Государство решило защитить туристов с помощью финансовых гарантий

26.08.2010 - Новости для профи

Государство решило защитить туристов с помощью финансовых гарантий

Над соответствующим нормативно-правовым актом будет трудиться Министерство финансов, а вступит в силу он примерно тогда же, когда и новая редакция закона «О туризме», – в начале октября нынешнего года.

В середине лета, в разгар жары и туристического сезона, стало известно об официальном решении ввести обязательные финансовые гарантии для белорусских туристических компаний. Над соответствующим нормативно-правовым актом будет трудиться Министерство финансов, а вступит в силу он примерно тогда же, когда и новая редакция закона «О туризме», – в начале октября нынешнего года.

Пока доступная и достоверная информация о финансовых гарантиях исчерпывается этими краткими предложениями, однако разные СМИ уже успели просклонять эти скупые факты на разные лады. Ясности, впрочем, это многоголосие не внесло. В турфирмах такой информационный шум единогласно признали «нагнетанием» обстановки, которое настраивает профессионалов против финансовых гарантий. В частности, директор компании «АлатанТур» Алексей Стрельченко считает, что введение финансовых гарантий не решит существующих проблем: «В стране с жесткой централизованной государственной властью нужно использовать другие механизмы защиты. Государство должно противостоять недобросовестным фирмам и защищать клиентов, в первую очередь – ужесточать требования получения лицензии. Весной 2008 года в Беларуси насчитывалось примерно 600 фирм, весной 2010-го – уже более 1100. Кто эти люди?»

Кто бы ни были эти предприимчивые люди, для того чтобы в следующем сезоне отправлять туристов на курорты, им нужно будет обеспечить свой бизнес финансовыми гарантиями. Пока чиновники не определились, будет это страхование профессиональной ответственности или банковская гарантия. По мнению исполнительного директора РСТО Валентина Цехмейстера, чиновники, скорее всего, остановятся на первом варианте.

В департаменте по туризму не скрывают, что на окончательное решение о введении финансовых гарантий повлияло исчезновение из плотных (но не сплоченных) рядов белорусского турбизнеса фирм «РестМаркет» и «Совпольда», а также скандал вокруг фирмы «Мир фантазии». К тому же еще свежи воспоминания о банкротстве Karya Tour. Между тем в случаях мошенничества финансовые гарантии в виде страхования… не работают: то есть страховой случай наступает, но компенсация не выплачивается. Претендовать на возмещение ущерба турист вправе, если ущерб был нанесен умышленно. «Речь идет только о компенсации реального материального ущерба, никаких компенсаций морального ущерба институт финансовых гарантий не предполагает, – подчеркивает руководитель компании «Вокруг света» Марина Кондрашова. – Если турист заплатил, к примеру, 1000 у.е. за тур, но поездка не состоялась и факт невыполнения фирмой обязательств установлен, он сможет получить только эти 1000 у.е. В случае мошенничества или банкротства клиент фирмы, у которой риски обеспечены банковской гарантией, был бы более защищен, поскольку, по ее условиям, компенсация выплачивается в любом случае, независимо от причин, по которым не были выполнены обязательства».

Действительно, как пояснили в одном из банков, при принятии решения о платеже по гарантии банк руководствуется исключительно ее условиями, невзирая на изменения в договорных отношениях, возникшие после выдачи гарантии, не требуя от клиента предоставления каких-либо дополнительных документов, изначально не указанных в гарантии. «Денежные средства по банковской гарантии клиент может получить, выполнив условия, которые указаны в самой гарантии и которые, как правило, достаточно ясны и просты с точки зрения их исполнения, – объясняют эксперты банка. – В случае неисполнения фирмой обязательств, обеспеченных банковской гарантией, клиент может предъявить банку-гаранту требование платежа. Если требование платежа предъявлено в соответствии с условиями гарантии, то платеж должен быть осуществлен банком-гарантом в срок, указанный в гарантии. Например, для банковских гарантий, подчиненных законодательству Республики Беларусь, срок исполнения обязательств банка-гаранта по гарантии составляет семь банковских дней, следующих за днем получения требования платежа. Сумма банковской гарантии, как правило, определяется исходя из того, какие обязательства фирмы она обеспечивает. Так, например, платежные обязательства фирмы могут обеспечиваться гарантией на все 100%, другие обязательства – на 10-20% суммы договора. Размер обеспечения в виде банковской гарантии определяется договором».

Таким образом, банковские гарантии – простой и понятный, а главное бесхлопотный, способ обезопасить туристическую поездку. Для туриста, но не для турфирмы.

Банковская гарантия предоставляется банком за счет лица, обязательства которого она обеспечивает, то есть за счет туристической фирмы. При этом именно банк определяет, какое обеспечение является достаточным для возмещения своих потерь в случае платежа по гарантии. Как правило, достаточным оказывается депозит или залог имущества. Такая схема финансовых гарантий хорошо знакома фирмам, которые продают авиабилеты, поскольку авиакомпании требуют от своих агентов предоставления гарантий, чаще всего – банковских. Однако для турфирм подобная система отношений не очень удобна. «Обеспечивать таким образом финансовые гарантии компаниям невыгодно, – объясняет учредитель компании «Топ-Тур» Иван Чура. – К тому же не многие белорусские компании имеют собственные здания, транспорт или достаточную свободную сумму».

Кроме того, гарантия или страховка заключается в пользу конкретного третьего лица – авиакомпании. А как быть в случае, когда третье лицо – пока еще неизвестный турист? «В случае с авиакомпанией мы страхуем будущие риски, которые, возможно, никогда и не наступят, но страхуем всегда в пользу конкретного лица, которое указывается в страховке в качестве выгодоприобретателя, – добавляет Марина Кондрашова. – В случае с туроператором при наступлении страхового случая не совсем понятно: кому и на основании чего выплачивать страховку? Логично предположить, что турист должен будет предоставить заключенный с туроператором или с турагентом договор, по которому не выполнены условия, но ведь туристов может быть много. Как будет определяться очередность выплат? Достаточно ли будет договора? Все это – критическая масса нюансов, которая должна быть очень серьезно проработана и учтена при введении финансовых гарантий».

Впрочем, главная terra incognita финансовых гарантий в турбизнесе кроется, пожалуй, за формулировкой «ненадлежащее выполнение обязательств организатором туристической заграничной поездки». Если турфирма не выполнила обязательства – турист не вылетел на курорт, его не заселили в отель, не предоставили трансфер или не отвезли на экскурсию, – все предельно ясно. Понесенный материальный ущерб налицо, страховая компания или банк выплачивает компенсацию. Но если все пункты договора исполнены, только ненадлежащим образом – то есть рейс задержали, заселили в другой отель, трансфер развозил туристов по другому маршруту или экскурсия длилась на два часа меньше, – как определить, вправе ли турист требовать компенсацию? И – главный вопрос – у кого?

Агент продает готовый продукт и отвечает только за достоверность информации, которую он предоставляет туристу. Если агенты обязаны будут предоставлять финансовые гарантии, то логично предположить, что обеспечивать они могут только вот эту самую достоверность. К примеру, если агент пообещал песчаный пляж, а на деле пляж оказался галечным, то это вина агента, и турист может потребовать компенсацию. Но, опять же, круг замыкается на том, что страховка возмещает только реальный материальный ущерб. Какой материальный ущерб понес турист? Купил тапочки для купания за 30 у.е.? Ради этих 30 у.е. каждое турагентство должно будет ежегодно платить страховые взносы? К слову, пока нет точной информации, кто должен будет предоставлять финансовые гарантии: операторы, агенты или и те и другие. Когда в конце прошлого года чиновники планировали заменить обязательное лицензирование страхованием профессиональной ответственности, речь шла о сумме, равной 8 тысячам базовых величин, что составляет 280 миллионов рублей, или около 95 тысяч долларов США. При среднем страховом тарифе 0,6% затраты на безусловно благое дело выглядят не слишком обременительными, а на эти деньги турагенты смогут купить 3166 пар тапочек для купания. Уже в этом сезоне Валентин Цехмейстер озвучил другие цифры: 5 тысяч минимальных зарплат. Значит, сумма страхового покрытия составит около 432 тысяч долларов, а это уже 14 400 пар тапочек для «обманутых» клиентов. Вот только обманутым клиентам не нужны тапочки для купания, им нужны реальные механизмы защиты и на случай форс-мажора, и на случай мошенничества. Главное же – эти механизмы должны быть прозрачны и понятны всем участникам и субъектам туристической деятельности.

По закону и в новой, и в предыдущей редакции за реализацию туристической поездки как комплекса услуг несет ответственность туроператор. С другой стороны, туроператор не может повлиять на задержку или отмену рейсов, как и на желание владельца отеля продать один и тот же номер на одну и ту же дату три раза. Получается замкнутый круг: турист будет требовать с агента, агент – с оператора, оператор – с принимающей стороны. «В туризме очень сложная цепочка отношений, – продолжает Марина Кондрашова. – Кроме туриста, еще и агентство. Если оператор не выполнил свои обязательства перед агентом, то, с точки зрения института финансовых гарантий, агентство также имеет право на возмещение ущерба. Здесь должна быть методология, четкая и понятная всем: и менеджеру, чтобы он смог объяснить механизм гарантий своему клиенту, и руководителю агентства, чтобы он знал, на какую компенсацию можно рассчитывать, если оператор не выполнит обязательства. Это тоже важно, ведь белорусские агентства юридически абсолютно не защищены и бесправны, особенно в отношениях с крупными иностранными операторами, с которыми приходится подписывать «драконовские» контракты. Финансовые гарантии должны защищать потребителя? Отлично! Но он и так под охраной Закона «О защите прав потребителей». Агенты также нуждаются в действенных средствах защиты».

В свою очередь, операторы не хотят брать на себя ответственность за недобросовестность агентов. «Задача агентов – четко и грамотно продать готовый продукт, – считает Иван Чура. – К сожалению, мы сталкиваемся с агентствами, которые работают по принципу «лишь бы продать». Такие агенты могут даже, мягко говоря, приукрасить тот или иной курорт или гостиницу. А дальше – как карта ляжет. Поэтому если будут введены финансовые гарантии для операторов, то для агентов их тоже нужно вводить, чтобы они гарантировали достоверность информации».

Следует упомянуть еще одну деталь, без которой механизм финансовых гарантий в Беларуси не сможет работать эффективно: многие фирмы работают на рынке одновременно и как операторы, и как агенты. «Мы операторы по многим направлениям, но выступаем и как агенты, когда продаем туры других операторов с вылетом из Киева, Львова, Москвы, Вильнюса или Варшавы, – обрисовывает диспозицию Иван Чура. – К сожалению, у нашей компании есть плачевный опыт, когда мы теряли огромные деньги из-за того, что другие операторы не выполняли свои обязательства. Два года назад за несколько дней до вылета оператор, у которого «Топ-Тур» как агент бронировал туры в Египет с вылетом из Киева, сообщил, что рейс отменен и тур не состоится. В результате нам пришлось за собственные деньги бронировать туры у другого оператора по более высокой цене почти для сотни туристов. В этом году обанкротилась украинская компания с турецким капиталом, и мы снова за свой счет решали проблемы 39 туристов, находившихся в тот момент в Анталье. Если бы у нас была финансовая гарантия, сработала бы она в подобных случаях? Смогла бы наша компания получить компенсацию? Так или иначе, но туристы отдохнули, а компании деньги так никто и не вернул. Это один из ключевых вопросов: будут ли финансовые гарантии защищать интересы турфирм, которые берут на себя ответственность за туристов, теряя при этом значительные суммы денег?»

Какие же варианты предлагают эксперты вместо финансовых гарантий? Валентин Цехмейстер, который представляет консолидированную точку зрения РСТО, считает, что нужно использовать европейский опыт и разработать правила страхования выезжающих за границу, где будут перечислены все случаи, когда возможно возмещение ущерба. В качестве эталона при этом предполагается использовать Франкфуртскую таблицу. Правда, в этой таблице нет ни слова о банкротстве или мошенничестве, что и понятно: в Европе туристические компании для таких случаев обязаны иметь банковские гарантии. Другой вариант защиты туристов, который применяется в Европе и который эксперты считают достаточно надежным вариантом страхования рисков, – трастовые счета.

Есть еще один любопытный вариант, который предложил учредитель компании «Топ-Тур» Иван Чура: «Может быть, стоит создать единый страховой фонд, куда будут поступать взносы не операторов или агентов, а самих туристов? Механизм поступлений может быть любым; главное, чтобы, оплачивая в Беларуси стоимость тура, турист автоматически отчислял в резерв небольшой процент на случай любых форс-мажоров, будь то банкротство или наводнение. Разорилась иностранная компания или белорусская, полетел турист из Минска или Киева – не важно, он смог бы рассчитывать на возмещение ущерба. Так же как и фирма, которая взяла на себя обязательства и за счет собственных средств обеспечила туристам отдых или возвращение домой в случае форс-мажора. Мне кажется, это единственный цивилизованный и серьезный подход. Обязать же компании, операторов или агентов, вносить определенные суммы, которые лежали бы на счетах в банке, или платить страховой компании, на мой взгляд, было бы неправильно. Тем более, как показывает российский опыт, финансовые гарантии в туризме пока не работают». Конечно, туристу подобная идея вряд ли покажется справедливой. Почему клиент сам должен страховать свои риски, которые вообще могут и не наступить? А почему клиент платит за подушки безопасности в автомобиле, которые могут и вообще не понадобиться?

К слову, за скобками остался и еще один немаловажный вопрос: обязательное страхование профессиональной ответственности означает, что страховать будет государственная компания. Если предположить, что ежегодно взносы страховщикам будет платить каждая из более чем 1100 фирм, а разоряться или обманывать клиентов – далеко не каждая, то возможную прибыль страховых компаний никак нельзя назвать скромной. Банки при случае также не останутся без прибыли, иначе это плохие банки.

По идее, точку в споре, кому платить, должно поставить государство. Пока же в этой истории совсем другие знаки препинания…

Приглашаем всех профессионалов высказать свое мнение на форуме

Рубрики: Рынок

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

27.08.2010 12:55
Anonymous
ответить

"Не придется ли защищать турфирмы от государства?"
Этот вопрос в нашей стране является риторическим:)
Аватар

27.08.2010 15:58
Anonymous
ответить

Честно говоря, несколько удивляет вялая реакция профи на грядущее нововведение. Все-таки было бы любопытно узнать, что думают другие работники турбизнеса: страхование или фингарантии? Или какой-то другой вариант?
Аватар

29.08.2010 18:20
Васпан
ответить

Коснётся ли такое нововведение компаний занимающихся въездным туризмом?
Аватар

31.08.2010 16:40
Anonymous
ответить

Не понятно, что и как будет гарантироваться, но всем уже понятно: будет тяжело. "Лес рубят - щепки летят".
С гибким подходом у нас всегда было сложно.
Корректно ли создать некий "защитный фонд" за счет клиентов? Конечно корректно! Все деньги турфирмы - это и есть деньги клиентов. "С неба", простите, ничего не падает. Самый оптимальный вариант, чтобы "финансовые гарантии" работали по принципу страховых компаний.
Все остальные варианты приведут к монополизации рынка крупными компаниями.
Я не против того, чтобы количество турфирм поубавилось, но не хотелось бы, чтобы добросовестность фирмы определялась исключительно ее "размерами".

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах