В России делят «небо»

01.06.2010 - Новости для профи

В России делят «небо»

В России продолжает набирать обороты скандал, который начинался как частное «выяснение отношений» между не поделившими кипрское направление авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Трансаэро», но постепенно перерос в суровое противостояние назначенных (регулярных) и дополнительных (чартерных) авиаперевозчиков. Поскольку обострение ситуации неудачно совпало с началом сезона отпусков, пострадавшими в первую очередь оказались российские туристы. Эксперты не берутся предсказывать, когда ситуация стабилизируется, и в то же время довольно уверенно говорят о последствиях. Коснутся ли они в том числе и белорусских путешественников?

В России продолжает набирать обороты скандал, который начинался как частное «выяснение отношений» между не поделившими кипрское направление авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Трансаэро», но постепенно перерос в суровое противостояние назначенных (регулярных) и дополнительных (чартерных) авиаперевозчиков. Поскольку обострение ситуации неудачно совпало с началом сезона отпусков, пострадавшими в первую очередь оказались российские туристы. Эксперты не берутся предсказывать, когда ситуация стабилизируется, и в то же время довольно уверенно говорят о последствиях. Коснутся ли они в том числе и белорусских путешественников?

Первый «звонок» раздался на российском рынке еще в феврале, когда «Аэрофлот» вдруг вспомнил о документе, согласно которому для выполнения рейсов по определенному маршруту чартерным (дополнительным) авиакомпаниям требуется согласование рейса с назначенным по этому направлению перевозчиком, выполняющим регулярные полеты. Принципиальный момент здесь заключается в том, что данным документом, принятым почти два года назад, с тех пор никто из авиакомпаний не руководствовался. Решив наконец воспользоваться правом назначенного перевозчика, «Аэрофлот» запретил крупнейшей российской чартерной авиакомпании «Трансаэро» выполнять рейсы в Ларнаку. Ответным ходом «Трансаэро», в свою очередь являясь назначенным перевозчиком на маршрутах в Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Гоа (Индия) и Санья (Китай), заблокировал рейсы «Аэрофлота» в эти пункты.

Впрочем, тогда конфликт интересов не вызвал громкого резонанса, а новый – более громкий – «разбор полетов» случился в середине мая, когда «Аэрофлот» вновь не допустил на маршрут Москва – Ларнака чартерного перевозчика. На этот раз «жертвой» оказалась бюджетная авиакомпания SkyExpress. Дальнейшие события стремительно развивались по довольно жесткому сценарию, и по мере нарастания конфликта в него оказались втянутыми слишком много действующих лиц, которым теперь договориться станет намного труднее.

За назначенных авиаперевозчиков (в первую очередь – за «Аэрофлот») заступилось Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация), за чартерных перевозчиков – Ассоциация Туроператоров России (АТОР), а затем и Российский союз туриндустрии (РСТ). В частности, в письме президента РСТ Сергея Шпилько, адресованном российскому министру транспорта Игорю Левитину, содержится подробное обоснование, почему решение не в пользу дополнительных авиаперевозчиков может обернуться большой головной болью для всего российского туристического рынка. Главная причина, которая непосредственно затрагивает интересы как туроператоров, так и туристов, кроется в заметном удорожании стоимости перелета. Рейсы «Аэрофлота», которыми пассажиры несостоявшихся майских рейсов SkyExpress вылетели в Ларнаку, оказались дороже на 15–25%, а в дальнейшем «Аэрофлот» предлагает туроператорам блоки мест со стоимостью кресла уже на 30% выше, чем та, которую выставляют чартерные перевозчики. При этом «Аэрофлот» не скрывает, что, пользуясь правом назначенного перевозчика, защищается от конкурентов и страхуется от убытков. По стопам «старшего товарища» уже пошла авиакомпания S7, утвержденная в качестве назначенного перевозчика на болгарском направлении, которая пытается предложить туроператорам билеты за 310 евро против 185–190 евро у чартерных перевозчиков.

Здесь стоит отметить, что по данным российских туроператоров, на массовых направлениях глубина ранних продаж со скидками до 30% достигает сентября, таких бронирований тысячи, и все эти туры были оплачены в феврале – апреле. Разумеется, разницу в стоимости перелета по уже проданным турам будут покрывать туроператоры и авиакомпании, а по текущим продажам – туристы. Российские эксперты в области туризма уверены: следствием монополизации отдельных маршрутов может стать снижение спроса на туристических направлениях и падение объемов пассажирских авиаперевозок.

В начале прошлой недели в Москве состоялось заседание комиссии, на котором присутствовали представители всех заинтересованных сторон, однако длившиеся более четырех часов переговоры так ни к чему и не привели. Всю неделю в российской прессе появлялась противоречивая информация: с одной стороны, Росавиации якобы приняла решение в пользу назначенных перевозчиков, с другой – ни в Министерстве транспорта, ни в авиакомпаниях данную информацию подтвердить не смогли. К концу недели Росавиация опубликовала списки авиакомпаний, получивших на летний туристический сезон допуск на выполнение чартерных и регулярных рейсов, однако у перевозчиков есть масса замечаний к этому перечню, поэтому вряд ли можно говорить о том, что в споре поставлена точка. Тем более своими последними решениями Росавиация уже запустила механизм передела рынка и не остается сомнений: в разгар лета авиаперевозка значительно подорожает. Это притом, что все туроператоры давно определились с авиакомпаниями и все летние программы уже начались.

Казалось бы, передел рынка чартерных авиаперевозок в соседнем государстве мало волнует белорусских туристов. Российские авиакомпании просят отменить согласование чартеров на Кипр, в Болгарию, Грецию, Австрию, Италию, Черногорию, Чехию и Тунис. Все эти направления доступны из Минска в виде либо регулярных, либо чартерных рейсов. «Пока сложно сказать, как изменится поток туристов из Беларуси, – комментирует директор по туризму компании «АэроБелСервис» Александр Бурдейко. – Скорее всего, туристы, которые раньше в целях экономии выбирали «горящие» туры с вылетом из российской столицы, с повышением стоимости московских турпакетов переориентируются на вылеты из Минска».

Что касается повторения российского сценария на белорусской сцене регулярных и чартерных авиаперевозок, то он вряд ли возможен: национальная авиакомпания «Белавиа» выступает в Беларуси и в роли назначенного, и в роли дополнительного перевозчика, а значит – белорусские туристы за вылеты из Минска могут не волноваться.

Рубрики: Авиа

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах