Российский союз туриндустрии считает ошибкой отмену лицензирования турфирм

15.09.2010 - Новости для профи

Российский союз туриндустрии считает ошибкой отмену лицензирования турфирм

В начале недели в российской отраслевой прессе вновь прозвучали вопросы, почему исчезают турфирмы и как с этим бороться. Учитывая, что белорусский турбизнес – по крайней мере пока – идет по российскому пути (отмена лицензирования и введение альтернативного механизма контроля), ответы российских экспертов отрасли, возможно, окажутся небезынтересны их белорусским коллегам.

В начале недели в российской отраслевой прессе вновь прозвучали вопросы, почему исчезают турфирмы и как с этим бороться. Учитывая, что белорусский турбизнес – по крайней мере пока – идет по российскому пути (отмена лицензирования и введение альтернативного механизма контроля), ответы российских экспертов отрасли, возможно, окажутся небезынтересны их белорусским коллегам.

На этот раз в центре внимания оказались туристические агентства. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), с середины июля до середины августа 2010 года в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний. Это рекордный показатель – такого не случалось за все время существования проекта. После сокращения на 15-25% количества турагентств в разгар экономического кризиса процесс создания новых компаний резко активизировался, о чем сообщил в понедельник на пресс-конференции в «Интерфаксе» президент Российского РСТ Сергей Шпилько. Он отметил, что многие из тех, кто создает свои агентства, не имеют необходимого опыта работы и не осознают, насколько тяжело вывести турфирму хотя бы на уровень самоокупаемости. «В кризис обанкротилось или в той или иной степени прекратило работать примерно 20% турагентств, однако уже в конце прошлого года начался активный рост новых агентств, связанный с тем, что в турбизнес шли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей», – объяснил президент РСТ.

По мнению руководителя юридической комиссии РСТ Георгия Мохова, многие бизнесмены выбирают туризм, так как в этом бизнесе почти нулевой порог вступления. «Уставный капитал новых турагентств обычно не превышает 10 тысяч рублей, то есть для открытия турагентства в России нужен минимум средств, – говорит Георгий Мохов. – Однако стоит заметить, что туризм – один из наиболее рисковых видов бизнеса, и недооценка рисков часто приводит новичков к краху».

Таким образом, одновременно с увеличением количества агентств растет и число спланированных или вынужденных случаев мошенничества в этой сфере. По словам Сергея Шпилько, в текущем году в России не было ни одного месяца, когда бы не поступали сообщения об очередном вынужденном или умышленном уходе с рынка турагентств. «Большая часть случаев ухода турфирм с рынка происходит без больших потерь для туристов, то есть компании частично или полностью расплачиваются с клиентами, – сообщил президент РСТ. – Однако в последнее время, особенно этим летом, участились случаи, когда компании исчезают, не вернув клиентам деньги».

Причем если турфирма не выполняет обязательства перед туристом, уставного капитала часто оказывается недостаточно, чтобы возместить ущерб. «Учредители турагентств, бросая бизнес, не несут почти никакой ответственности, а судебные приставы обычно прекращают дело в связи с отсутствием средств у должника», – рассказал руководитель юридической комиссии РСТ. Поэтому очень часто при возникновении серьезных проблем турфирмы просто закрываются, так как этот бизнес легче прекратить, чем пытаться справиться с возникшей ситуацией. Такое положение дел позволяет предпринимателям безбедно существовать на туристическом рынке. «Как юрист я сталкивался со случаями, когда один и тот же предприниматель фактически на одном и том же месте в одном городе несколько раз создавал новые фирмы, только меняя что-то в их названии и обманывая при этом сотни новых клиентов», – поделился опытом Георгий Мохов. Он подчеркнул, что в таком случае можно завести дело о мошенничестве в крупном размере, и предприниматель может понести уголовную ответственность вплоть до лишения свободы, но при этом необходимо доказать умысел в его действиях, а сделать это весьма непросто.

Среди основных причин неоднозначной ситуации Сергей Шпилько назвал отсутствие государственного регулирования рынка туристических агентств, что не только создает серьезные проблемы потребителям туруслуг, но и подрывает доверие к бизнесу в целом. Как заметил президент РСТ, опасность такой ситуации была очевидна еще три года назад, когда было отменено лицензирование туристической деятельности. «Лицензирование было отменено с 1 января 2007 года, однако для туроператоров были введены финансовые гарантии, а для турагентств – нет. Мы еще в 2003 году, когда только готовились поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», предупреждали, что опасно оставлять турагентства без специального механизма госрегулирования. Поэтому вплоть до 2007 года во многом усилиями РСТ сдерживалась отмена лицензирования туроператорской и турагентской деятельности», – подчеркнул Сергей Шпилько. В 2007 году, закладывая основы саморегулирования агентского рынка, РСТ совместно с юридическим агентством «Персона Грата» и издательским домом «Тонкости продаж» учредил Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, где турфирмы могут регистрироваться в заявительном порядке. В данный момент в реестре насчитывается 7 935 компаний, что, по оценкам РСТ, составляет примерно две трети участников агентского рынка.

При существующем раскладе неудивительно, что положение на российском агентском рынке усугубляется еще и напряженной конкуренцией, что приводит к массовому демпингу: агентства предлагают клиентам необоснованно и порой подозрительно завышенные скидки. Стандартная комиссия, которую туроператоры дают своим агентствам, – 10-12%. Стремясь завлечь клиентов, многие агентства, особенно новички, предлагают туристам скидки 7-10%. А оставшейся доли комиссионного вознаграждения просто не хватает, чтобы обеспечить работу офиса. Клиенты же, в свою очередь, ведутся на заманчивые предложения, не понимая, что это зачастую признак повышенных предпринимательских рисков, которые берет на себя турагентство. А значит, рискует и сам турист, покупая тур в этой фирме.

В качестве мер по стабилизации ситуации на российском рынке туруслуг РСТ предлагает, в частности, рассмотреть вопрос о включении турагентской деятельности в перечень видов, упомянутых в постановлении правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Также РСТ предлагает ввести законодательный запрет доступа на рынок в качестве учредителей новых компаний тех лиц, которые ответственны за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентств перед клиентами. Существуют и другие инструменты регулирования этого рынка – к примеру, введение финансовых гарантий для турагентской деятельности или обязательного минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих турагентскую деятельность.

В определенном смысле белорусский турбизнес находится сейчас в выигрышной позиции: отечественным экспертам не нужно «изобретать велосипед» – нужно лишь внимательно изучить опыт соседних рынков и подобрать оптимальное решение. В данный момент в Беларуси имеют лицензии 1096 турфирм. Вряд ли после отмены лицензирования их станет меньше, а значит, повторение российского сценария на белорусском рынке вполне реально. И пока по некоторым принципиально важным для отрасли пунктам все еще ведутся дискуссии, есть слабая надежда, что сценарий этот не будет драматичным.

Рубрики: Проблема

Страны: Россия


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах