По всей видимости, пиво является весьма притягательным продуктом, неслучайно в пресс-тур, организованный в Лиду 5 сентября, отправилась большая команда блогеров и журналистов.
…Наше знакомство с историей пивоварения начинается на ОАО «Лидское пиво».
Это один из старейших пивзаводов страны, которому в следующем году стукнет 140 лет. Завод был основан в 1876 году жителем Лиды Носелем Пупко и уже через несколько лет стал официальным поставщиком пива к царскому двору. На весь Советский Союз завод прославила торговая марка пива «Лидское», «забрендированная» в 1966 году. В 2009 году предприятие вошло в состав финского концерна Olvi. Сегодня завод выпускает такие сорта, как «Лидское Крепкое», «Лидское Premium», неосветленное пиво «Лидское Белое», «Лидское Безалкогольное», «Лидское Классическое», «Лидский Портер», «Лидское Pilsner» и другие.
А еще – квасы «Лидский Хлебный» и «Лидский Темный», сокосодержащие напитки «Все витамины», сидр FIZZ, энергетический напиток Dynami: t, питьевую воду AURA, а также лимонад для детей «Лимпа».
В фойе нас встречает и приветствует генеральный директор завода Аудриус Микшис.
Перед посещением производства нас ждет еще одна увлекательная экскурсия, объектом которой становится стенд с емкостями различного вида и объема. В качестве экскурсовода выступает коллекционер сосудов для различных жидкостей Андрей Фишбайн. Он часами готов рассказывать о каждой из ста бутылок, в том числе и о пивных, и это неудивительно – ведь это уникальные старинные и весьма ценные экземпляры.
Презентация нового экземпляра!
Его рассказом можно заслушаться, но нас поторапливают – пора идти в цеха. С этой целью мы облачаемся в халаты и шапочки – предприятие пищевое, и просто так войти туда нельзя.
Нужно еще бросить взгляд на сувениры...
Экскурсия, которую проводит главный пивовар ОАО «Лидское пиво» Дмитрий Ничипор – настоящий поэт своей профессии – начинается возле водонапорной башни, расположенной на источнике с артезианской водой. Мы узнаем, какое значение имеет для качества пива «правильная» вода, а затем направляемся в цех водоподготовки.
После этого мы идем в цех брожения и созревания пива.
Сегодня выходной день, поэтому в цехах никого нет. Однако процессы приготовления любимого народного напитка не останавливаются.
Заключительным этапом нашей экскурсии и гордостью завода является новый варочный цех поистине космического вида.
В нем планируют по самым современным, экономичным, инновационным технологиям производить сусло, которое потом будет использоваться для варки пива. Максимальная мощность нового варочного цеха – 1,7 миллиона литров сусла в год. Предполагают, что введение данного объекта позволит увеличить производство пива примерно в полтора раза.
Коллективное фото в фирменных касках – и мы готовы двигаться дальше.
Прямо у стен завода растет хмель...
Тем более что нас ждут представители туристической компании «Адрес лета» Геннадий Запасник и Виктория Перцева.
Нам предстоит протестировать новый туристический маршрут под названием «Исторический маршрут пивоварения». От пивзавода идем пешком. Наш второй после завода объект – Советская, 20, где находится церковь Святого Архангела Михаила.
Геннадий рассказывает нам о том, как начиналось лидское броварство, и об истории пивоварения, которое зародилось около 6 тысячелетий назад. А Лида получила право варить пиво в 1590 году – одновременно с магдебургским правом. Варили этот напиток тогда в корчмах.
Именно здесь в канун 140-летия завода «Лидское пиво» 19 сентября к пивному фестивалю будут установлены памятные знаки в честь первых пивоваренных заводов в Лиде.
Следующий объект – косметическая «лавка». Удивительно, но это факт – пиво является одним из компонентов мазей, гелей и кремов.
Нам показали, как получаются эти косметические средства и даже подарили по баночке чудодейственного крема.
После того как мы стали гораздо красивее благодаря этой пивной косметике, Геннадий ведет нас на площадь Ленина, где расположился «Старый рынок». Когда-то на этом месте действительно кипела торговая жизнь, стояли лавочки с разнымии товарами, продавали всякую всячину и, конечно, пиво.
Веселая паненка предлагает различные «прысмаки», в том числе закуски к пиву – острые и соленые.
Сюрпризы на этом не заканчиваются. Нам, а в последующем и туристам, предлагается знакомство с бондарем.
Рассказывают, что господин Пупко вывез мастера-бондаря из Вильно. И эта встреча также неслучайна – пиво нужно было транспортировать, а для этого были необходимы прочные дубовые бочки. Нам демонстрируют, насколько тяжело было забивать деревянные гвозди – металлические использовать было нельзя.
Ради исторической достоверности улицу Советскую переименовали в Виленскую – то есть вернули историческое название. Жаль, что ненадолго...
Полюбовавшись символом города и его гербом, отправляемся в Лидский замок – главную достопримечательность Лиды. Это завершающий аккорд экскурсии, с блеском исполненный историком и краеведом Валерием Сливкиным.
Здесь мы осматриваем орудия пыток, поднимаемся на галерею, а затем принимаем участие в анимации «Свадьба короля Ягайло».
Когда-то этот мини-спектакль проходил прямо в стенах замка, а сегодня это действо проходит в «королевском» шатре.
Как почетным гостям, нам наливают пиво.
Организаторы и наши гостеприимные хозяева рассказывают, что эта экскурсия рассчитана в среднем на 1 час 20 минут. Этот маршрут, а также «Дегустационный маршрут», «Гастрономический маршрут», «Музыкальный маршрут», «Театральный маршрут» и «Путь забав» будут апробированы в Лиде во время городского праздника «ЛИДБИР. Фестиваль хмеля, солода и воды». В этот день – 19 сентября – Лида превратится в настоящую столицу пивоварения.
Планируется, что фестиваль положит начало ежегодному событию, интересному для лидчан, жителей всей Беларуси и туристов. Маршруты подготовлены сотрудниками ОАО "Лидское пиво". А сотрудники туристической компании "Адрес лета" надеются, что коллеги со всей Беларуси откликнутся на их предложение и праздник пива в Лиде пройдет при большом стечении туристов.
Если туристы приедут на этот пивной Лидафэст, то смогут обзавестись вот такими сувенирами...