Сейчас они заинтересовались той «экзотикой», которая поблизости. В тренде нынче Словения, Словакия, Болгария, Балканские страны, а также к ним в последнее время присоединилась Беларусь. Мы явственно ощущаем это. И если ближайшие соседи о нас еще что-то слышали, то бельгийцам, французам, итальянцам иногда приходится объяснять чуть ли не на пальцах. Поэтому, повторюсь еще раз: небольшие MICE-выставки – для того, чтобы показать возможности страны. Ведь помимо рекламы своей компании мы в первую очередь пропагандируем именно нашу страну. Я очень много посещаю выставок различного формата: и туристические, и MICE – поверьте, Беларусь мало где представлена!

Еще хочу отметить, что многие потенциальные партнеры ищут DMC-компанию (Destination Management Company), туроператора по приему, который может предложить все услуги от и до – мы и сами так часто поступаем. Посылая запрос, ожидаем получить предложение сразу всех услуг: от посадки в самолет, трансфера, проживания, возможных экскурсий, проведения самой конференции, различных развлечений – до посадки в самолет на обратный рейс. Так всем удобней и выгодней работать. Потому мы пытаемся объединить event-компанию, которая может сделать шикарную «обертку», работает с музыкантами и актерами, а также со всеми площадками на эксклюзивных договорах; транспортную компанию (хотя у нас есть свои автобусы, но нет, например, своих авто), отели и прочее. Мы, я всегда подчеркиваю, им не конкуренты, мы выступаем заинтересованными партнерами. Клиенту же предлагаем готовый продукт!

Россиянам мы можем быть интересны в первую очередь тем, чего нет и не было у них: рыцарство, шляхетская история, старобелорусские обряды – все это, как показывает практика, воспринимается на «ура». Наши обряды, считаю, не славянских корней, а восходят к балтам, викингам…

В плане экскурсий мы перешли на интерактивный элемент – это анимация. В первую очередь, ее обеспечивают клубы, которые занимаются исторической реконструкцией. Замечательные ребята из «Колеса Перуна» восстанавливают IX – XI вв. с эпохой викингов, минские клубы больше эксплуатируют историю рыцарства – выбор в этом плане очень богатый. Экстрим-театр «Берсерк», клуб «Колесо путешествий» – я всегда с удовольствием приглашаю их к сотрудничеству. Работаем сообща: они реализуют свои амбиции, я – свои. Нам сегодня надо всем объединяться: event-компаниям, клубам, логистическим компаниям. Потому что в одиночку резко возросший поток не осилишь.

Считаю, что на таких выставках, как Convene, должны выставляться DMC-компании и конгресс-бюро, направленные продвигать страну. Подобных у нас, к сожалению, пока нет.

Коль речь зашла о конгресс-возможностях, хочу отметить минский отель «Ренессанс». Маркетолог здесь один из лучших в Беларуси! Первым откликается на запросы, активно задает вопросы. Хочется отметить и правильную маркетинговую политику «Президент-Отеля», каждую группу они рассматривают отдельно и охотно идут навстречу. Beijing работает неплохо, но мы, к сожалению, не всегда предлагаем этот отель, потому что здесь сложно с большими брейк-аутами и разделением на конференц-залы, зато стоит отметить их шикарный бальный зал. Отдельный вход, роскошная люстра – это замечательно! Что-то грандиозное: бал, театральная инсценировка или необычный концерт сюда прямо так и просятся!

Участием в Convene я осталась довольна. Это не первый опыт, в качестве покупателей представители «ТОП-ТУРа» посетили Берлин, Барселону, Франкфурт. Особый интерес к нам проявляют российские и польские компании. Это тот перспективный рынок, который мы можем взять на себя. Что касается дальнего зарубежья – а сегодня у нас на стенде побывали представители Франции, Испании, Бельгии – то для них наша страна – это настоящая экзотика! Реального знания о нас очень мало.

Уже за первый день работы мы получили конкретные запросы от польской компании – это будет инсентив-тур, из Санкт-Петербурга заявили группу на конец марта, неплохой был запрос и от бельгийской компании, группа до 100 человек. Большой интерес вызывает производственный туризм, о нем спрашивали немецкая и английская компании. Сегодня интересовались экскурсиями на пивные заводы, индустриальные объекты. Проявляли интерес к медицинским центрам и больницам. Спрашивали, чем у нас можно занять американских туристов. Это особый турист, его не заинтересуешь, к примеру, нашей историей. Да и историей в целом. Будем продвигать национальные традиции и сельские усадьбы. Есть совершенно конкретные запросы. Общались с компанией, которая проводит event-мероприятия на территории разных стран. Попробуем показать им рыцарство, шляхетство – посмотрим, что из этого получится.

Уже есть приглашения к участию в выставках такого формата в Киеве и в Лондоне. Было бы неплохо осенью съездить в Лас-Вегас. Но мы понимаем, что самый реальный рынок – это, конечно, близлежащие страны. Конечно, грамотно было бы на глобальных мировых мероприятиях b2b индустрии выставляться как стране, на общем стенде Беларуси. И объединиться должны все фирмы, предлагающие MICE-туризм в Беларуси.  Идеально, если инициатором такого стенда выступит национальное агентство по туризму. Пока мы не начнем себя рекламировать как страну, к нам люди не поедут!»