Итоги сезона 2013. Болгария догоняет Турцию, а Греция почти в два раза увеличивает объемы

06.11.2013 - Новости для профи / Турбизнес

Автор: Лилия КОБЗИК


Итоги сезона 2013. Болгария догоняет Турцию, а Греция почти в два раза увеличивает объемы

Традиционно предлагаем ознакомиться с итогами полетной программы и загрузки чартеров из Минска по основным массовым направлениям, опираясь на цифры, предоставленные консолидаторами чартерных цепочек из Минска, фирмами «Аэротрэвел» и «АэроБелСервис».

«Аэротрэвел»

В нынешнем сезоне фирма консолидировала рейсы на Грецию (Салоники, Закинф, Корфу, Пелопоннес), Болгарию (Варна, Бургас), Черногорию и Хорватию

ГРЕЦИЯ

Напоминаем, что консолидатором рейсов является «Аэротрэвел», заказчиком выступает греческий туроператор «Музенидис Трэвел».

Салоники

Выполнено около 175 рейсов. Старт программы – 20 апреля, финиш – 20 октября. Всего в Салоники доставлено приблизительно 19 000 туристов. Средняя загрузка бортов – около 90%.

Пять основных загрузчиков рейсов:

«Музенидис Тревел» (Минск)

«Ростинг»

«Интерсити»

«Аэротрэвел»

«Весь мир»

Также можно отметить, что значительно добавили в этом году в объемах отправленных на рейсах в Салоники туристов «АлатанТур» и «Топ-Тур».

Для сравнения и видения общей картины значительного роста греческого направления на нашем рынке взглянем на прошлогодние цифры. В 2012 году в Салоники было выполнено чуть более 100 рейсов (количество перевезенных туристов – 13 250), в 2011-м – всего 46, а в 2009-м – только 15! В этом году, как видим, в полетной программе «Белавиа» значилось уже 175 рейсов на одни только Салоники, а ведь есть еще чартеры на острова, которых с каждым годом все больше и которые, кстати, также демонстрируют хорошую динамику роста объемов.

Направление поднялось до массового всего за несколько лет.

Впрочем, нынешний пик сезона в продажах всех направлений, в том числе и таких весьма успешных, как Греция, не был столь фееричным, как его старт. Несмотря на то, что в целом сезон можно назвать успешным для операторов и агентов, июльского провала избежать не удалось.

Как помним, в июле–августе «просело» все, и даже Греция. Так, в июле пришлось снять второй рейс в Салоники по пятницам. 

В планах у компании «Музенидис Трэвел» на следующий год добавить перевозки на направлении. Летать каждый день и два дня в неделю, осуществлять по два рейса, в целом 9 рейсов в неделю (в этом сезоне было 8) – суммарно 190 рейсов за сезон.

Реально ли это? По мнению консолидатора, если раннее бронирование туров на лето-2014 пройдет так, как в нынешнем году, – более чем реально. Кстати, акция уже началась, но проходит она пока ни шатко ни валко – все понимают, что максимального предела скидки еще не достигли – зимой и ранней весной 2013-го, напомним, они подпрыгнули аж до 35–50%. Поэтому клиенты выбрали выжидательную позицию и, очевидно, начнут суетиться с середины января, ну а пик бронирований, как и в прошлом году, придется на февраль–март–апрель. Если, конечно, экономическая обстановка в стране будет достаточно стабильной и благоприятной.

Продолжая тему раннего бронирования, заметим, что в нынешнем сезоне по акциям было продано около половины всего объема летних путевок. В офисах крупных операторов ежедневно продавалось до полутысячи туров!

Что касается отдыха в регионе Халкидики, то как только продукт стал массовым и недорогим, тут же проявились и условные недостатки греческой инфраструктуры. В частности, ее просто стало не хватать. Одна из причин заключается в том, что, в отличие от Турции и Болгарии, которые последние 10 лет активно застраивали береговую линию, Греция, являющаяся членом Евросоюза, имеет жесткие экологические ограничения и не может мощно наращивать отельную базу. В итоге в ситуации возрастающего спроса возникла несколько напряженная ситуация с количеством и (частично) качеством отельной базы. Нынешняя позиция «Музенидис Трэвел» в отношении сезона 2014 года – не делать больших скачков, закрепиться на том, чего достигли, и поработать на качество. Очевидно, что рост запланирован достаточно небольшой, и в нем постарались учесть особенности нашей внутренней экономической обстановки в стране (девальвационные ожидания и т.д.).

Корфу

Было запланировано 13 рейсов, осуществили 24! Вместо одной цепочки удалось загрузить две с продолжительностью туров 10–11 ночей. Средняя загрузка бортов – около 80%.

Суммарно перевезли 2700 туристов. (В прошлом году – 850 туристов, то есть имеем более 300% роста на направлении!). Начали летать 28 мая, закончили 30 сентября.

По словам основных игроков, вторая цепочка «буксовала». По мнению консолидатора, виной тому – поздний старт продаж. Если бы вторую цепочку начали продавать в феврале, то она загрузилась бы лучше. Но решение было принято только в апреле. Тем не менее Корфу среди белорусской публики явно в фаворе. Наши туристы оценили и красоту ландшафтов и пляжей острова, и хорошую экскурсионную составляющую этого направления.  Кроме того можно отметить, что в этом сезоне на Корфу добавилось много новых игроков.

Основные загрузчики рейсов:

«Музенидис Тревел», «Ростинг», «Интерсити», «Аэротрэвел», «ВЛП», «Санни Трэвел».

Также достаточно активно продавали туры на этот чудесный остров компании «АлатанТур», «Весь мир», «СМОК Травел и «Трансаэро».

В планах на следующий год – осуществлять 2 рейса в неделю на «Боинге» вместимостью 123 кресла. Такая частота полетов позволит предложить туристам туры различной продолжительности: одно- и двухнедельные, 3–10–11 дней.

Закинф

Новинка сезона. Всего осуществили 13 рейсов. Начали 3 июня, закончили 17 октября. Перевезли 1810 туристов, загрузка бортов составила 94%. В следующем году программа будет стартовать чуть раньше – 26 мая. В планах – загрузить две цепочки и выполнить около 30 рейсов.

По ходу сезона был один провальный рейс по причине нехватки наземного обслуживания. Это произошло 25 июля. Но в следующем году операторы намерены закрепить свои позиции на острове и предложить туристам большее количество отелей под гарантии.

Закинф покорил белорусов живописными пляжами, зеленью, отличным размещением отелей – на первой береговой линии, в небольших поселках, где есть возможность развлечься и заняться шопингом. На этот момент уже немалое количество агентов побывали в рекламных турах на Закинфе и уверены, что у острова отличные перспективы на белорусском рынке. Профессионалы подчеркивают, что в отельной базе Закинфа не так много пятизвездочных отелей, как на других островах, здесь гораздо больше «троек», «четверок» и даже «двоек», но при этом в местной «двойке» нередко расположено джакузи, поэтому многие двухзвездочные гостиницы Закинфа выглядят покруче иных «пятерок» на других курортах и направлениях.

Основные загрузчики:

«Музенидис Тревел», «Ростинг», «Интерсити», «Аэротрэвел», «Весь мир», «ВЛП», «Санни Трэвел».

Также активно работали на направлении:

«Трансаэро», «СМОК Травел», «Лентяй», «Альфатур» и другие агенты.

Добавим, что рядом с Закинфом находится еще один изумительный греческий остров –Кефалония. Именно Кефалония, не исключено, станет приятной новинкой будущего греческого сезона. Правда, пока не ясно, кто станет заказчиком рейса. До последнего времени шли разговоры о том, что «Музенидис Трэвел» проявляет заинтересованность к направлению. Но на прошедшей выставке представитель компании заявил, что в планах у «Музенидис Трэвел» на будущий сезон нет новых островов. Впрочем, до весны все еще может измениться. Во всяком случае, по красоте остров сравнивают с Черногорией и Хорватией, а для белорусских туристов такая параллель – весомый аргумент.

Пелопоннес

Также новинка сезона. Перевезли 1530 туристов. Начали летать 30 мая, закончили 13 октября (из-за рекламного тура цепочка была продлена на 1 рейс). Загрузка бортов – на уровне 85%. Грузили рейс те же фирмы, которые занимались загрузкой Закинфа.

Пелопоннес среди других греческих регионов выделяется достаточно недорогой отельной базой (хотя присутствуют здесь и отели известных цепочек «Грекотель» и «Альдемар») и близостью к Афинам. Если на экскурсию в столицу из Салоников нужно добираться целый день, то здесь всего два с половиной часа – и вы уже любуетесь Парфеноном. Кстати, многие наши туристы, отдыхавшие в этом году на Пелопоннесе, побывали на нынешней церемонии зажжения олимпийского огня (того самого, что так упорно гас в Кремле).

Летом наши агенты столкнулись на Пелопоннесе с той же проблемой, что и на Закинфе, – не хватало отелей, хотя спрос был хороший. 1 августа и вовсе пришлось осуществить рейс с загрузкой 31 место из 148. Из-за недостатка «наземки» также было проблемно забронировать отели в середине августа. А вот сентябрь загрузился отлично. Тем не менее, несмотря на нюансы, направление считается перспективным, и в планах консолидатора – в будущем году осуществить программу приблизительно в том же объеме.

Резюмируем. В этом сезоне греческое направление дало возможность заработать операторам и агентам и также  весьма существенно сэкономить туристам. Как помним, особенностью сезона была политика демпинга со стороны некоторых фирм, которая проводилась в условиях и без того феноменальных скидочных цен на этапе раннего бронирования. Любопытно, как пройдет акция раннего бронирования туров на сезон-2014, учитывая, что «Музенидис Трэвел» уже объявил о своем решении не давать в будущем дополнительной 10%-й скидки.

БОЛГАРИЯ

Заказчик рейса – компания «Музенидис Трэвел». Выполнено суммарно на Варну и Бургас 250 рейсов. По информации консолидатора, перевезено более 44 000 туристов. Напомним, что в прошлом году на рейсах «Аэротрэвела» в Болгарию улетели 29 тысяч туристов.

Осуществлено 6 рейсов в неделю в Варну и 14 рейсов – в Бургас. Заметим вскользь, что впервые на рейсах столь короткой продолжительности пассажирам было предложено питание на борту.

Цепочка в Бургас стартовала 30 мая, финишировала 30 сентября. Первый рейс в Варну был осуществлен 3 июня, последний 20 сентября.

Тройка лидеров продаж по Болгарии на цепочках «Аэротрэвела» выглядит следующим образом:

«Ростинг», «Интерсити», «Балканинтур».

Серьезно прибавили в объемах продаж «Подевюс», «Белфреш», «Аэротрэвел», «АлатанТур», «Топ-Тур» и другие фирмы.

В будущем году консолидатор планирует сохранить болгарскую программу приблизительно в том же объеме, не добавляя цепочек и рейсов. Хотя, к слову, турфирмы, работавшие в этом году с Болгарией, очень довольны сезоном и практически все хотели бы прибавить в объемах, забронировав более крупные блоки мест на самолете.

Среди косвенных факторов, способствующих росту болгарских продаж, возможно, стоит учесть конкуренцию, которая имеется на направлении. Все-таки в Болгарию из Минска можно улететь на рейсах трех различных консолидаторов – «Аэрорэвела», «АэроБелСервиса» и «Тез Тура». Как известно, все остальные направления (за исключением Турции) поделены на сферы влияния – цепочек, дублирующих друг друга (кроме Антальи), на белорусском рынке нет.

Естественно, напрямую повлияли на болгарский сезон хорошие цены. На этапе раннего бронирования тур на двоих можно было купить за 700–800 евро. Это цена за две недели отдыха в европейской стране (вполовину дешевле Греции). Добавьте понятный, стабильный сервис и поймете, что альтернативы такому варианту для белорусов не было и быть не могло.

Впрочем, не обошлось в сезоне и без негативных тенденций.

Как считают эксперты, не исключено, что Болгария подошла к своему пику насыщения туристами. Этим летом почувствовал это и белорусский рынок. Не обошлось без перепродаж, овербукингов, замен отелей. Правда, болгарские партнеры прилагали максимум усилий для нивелирования негатива – снижали цены, возвращали деньги при малейших рекламациях, переселяли в отели более высокого класса и так далее.

По данным болгарской стороны (эти цифры озвучивало консульство, также звучали они в отчетах национального офиса по туризму Болгарии), на сегодняшний день Болгарию летом 2013 года посетило около 125 000 белорусов (по другим данным – 113 000). Если опираться на эту цифру и вычесть приблизительное количество туристов, отправленных в сумме тремя консолидаторами в Болгарию на самолетах, то можно предположить, что столь популярную у нас из-за немыслимой дешевизны автобусную поездку в Болгарию выбрало огромное количество белорусов – не менее 60 тысяч. Впрочем, цифра выглядит вполне реальной, если мы вспомним, какой популярностью пользуется среди наших граждан детский отдых в Болгарии (доставка – автобус).

ЧЕРНОГОРИЯ

Заказчиком рейса традиционно является черногорский туроператор «Р-Турс».

Перевезено около 11 000 туристов. Для сравнения: в прошлом году на чартерах «Аэротрэвела» на черногорские пляжи улетели 6000 наших соотечественников. Было выполнено около 90 рейсов. Впервые цепочка стартовала как никогда рано – в апреле. И весьма успешно. Тут нельзя сбрасывать со счетов, что Черногория за последние годы перестала быть чужой для определенной части белорусов. Некоторые обзавелись собственными квартирами и домами на Адриатическом побережье, у многих возникли семейные, родственные связи. Все это подталкивает консолидатора к тому, чтобы начинать сезон все раньше и раньше.

Если говорить об общей емкости направления, то приблизительный подсчет автобусных цепочек позволяет говорить о том, что в этом сезоне автобусная и самолетная доставка белорусов на излюбленные черногорские пляжи приблизительно сравнялись в объемах. Таким образом, имеем цифру около 20 000 туристов, отдохнувших в сезоне 2013 года в Черногории с помощью белорусских турфирм.

В этом сезоне рейс осуществлялся 4 раза в неделю. В планах на следующий год – увеличить частоту полетов до 5–6 раз в неделю. Направление по-прежнему пользуется хорошим спросом, и турфирмы готовы наращивать свои объемы. Закончили полетную программу 12 октября. Загрузка бортов традиционно составляла около 100%, ведь Черногория – единственная европейская страна, которая пока не требует виз от белорусских граждан и куда можно улететь, решившись отправиться в отпуск буквально накануне.

Основные загрузчики: «Аэротрэвел», «Ростинг», «Интерсити».

Также весомо проявляют себя на направлении «Туссон Вояж», «Трэйд Вояж», «АлатанТур», «Смолянка», «Топ-Тур».

Здесь отметим стремительный взлет на первую строчку консолидатора рейса – компании «Аэротрэвел». Фирма уже несколько лет подряд последовательно укрепляет свои позиции на направлении, а в этом году смогла предложить клиентам хорошую линейку вилл, новые курорты, качественное обслуживание и, как результат, получила хорошие дивиденды.

В это году Черногория, как всегда, чуть-чуть подорожала. Впрочем, незначительно. И как всегда – на фоне разговоров о том, что направлению пора бы качественно изменить структуру сервиса, а вместе с этой структурой – и ценовую политику. В самой стране все чаще вспоминают о негативной экологической составляющей интенсивного освоения побережья с помощью бюджетной инфраструктуры. Но разговоры остаются разговорами, а само направление пока сохраняет роскошный средиземноморский характер с пикантным славянским привкусом относительно недорогого и неустойчивого сервиса.

ХОРВАТИЯ

Заказчик рейса – компания «Р-Турс». Как помним, изначально планировали осуществить в сезоне несколько чартерных программ – не только в Пулу, но и в Задар. С этой целью была проведена определенная подготовительная работа, представители около 10 туркомпаний побывали в Задаре с тем, чтобы подготовиться к продажам. Но вторая цепочка так и не стала реальностью. Как видится, одна из косвенных причин – все же неуверенность операторов в новом нераскрученном продукте. Реальным же тормозом стал необходимый огромный срок для открытия хорватской визы – 21 день! (Напоминаем, что хорватского посольства в Минске нет, визы открываем в Москве).

В результате операторы, которые объединились в пул, чтобы придать хорватскому направлению импульс, перебросили свои силы на Черногорию, Грецию и Болгарию.

Но, как бы там ни было, первые два рейса в Пулу удалось осуществить на «Боинге», и загрузка составляла около 80 человек. На остальных вылетах были задействованы самолеты CRJ вместимостью 50 кресел. В общей сумме перевезли 552 туриста, осуществили 9 рейсов (в прошлом году в Хорватию было отправлено из Минска всего 300 туристов). Начали цепочку 10 июня, закончили 12 сентября.

Основные игроки по направлению приблизительно сохранили свои прошлогодние позиции: «ВЛП», «Ростинг», «Аэротрэвел», «Интерсити».

На будущий год планы по Хорватии мы охарактеризовали бы как осторожные. Оптимальным вариантом консолидатор считает одну цепочку в Пулу на самолетах «Эмбрайер», которые рассчитаны на 70 посадочных мест.

Говоря о Хорватии, всегда имеем в виду высокое качество этого направления. Но хотя бы относительной массовости на белорусском рынке оно пока так и не дождалось. Хорватия в Беларуси – это направление для гурманов отдыха, для ценителей качественного европейского сервиса, чистых пляжей и красивейшей природы. Можно заметить, что в будущем году, когда Хорватия войдет в шенген, турпакеты продавать станет несколько легче, учитывая немалое количество белорусских обладателей многократного шенгена. Но медаль, как говорится, имеет и вторую сторону. Поскольку в Беларуси нет хорватского диппредставительства, скорее всего, выдавать визы уполномочат одно из существующих посольств шенген-зоны. Какое именно – вот в чем вопрос! Если это будет одно из ныне и так «перегруженных» консульств, то нам вряд ли стоит рассчитывать на значительное увеличение емкости этого прекрасного адриатического направления.

«АэроБелСервис»

ТУРЦИЯ

Анталья

Всего выполнено 110 рейсов. Летали 4 раза в неделю. Стартовала программа 21 апреля,  финиш намечен на 3 ноября. Количество перевезенных туристов – 15 000. Напомним, что в прошлом сезоне компанией был осуществлен 91 рейс и на чартерах «АэроБелСервиса» в Анталью улетели 11 800 человек.

Приблизительно в сопоставимых объемах самолеты грузили следующие компании:

«АэроБелСервис», «Интерсити, «Ростинг», «Корал Трэвел», «СМОК Травел».

Измир

Осуществили 70 рейсов. Начали летать 20 мая, закончили 3 октября.  Всего перевезено 9950 туристов. В прошлом году в Измир, на любимый белорусами курорт Кушадасы, улетело приблизительно такое же количество туристов -- 9 879.

Блоки мест на рейсах грузили туроператоры:

«АэроБелСервис», «Интерсити», «Ростинг», «Топ-Тур», «ЦентрКурорт», «АлатанТур».

Бодрум и Даламан

Обе цепочки включали по 12 рейсов. Началась программа 31 мая, закончилась 24 сентября. Перевезено с помощью обеих цепочек около 3 240 туристов (цифра приблизительно соответствует объемам прошлого года).

На Бодруме блоки мест грузили:

«АэроБелСервис», «Интерсити», «Корал Трэвел», «Топ-Тур» и «Ростинг».

На Даламане:

«АэроБелСервис», «Тез Тур» «Интерсити», «Корал Трэвел», «Топ-Тур».

В планах компании на будущий год сохранить приблизительно тот же объем перевозки на турецком направлении, хотя некоторое наращивание объемов возможно. В целом же, анализируя ситуацию, можно отметить, что, несмотря на все разговоры о том, что Турция «приелась» и уже не является самой трендовой страной на белорусском рынке, направление этим летом все же показало рост. По словам представителя «Тез Тура» Алексея Базылева, по турецким программам оператора в этом году зафиксирован рост приблизительно 10% к уровню прошлого года (напоминаем, что «Тез Тур» летал в Анталью из Минска и из Бреста). Также очевидно увеличение объема перевозки на Анталью на рейсах «АэроБелСервиса». Все это, в целом, не вяжется с категоричным тезисом об «усталости турецкого турпродукта». Турция по-прежнему занимает лидирующие позиции на нашем рынке, и хотя самым динамично развивающимся на данном этапе его не назовешь (здесь в лидерах – Греция), направление не утратило своих позиций качественного,  достаточно доступного и любимого белорусами отдыха.

*Кстати, вскользь упомянем, что в этом году была чартерная программа в Турцию от фирмы «Дриант», но она оказалась весьма проблемной, ее пришлось остановить, и подсчитать количество туристов тут не представляется возможным.

ГРЕЦИЯ

Крит

В этом году программа на этот греческий остров выполнялась на 20 рейсах. Перевезено 2738 человек. В прошлом году, напомним, было 13 рейсов, и тогда из Минска на Крит улетели 1580 человек. Началась программа 27 мая, закончилась 7 октября.

Блоки мест на чартере грузили «Тез Тур», «АэроБелСервис», «Интерсити», «Корал Трэвел» и «Топ-Тур».

Родос

Всего осуществили 39 рейсов, перевезли 5255 туристов. Прошлогодние 24 рейса позволили «АэроБелСервису» перевезти на остров 3120 туристов.

На рейсах работали туроператоры: «Интерсити», «Корал Трэвел», «Ростинг» «АлатанТур», «АэроБелСервис», «Санни Трэвел».

Отметим, что в этом году самолет из Минска летал на Родос уже два раза в неделю, что позволяло предлагать как недельные, так и десятидневные туры.

Вообще, специалисты отмечают, что Крит и Родос – это те греческие направления, емкость которых еще не исчерпана. Традиционно белорусы предпочитают Родос – за более приемлемую цену и более оптимальное сочетание таких факторов, как цена-качество. Но на обоих направлениях есть потенциал для роста.

Кос

Новинка сезона. Было осуществлено 12 рейсов. Начали программу 30 мая, закончили 23 сентября. Перевезено 1300 туристов. Для старта неплохие результаты. Правда, несколько лет назад попытки организовать полновесную чартерную программу консолидатором  уже предпринимались – тогда удалось осуществить 5 рейсов.

Остров достаточно специфический. Специфичен он, в первую очередь, отсутствием шумных курортных зон и знаменитых достопримечательностей. Зато самые отличные отзывы заслужил Кос благодаря своим высококлассным отелям, сервису и пляжам. В целом, остров идеально подходит для спокойного семейного отдыха.

Основную загрузку рейсов на направлении осуществлял  «АэроБелСервис».

Также на блоках работали «Корал Трэвел», «Солвекс» и «Топ-Тур».

В будущем сезоне консолидатор намерен сохранить перевозку на Кос в том же объеме и закрепиться на направлении.

БОЛГАРИЯ

Как и в прошлые годы, осуществлялись две цепочки – на Бургас и Варну. Объемы перевозки также остались на прошлогоднем уровне: два раза в неделю летали на Бургас и два раза – на Варну. Программа на Бургас стартовала 1 июня, в Варну начали летать 2 июня. Закончили соответственно 25 и 26 сентября.

В Бургас доставлено 4300 туристов. В Варну – 4280. Повторимся: приблизительно такое же количество туристов было перевезено «АэроБелСервисом» на болгарские курорты в прошлом году.

По Бургасу на блоках работали компании: «Ростинг», «АэроБелСервис», «АлатанТур», «Белсофт». Самолет в Варну грузили «Тез Тур», «АэроБелСервис», «АлатанТур» и «Солвекс».

ИТАЛИЯ

Бари (Апулия)

К сожалению, направление в этом году грузилось плохо. И, по словам консолидатора, «складывается мнение, что в будущем году лучше не летать». Напомним, что Апулия стала премьерой лета 2012. Тогда в этот по-своему колоритный итальянский регион улетело около 1300 белорусских туристов. В этом году «АэроБелСервис» с помощью компаний «АлатанТур», «Ростинг» и «Топ-Тур» смог отправить на апулийские пляжи только 400 туристов. Программа по ходу сезона была сокращена на 50%, часть рейсов ввиду низкого спроса пришлось отменить. Начали летать 1 июня, рейс выполняли 1 раз в 2 недели, закончили программу 21 сентября. Удалось выполнить всего 7 рейсов.

Причины неуспеха попытки сделать из Апулии массовое направление видятся как в самой специфике региона, в частности неадаптированности местного сервиса к нашему рынку (например, полное отсутствие налаженного экскурсионного обслуживания), так и в нескольких базовых отелях, расположенных далековато от моря и не соответствующих представлениям русскоговорящих туристов о сервисе. Впрочем, специфичным направлением является в целом вся Италия. Долгие годы, как помним, на рынке была только одна чартерная программа в экономичный Римини от компании «Гулливер». Попытки белорусских компаний, пусть даже не всегда или не всецело успешные, ставить чартеры на Апулию, Тоскану, Сардинию, Сицилию – в любом случае способствуют росту и популяризации такого прекрасного и непростого направления, как Италия, среди белорусских туристов.

Но что если бы белорусским туристам в Апулии были предложены более дорогие и качественные отели, находящиеся исключительно на первой линии?

«Думаю, загрузка была бы еще хуже, – так ответил на этот вопрос директор по туризму компании «АэроБелСервис» Александр Бурдейко. – Нынешняя загрузка на наших апулийских рейсах составляла около 70%, но, уверен, предложи мы дорогие отели – вряд ли она достигла бы 50%! В прошлом сезоне сработал фактор новинки сезона. Многие хотели посмотреть Италию за небольшие деньги. И мы дали им такую возможность. К тому же в прошлом году на рынке не было такого огромного предложения дешевых туров по Греции и Болгарии. Апулия просто не выдержала конкуренции».

В любом случае, нужно отдать должное смелости «АэроБелСервиса» за попытку зайти на итальянское направление с такой непростой стороны, как Апулия. Как показывает опыт, то, что направление не удалось запустить в сегмент массового продукта с первого раза, еще не говорит о том, что следующие попытки также будут неуспешными.

Сицилия

Также новинка сезона. Чартер грузили компании «АэроБелСервис», «АлатанТур», «Ростинг», «Топ-Тур», «Санни Трэвел». Перевезено 1250 туристов. Средняя загрузка бортов (летали на «Боинге» вместимостью 123 кресла) – 92%. В следующем году консолидатор планирует сохранить перевозку приблизительно в том же объеме.

Сицилия, в отличие от той же Апулии, как направление заслужила однозначно положительные отзывы – качество отдыха не вызвало вопросов ни у туристов, ни и у агентов. Базовые отели были подобраны с учетом различных вкусов и различных финансовых возможностей. В принимающих компаниях существует система русскоговорящего менеджмента. Остров предлагает отличную и хорошо отлаженную экскурсионную программу. Ко всему вышесказанному добавим, что один из главных плюсов направления – в его универсальности: Сицилия прекрасно подходит как молодежи, так и семейным парам.

ИСПАНИЯ

Майорка

Новинка сезона. Перевезено 1756 туристов. Загрузка рейсов составляла около 99%. Программа стартовала 2 июня, финишировала 26 сентября.

Рейсы грузили компании «Тез Тур», «Корал Трэвел» и «АэроБелСервис». В финале сезона программу продлили рейсом на Коста-Бланку (регион Аликанте). В следующем году, кстати, консолидатор планирует организовать отдельную чартерную программу на Аликанте. Этот разнообразный по туристической инфраструктуре регион (здесь есть как тихие уютные городки для комфортного отдыха, так и совершенно «отвязный» Бенидорм) заслуживает самых восторженных отзывов, и, судя по всему, на белорусском рынке его ждут неплохие перспективы.

Говоря об Испании в целом, отметим трудно фиксируемый в цифрах, но очевидный бурный рост направления, который произошел этим летом.

В прошлом году, когда был единственный чартерный рейс «АэроБелСервиса», в Барселону удалось перевезти всего лишь 2668 туристов. А теперь посмотрим на нынешний сезон.

Напомним, что с этого года «Белавиа» еженедельно выполняет по два рейса в Барселону. Блоки на этот рейс в сезон брали все ведущие игроки по Испании. Кроме того, не забудем о замалчиваемых рейсах из Минска испанского лоукостера «Вуэлинг», с помощью которых белорусские туристы весь сезон попадали на испанские пляжи по турпакетам компании «Натали Турс». Добавим успешную цепочку на Майорку «АэроБелСервиса». При этом нельзя сбрасывать со счетов весьма популярные в Беларуси автобусные европейские круизы с отдыхом в Испании. Ну и Испания, безусловно (как и Италия), очень бурно развивается на нашем рынке как направление для самостоятельных поездок без помощи турфирм. В итоге получаем емкость рынка, которая позволяет говорить о присутствии Испании в пятерке самых популярных направлений для отдыха белорусских туристов.

Подведем итоги

Суммируя все цифры, предоставленные консолидаторами, получаем картину, схожую с прошлогодней. Тройка лидеров, во всяком случае, осталась прежней.

Это Турция, Болгария и Греция. Точно определить лидера (все-таки Турция или Болгария?) достаточно сложно. В пятерку вполне вероятно также входят Черногория и Испания. Крым, традиционно возглавляющий официальный рейтинг, основанный на данных комитета по статистике, умышленно опускаем из поля зрения, поскольку Крым в основном развивается как направление для индивидуальных и автобусных туров и подсчитать туристов здесь условно можно только на границе.

Опять-таки по нашим подсчетам получается, что Болгария догнала Турцию – у обоих направлений приблизительно по 60 тысяч белорусских туристов, улетевших из Беларуси чартерами. Но у Болгарии есть автобусный сегмент (повторимся, приблизительно такой же по емкости), а у Турции – вылеты из Москвы, Киева (и также традиционно считаем, что из других портов белорусов вылетает не меньшее количество, чем из национального минского).

Греция показала прекрасный рост – приблизительно с 18 тысяч туристов в прошлом году до 35 тысяч в нынешнем.

Что касается игроков рынка, то среди свежих тенденций мы бы отметили, что некогда лидер рынка компания «АлатанТур», по поводу которого одно время складывалось ощущение, что он полностью перешел в нишу авиабилетной компании, потихоньку реновирует свои позиции как оператор. Безусловно, наращивает объем обслуженных туристов «Аэротрэвел», который больше не воспринимается сугубо как авиаброкер, теперь это полновесная компания с хорошими объемами по Болгарии, Греции, Черногории и ряду новых направлений. Учитывая вес Греции на нашем рынке, логично предположить, что и объемы туристов, обслуженные непосредственно «Музенидис Тревел», позволяют говорить о его лидирующих позициях на рынке.

В этом году консолидатор «АэроБелСервис» прибавил не так много, но зато значительно выросли позиции фирмы как оператора. Приблизительно 50% загрузки всех самолетов обеспечивал сам «АэроБелСервис». Благодаря чему, по нашим подсчетом, фирма, наряду с компаниями «Ростинг» «Тез Тур, «Топ-Тур» и «Интерсити» попадает в пятерку ведущих операторов на белорусском рынке, обслуживших в этом сезоне наибольшее количество туристов.

Анализируя общий характер сезона, скажем откровенно, что его, по сути, сделало огромное количество дешевых предложений на раннем бронировании по Греции и Болгарии. То, что июль–август продавались через пень колоду, ни для кого не секрет. Тем не менее большинство игроков рынка, ощутив волну фееричного спроса весной и лихо распродав туры подешевке на май–июнь, сезон характеризуют как нормальный, хороший или даже очень хороший. Однако факт остается фактом: анализ показывает, что количество чартеров и, как следствие, отдыхающих в этом году ощутимо выросло. Почему?

Конечно, главная причина – текущая экономическая обстановка. По сути, это был праздник свободных рублевых масс, которыми искусственно подкачали экономику, чтобы подстегнуть рост внутреннего потребления. Ну и сумасшедшие депозитные ставки в 50% также сыграли свою роль. Но особенность мыльных пузырей в том, что они быстро лопаются, поэтому осторожные игроки туррынка не делают радужных прогнозов на следующий сезон, впрочем, и в пессимизм также явно не впадают, надеясь, что, как бы там ни было, туризм по-прежнему сохранит свои приоритетные позиции в ряду потребительских интересов белорусского среднего класса.

Из более специфичных тенденций, ярко проявившихся в этом году, мы бы отметили следующую. Сегодня в конкурентной борьбе за рынок выигрывают фирмы, которые способны предложить максимально широкий ассортимент турпродукта. Прошли те времена, когда в продуктовой линейке можно было держать только Черногорию и быть ведущим игроком по направлению. Теперь в портфеле должны быть все массовые направления по хорошим ценам. Плюс технологии, без которых немыслимо создать и удержать агентскую базу. Плюс безостановочный рост. Ничего не поделаешь – это рынок. И он предлагает именно такие правила игры.

Показательным, на наш взгляд, является и сформировавшееся за границей отношение к белорусским туристам. На основных массовых направлениях мы, конечно, не делаем погоды – мы не немцы и не россияне. Нас даже как бы не замечают, частенько растворяя в российской статистике. Но те же зарубежные партнеры белорусских турфирм частенько подчеркивают доброжелательное отношение именно к нашим туристам. Мы не скандальные, не шумные, и, как бы то ни было, наши объемы растут. Важно и то, что национальный перевозчик «Белавиа» очень пунктуален, что с удовольствием отмечают принимающие службы как в аэропортах, так и в турфирмах. За сезон было всего несколько мелких задержек.

В общем, поскольку общая емкость белорусского туррынка в последние несколько лет (и, в частности, ощутимо – этим летом) значительно подросла, все чаще можно услышать расхожую фразу о том, что «белорусы стали жить лучше». Так ли это? Сложно сказать. Но давайте вспомним, что, по сути, мы только подошли к объемам туррынка 1998 года, когда за границу, дай Бог памяти, выезжало около полумиллиона белорусов. Да, времена изменились – для кого-то в лучшую, а для других в худшую сторону. Но неистребимым осталось желание путешествовать, которое для нас, кажется, нечто больше, чем просто выезд на море с целью оздоровления или знакомства с другими культурами и странами. Для многих белорусов это еще и глоток свежего воздуха, возможность кардинально переменить обстановку и почувствовать себя в другом измерении. Подарить себе хотя бы на время манящее ощущение свободы, радости и праздника.

Лилия КОБЗИК

Рубрики: Итоги

Страны: Беларусь Болгария Греция Италия Турция Хорватия Черногория


Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах