На семинаре Нацагентства турфирмы учились жить в правовом поле

18.02.2016 - Новости для профи / Турбизнес

Автор: Надежда СУСЛОВА


На семинаре Нацагентства турфирмы учились жить в правовом поле

Национальное агентство по туризму 17 февраля провело семинар «Нормативно-правовые аспекты туристической деятельности».

На это учебное мероприятие собрались представители более чем 30 туристических фирм, индивидуальные предприниматели, физические лица, желающие заниматься туристической деятельностью. Семинар собрал гостей из Минска, Минской области и других регионов Беларуси..

В прошлом году подобная учеба была организована Нацагентством во всех областях нашей страны, и  семинар в столице был итоговым. Интерес к мероприятиям, связанным с нормами и правилами работы в туризме, вполне понятен:  именно правовая грамотность в большинстве случаев гарантирует минимизацию материальных и моральных убытков, экономию сил, нервов  и средств.

Баку, Москва, Пекин…

Открывая мероприятие, и.о. директора НАТ Галина Кобяк  кратко рассказала о ближайших планах ведомства, связанных с маркетингом и продвижением отечественного турпродукта. В частности, речь шла о международных выставках и ярмарках. Совсем скоро грядут две популярные выставки в Москве.

Первая по срокам – это Международная туристская выставка «Интурмаркет (ITM)-2016», которая пройдет с 19 по 22 марта. В ходе выставки будет представлен национальный стенд Беларуси, организатором которого выступает Национальное агентство по туризму. В работе стенда запланировано участие представителей белорусских туристических компаний и организаций. Ориентировочная стоимость одного рабочего места соэкспонента национального стенда составит 19 500 000 белорусских рублей – эквивалент 778,8 евро (стоимость 3 м2 необорудованной выставочной площади).

Буквально следом, с 23 марта стартует весьма посещаемый белорусскими туркомпаниями MITT-2016 «Путешествия и туризм». Выставка продлится до 26 марта.  Ориентировочная стоимость одного рабочего места соэкспонента национального стенда  в рамках выставки составит 14 500 000 белорусских рублей   эквивалент 50 976 российских рублей (стоимость 3 м2 необорудованной выставочной площади). Времени на раздумья остается немного, но подать заявку еще возможно.

Несколько неожиданно в расписании международных выставок, в которых запланировано участие Беларуси, появилась туристическая выставка AITF-2016 в Баку. Она пройдет с 7 по 9 апреля. Стоимость участия – 470 евро. Для того чтобы заявить о себе, можно отправиться на выставки в Китай. Первая из них пройдет в Пекине с 12 по 14 апреля. Стоимость участия на национальном стенде – 31 млн 460 тысяч рублей. Беларусь приглашена в качестве почетного гостя на туристическую выставку в китайском городе Донгуане. Стоимость участия – бесплатно, но добираться придется за свой счет.

В рамках  выставки в Берлине 10 марта запланирована презентация туристических возможностей Беларуси на базе белорусского посольства в Германии. Для того чтобы партнерам с немецкой стороны было удобнее  добираться до посольства, будет организован трансфер.

Заплати налоги и спи спокойно!

С этой известной фразой не поспоришь. Но для того, чтобы она звучала еще убедительнее, перед турфирмами выступила специалист по налогообложению МНС Ирина Морозова.

Она остановилась главным образом на новшествах  и тех моментах, которые являются «подводными камнями» в туристической деятельности. К примеру, если в договоре с партнером у фирмы обозначено вознаграждение (комиссия) за услуги, предоставляемые на территории Беларуси, то это вознаграждение облагается налогом на добавочную стоимость. Если же комиссия не выделена, а заложена в общую стоимость услуги, то тогда налогообложение не осуществляется.

Еще один пример. Если турфирма из Беларуси заказывает рекламу за рубежом, в том числе и в России, то она обязана заплатить налог здесь, так как рекламные услуги определяются по месту нахождения рекламы. Это касается и создания сайтов за рубежом, компьютерных программ, страничек на чужих сайтах – нужно будет платить налоги в Беларуси.

С нынешнего года организации численностью более 15 человек, а с 1 июля ВСЕ организации и учреждения должны будут подавать сведения о налогах в электронном виде. С 1 июля турфирмы все сведения о предоставленных услугах, которые оказывают турфирмы и которые оказываются турфирмам, будут контролировать МНС, куда необходимо будет в электронном виде направлять счет-фактуры.

Есть новшества и касающиеся недвижимости, в том числе и для тех объектов, которые связаны с туризмом, – туристских баз, мотелей и пр. Все они будут облагаться налогом на недвижимость, а со следующего года вся недвижимость, находящаяся в собственности, будь то дом или квартира, также будет облагаться налогом в размере 0,2%.

Плохая новость для жителей Беларуси и гостей из зарубежья – с нынешнего года введен подоходный налог на выигрыши в казино в размере 4%.

Но есть и хорошая – Указ № 372 по-прежнему работает и предусматривает льготы для тех туркомпаний, которые занимаются въездным и внутренним туризмом.

Закон суров, но это закон!

Бессменный консультант туристических компаний, юрист ЮК «Правовой поверенный» Алексей Абражей подчеркнул, что основой взаимоотношений между турагентами и туроператорами, а также между туристом и фирмой является договор. Основными договорами являются соглашения на перевозку и размещение туристов. Эти моменты очень важны, потому что взаимоотношения турфирм с контрагентами регулируются только отдельными общими законодательствами, связанными со средствами размещения и транспортом. С перевозчиками можно заключать как договор фрахтования, так и договор по организации автомобильных перевозок. Принципиальной разницы между ними нет, и, как посоветовал юрист, лучше обращать внимание не на форму, а на содержание этих договоров. На каждую перевозку перевозчик составляет заказной ряд, где более детально раскрываются ее особенности.

Заказчик имеет право отказаться от поданного в срок автобуса без уплаты неустойки и убытков, если он не пригоден для поездки. Если автобус приезжает неподготовленным к поездке, то он может считаться неподанным. В таком случае необходимо составить соответствующий акт, который вместе с сопровождающим группы или представителем турфирмы могут подписать и туристы. Вместе с тем договор на перевозки является специфическим по сравнению со стандартными договорами, так как ограничивает размер ответственности и заказчика, и перевозчика.

Перевозчик имеет право отказать пассажиру, если он нарушает общественный порядок или намерен провезти груз, запрещенный к перевозке или крупногабаритный груз. Разумеется, это не значит, что водитель может высадить пассажира (туриста) в чистом поле. Необходимы свидетели, составление соответствующего документа. Вопрос об ответственности за багаж юрист отнес к «неопределенным» и отметил, что законодательство этот вопрос не регулирует.  В принципе, перевозчик отвечает за багаж только при посадке и высадке. Но и турфирме предъявлять претензии в случае, если что-то пропало, туристы не вправе.

Если туристы едут за рубеж, то на территории зарубежного государства могут действовать иные, чем в Беларуси, правила перевозки, и их нужно изучать и соблюдать.

Особые требования предъявляются к перевозке групп  детей (от 8 человек). Необходимо уведомить ГАИ, в экипаже должно быть два водителя, не менее двух сопровождающих  и пр. Не разрешается привлекать водителя, который отдыхал менее 12 часов. По территории Беларуси детей можно перевозить с 5 утра до 23 ночи. Но допускается ночной трансфер до вокзала или аэропорта или же до места ночлега.

Что касается взаимоотношений между туроператором и турагентом, то турагент не может расторгнуть договор с туристом в одностороннем порядке, а должен немедленно сообщить об этой ситуации туроператору и приложить копии документов. Если сделать все правильно, то у партнера не должно возникнуть вопросов. Если нет, то вся ответственность ляжет на турагента, с которого туроператор вправе потребовать возместить стоимость тура. Поэтому турагенту нужно как следует подумать, прежде чем идти на уступки туристу, давать ему рассрочку и пр. Турист передумает – и виноват будет турагент.

По словам Алексея Абражея, сегодня глобальной проблемой становится вмешательство в турбизнес информационных технологий. Речь идет о бронировании через сайт или электронную почту. Если турист в какой-то момент отказался от бронировки, то очень сложно доказать, что она была. Кроме того, многие сайты турфирм юрист назвал «страшными» и « уменьшающими лояльность клиента»; «Зачастую из содержания сайта невозможно понять, кто вы такие – ООО, ЧУП, ИП и пр. Турист, который не может понять, с кем имеет дело, просто уходит!»

Одной из важнейших составляющих работы туристической компании с клиентами является достоверная, полная и своевременная информация о туруслугах. По мнению юриста, ничего нельзя скрывать и приукрашивать. Информация должна быть четкой, «как для малого ребенка», и лучше в письменной, а не в устной форме.

Алексей Абражей отметил, что не видит практического смысла в так называемом предварительном договоре с туристом на оказание туруслуг, и выразил сомнение в целесообразности договоров, составляемых в электронном виде. Очень важно, чтобы турфирма была лояльна к клиенту и открыта: «Если клиент хочет сделать запись в книгу жалоб – предоставьте ему эту возможность! Более того, затем необходимо дать ответ. Статистика показывает, что половина жалобщиков вновь возвращается в эту фирму».

Без согласования с заказчиком услуги можно заменять только аналогичными или более высокого качества. Если предлагаемая услуга хуже той, что указывалась в договоре, и это предполагает изменения в стоимости, эти изменения обязательно необходимо согласовывать с заказчиком. Изменить маршрут следования турфирма вправе, если возникают обстоятельства непреодолимой силы. Руководитель группы на месте решает, могут ли туристы посетить тот или иной пункт, если там происходят какие-то природные катаклизмы или политические события, а также принимает решение о замене этого пункта без изменения стоимости тура.

Присутствующих на семинаре интересовал вопрос о приеме валюты. Юрист подчеркнул, что разрешения на работу с наличной валютой по-прежнему не выдаются. Если турфирма решилась на прием валюты, то ответственность несет только она, а не турист. Административная ответственность – штраф от 100 до 200 базовых величин с конфискацией этой валюты. Если попались повторно – штраф 300 базовых и конфискация. В договоре все денежные обязательства должны тоже быть в белорусских рублях. Не рекомендуется указывать курс валюты туроператора – это спорный вопрос. Лучше – указывать курс Нацбанка + % (по согласованию сторон). Турфирма обязана выдавать документ, подтверждающий оплату, даже если оплата происходит на территории зарубежного государства (в автобусе).

Что еще важно. Безопасность туруслуги нельзя путать с безопасностью туриста К примеру, турист вышел за территорию отеля – упал, сломал ногу, или его ограбили и побили – никакого отношения к этому турфирма не имеет.

В общей сложности туркомпания несет ответственность за: непредоставление информации, неоказание туруслуги или оказание этой услуги некачественно, нарушение сроков предоставления услуги и навязывание дополнительной туруслуги за дополнительную плату.

Консолидироваться или оставаться одиночкой?

«Однозначно, да»,  считает исполнительный директор РСТО Валентин Цехмейстер, Более того, по его мнению, чем больше союзов, тем быстрее идет демократизация общества. Примером консолидации является РСТО,  которое в следующем году будет отмечать свое 15-летие и которое называли «сорок отщепенцев, вывозящих из страны валюту». Сегодня РСТО участвует во всех знаковых мероприятиях: вносил свои предложения и замечания в Закон «О туризме», Указ № 372, в разработку ГОСТов и «Правила оказания туруслуг». Члены РСТО обсуждают визовые вопросы, посещают дипмиссии. «Нужно сказать,  сказал Валентин Цехмейстер,  что осознание необходимости объединяться приходит не сразу. Но поодиночке в настоящее нестабильное время выжить очень сложно, поэтому мы считаем, что роль РСТО переоценить трудно».

Сертификат как гарантия качества услуг

Подводя итоги семинара, начальник отдела качества и учебно-аналитической работы Нацагентства Марина Пархимчик рассказала о том, как происходит сертификация туристических компаний и почему она так важна. Всего в стране сертификаты получило 375 туристических компаний. Только за прошлый год сертифицировано 50 турфирм, а за январь и половину февраля нынешнего года  8 фирм сертифицировалось и 7 продлило сертификат (у них подходил срок окончания действия). Сегодня значение сертификата очень выросло, наличием этого документа, подтверждающего качество услуг, стали интересоваться в большинстве посольств: «Из своего опыта скажу, что ни одна минская турфирма не отказывается сертифицироваться, как, впрочем,  и в областных центрах, наоборот  и продлевают, и сертифицируются, говорят, что даже туристы стали спрашивать наличие сертификата»,  отметила она. Пока сертификация остается добровольной, но не исключена возможность, что через какое-то время она станет обязательной. Стоимость пока тоже не изменилась  услуги эксперта обойдутся в 2520 тысяч рублей.

Опытом своей работы с коллегами поделились руководители компаний «БелАгроТревэл» Филипп Гулый и «Смайл Хаус» Елена Ярмолович.

Рубрики: Образование

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

18.02.2016 19:45
Людмила Витебск
ответить

Прежде чем заниматься сертификацией необходимо разработать стандарты. ГОСТы 28681.1-95 и все остальные давно устарели. От них уже давно отказались в СНГ, а мы ими пользуемся. Дурим народ и берём деньги.

Аватар

19.02.2016 09:39
Светлана, Минск
ответить

Не согласна с предыдущим комментарием. Была на семинаре. Давали очень много полезной информации, большую часть по договорам с партнерами, туристами, какие нюансы нужно знать и как действовать. Про сертификацию говорили мало, не "агитировали" как думают многие. А все стандарты и ГОСТы по нашему законодательству разрабатывает не Нацагентство, а Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Мне было не жаль потраченных денег и времени.

Аватар

19.02.2016 11:26
Марина НАТ
ответить

Дорогие коллеги и просто читатели!
Маленькое разъяснение от меня, и как от частного лица, и как от эксперта-аудитора, занимающегося уже столько лет сертификацией. 
Людмила, если Вам приходилось держать в руках Сертификат соответствия, то Вы бы заметили, что там написано "... на соответствие СТБ 1352", который актуален, в который при необходимости иногда вносятся изменения и дополнения. Дурят народ чаще всего фирмы-однодневки, после которых и нам приходится разгребать... Мне очень понравилась одна фраза директора турфирмы, которую она сказала, когда мы пришли на инспекционку "Спасибо вам, что помогли навести нам у нас порядок с документами и работой"! Очень показательно))
Нас тоже проверяют как мы работаем с турфирмами, как проводим проверки и какова результативность, у нацагентства тоже есть сертификат, выданный БГЦА РБ, эксперты-аудиторы каждые три года подтвержадют свою квалификацию и получают личный сертификат, каждые полгода мы проходим учебу, где идет обсуждение новых веяний, требовпаний и прочее. 

Светлана, БлагоДарю за добрые слова) Рада была Вас видеть на семинаре. Думаем сейчас что полезного и важного нужно еще сделать, чтобы помочь фирмам работать правильно и по макс избегать неприятных ситуаций.

Аватар

19.02.2016 11:48
прохожий
ответить

О великой роли РСТО в белтуризме что-нибудь знает кто-то, кроме его директора и председателя? Когда их недавно познакомили с новой редакцией закона о туризме, они только публично охнули от удивления. Вот так же учитываются и все остальные их участия в знаковых мероприятиях.

Аватар

20.02.2016 09:42
Андрей
ответить

Марина, бумажки которые вы выдаете за деньги ничего не стоят, Знаем мы цену этой сертификации, особенно в туризме, на старых ГОСТах - 90 х и СТБ

Аватар

20.02.2016 17:43
Почти дурак
ответить

Если турфирмы знакомят в феврале 2016 с новым в законодательстве ( последние нововведения были Правила утвержденные СМ в ноябрь 2014) и многие из туризма нашли массу нового, тогда вопрос: а как вы работали полтора года???  А сертификаты получают только те, кто акредитовывается в посольствах, больше они ни для чего в нашей стране не нужны! (И то это протянули госструктуры, как гарантию качества турфимы в нашей стране для посольств). А сказки о том, что туристы спрашивают про сертификаты, даже не знаю как комментировать, 15 лет работаю и ни от одного туриста ничего подобного не слышал. Про стандарты вообще смешно говорить, кому это надо и для чего?????? А значимость и важность для национального туризма нац агентства определяется совсем другим, впрочем, вам это, как всегда не интересно....

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах