Реклама туристических услуг: типичные ошибки и рекомендации, как их избежать

21.09.2010 - Новости для профи

Реклама туристических услуг: типичные ошибки и рекомендации, как их избежать

Ни один бизнес в мире, в том числе туристический, не может обойтись без рекламы. О наиболее типичных ошибках в рекламе турфирм и о том, как их избежать, мы побеседовали с консультантом управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инной Гаврильчик.

Ни один бизнес в мире, в том числе туристический, не может обойтись без рекламы. О наиболее типичных ошибках в рекламе турфирм и о том, как их избежать, мы побеседовали с консультантом управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Инной Гаврильчик.

Указание реквизитов лицензии и УНП

Наиболее часто встречающееся нарушение, которое характерно для всех видов рекламы, в том числе и для рекламы туристических услуг, – это отсутствие в рекламном макете информации об УНП и реквизитах лицензии фирмы.

Поскольку туристические услуги на данный момент все еще являются лицензируемым видом деятельности, то регистрационный номер лицензии, дату принятия решения о ее выдаче, срок действия и наименование органа или государственной организации, выдавших лицензию, должны указываться всегда, когда в рекламе идет речь об оказании этих услуг.

Что касается УНП, то его наличие обязательно, когда реклама содержит информацию о реализации услуг и связана с осуществлением предпринимательской деятельности – например, реклама, содержащая номера контактных телефонов, адреса оказания услуг и пр. Если же реклама туристической фирмы включает в себя, например, только изображение товарного знака и (или) рекламный слоган, без указания адресов предоставления услуг и телефонов – так называемая «имиджевая» реклама, то в ней указывать УНП не требуется. Однако подобный вид рекламы, как правило, очень редко используется туристическими организациями.

Сравнение товаров и услуг с другими подобными предложениями

Еще одно часто встречающееся нарушение – наличие в рекламе фраз вроде «у нас самые низкие цены», «самые лучшие туры», «очень дешевые предложения» и т.д. Однако использование слов в превосходной степени и иных слов, создающих впечатление о преимуществе услуг и предложений одной турфирмы перед услугами и предложениями других фирм, является нарушением пункта 1 статьи 26 Закона о рекламе. Если организация настаивает на применении таких выражений в своей рекламе, она должна быть готова подтвердить их документально. Например, в рекламе утверждается, что у данной компании самые низкие цены. Значит, по запросу Министерства торговли в рамках контрольных мероприятий такая организация должна представить документы, подтверждающие правомерность использования этих слов. В качестве подобных документов может выступать исследование рынка цен на туристические услуги, однако проведение подобного исследования – дело трудоемкое и хлопотное, поэтому, как правило, документального подтверждения своего «превосходства» ни одна организация представить не может.

Также некорректно использовать в рекламе фразы «у нас самый лучший уровень услуг, сервиса» и прочее. Все эти понятия сложно оценить объективно, поэтому Министерство торговли рекомендует в подобных случаях использовать более нейтральные термины, не подразумевающие сравнения.

Достоверность информации в рекламе

Еще одной распространенной рекламной ошибкой в туристической сфере является некорректное указание скидок на туры. Так, например, если в рекламе говорится, что туры реализуются со скидкой до 30%, значит, такая скидка действительно должна быть. Причем такая скидка должна получаться из расчета стоимости всего тура, а не какой-либо одной составляющей его части. Кроме того, «скидка до 30%» подразумевает, что помимо туров со скидкой, например, 15% и 20% хотя бы один тур должен реализовываться со скидкой именно 30%. В качестве примера можно привести случай, когда в рекламе одной туристической фирмы предлагались скидки на туры до 30%. Когда потребитель обратился в эту фирму, оказалось, что скидки распространялись только на проживание. Если туристическая фирма размещает рекламную информацию о скидках, она должна быть готова в случае проведения контрольных мероприятий документально подтвердить их действительное наличие, т.е. подтвердить достоверность рекламы.

Визуальные изображения и иностранный текст в рекламе

Встречаются нарушения и в части визуальных изображений в рекламе. В практике были случаи, когда одна фирма использовала элементы торгового знака другой, более известной компании. В частности, немного изменялся текст, но сохранялся тот же шрифт и цветовая гамма. Потребитель, который не разбирается в тонкостях товарного знака, обращался в подобную фирму, полагая, что сотрудничает с известной компанией. Естественно, такие приемы неэтичны и являются нарушением законодательства о рекламе.

Некоторые туристические фирмы имеют и используют в своей рекламе товарные знаки на иностранном языке. Если подобный товарный знак прошел полную регистрацию в Центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь, то его можно использовать без перевода на русский язык. Если же свидетельство о государственной регистрации на товарный знак еще не получено, изображение не является зарегистрированным товарным знаком и требует перевода на русский или белорусский язык.

Названия отелей в рекламе могут быть исполнены на иностранном языке, но должны быть переведены на русский или белорусский язык. Если же отель имеет некое фантазийное название, которое невозможно перевести, то в рекламе следует использовать транслитерацию. Все эти меры необходимы для того, чтобы люди, не владеющие иностранным языком, могли узнать, о каком отеле идет речь и как звучит его наименование.

Использование образов людей в рекламе

Учитывая то, что туристические организации являются белорусскими субъектами хозяйствования и осуществляют услуги на территории Республики Беларусь, в рекламе должны использоваться образы только белорусских граждан. Вместе с тем, учитывая особенности туристических услуг (когда потребителям рекламы нужно показать, как выглядят места отдыха за рубежом), допускается использование панорамных изображений отеля, курорта, пляжа, на которых невозможно узнать конкретных людей.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За нарушение требований Закона о рекламе предусмотрена административная ответственность по статье 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа от 20 до 50 базовых величин.

Кстати, в рекламной сфере вскоре можно ожидать некоторых послаблений. Так, например, осенью планируется рассмотрение проекта Закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон о рекламе. В нем предусматривается отмена указания УНП и реквизитов лицензии в рекламе. Если проект будет принят Парламентом, в начале следующего года эти изменения вступят в силу. Впрочем, к этому времени лицензирование турфирм уже будет отменено, так что послабление коснется указания в рекламе информации об УНП.

Рубрики: Законодательство

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

27.09.2010 23:49
Anonymous
ответить

"Так, например, осенью планируется рассмотрение проекта Закона о внесении изменений и дополнений в действующий Закон о рекламе. В нем предусматривается отмена указания УНП и реквизитов лицензии в рекламе."
Реплика: Разве это не прямой намёк и сигнал к действию мошенникам? Думаю, фирмам не должно составить трудность указать в рекламе хотя бы УНП, тогда хоть понимаешь, что не с проходимцами имеешь дело: по крайней мере эти зарегестрированы государством, а вон эти - чёрт их разберёт... Да и вообще, хватит уже шугать отечественный турбизнес всякими там "креативчиками", то одно министерство, то другое!..

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах