От кризиса страдает российский рынок MICE-туризма

06.02.2015 - Новости для профи / Турбизнес

От кризиса страдает российский рынок MICE-туризма

Кризис не только оставил гостиницы в стране полупустыми, но и изменил тесно связанный с ними рынок бизнес-туризма. «Газета.Ru» выяснила, с какими проблемами столкнулся этот сегмент, а кто может в нынешней ситуации даже выиграть.

Из-за политической напряженности и экономических проблем качественные российские гостиницы теряют гостей, в результате прибыль отелей снижается на 7–15% в зависимости от города и ценовой категории. Например, в столице, как ранее писала «Газета.Ru», загрузка гостиниц сегмента Upper Upscale упала до 59%, а при тарифе в 10 тыс. руб. доходность на номер составляет всего 5,95 тыс. руб. В сегменте Upscale аналитики JLL отметили самое сильное снижение доходности номеров за год — на 14%, а заполняемость сократилась до 65%.

Гостиницы этих категорий часто расположены в центре, обладают хорошей инфраструктурой, а также предлагают полный спектр услуг. В основном здесь останавливаются как раз бизнес-туристы.

Отельеры не могут сократить убытки, повысив цены, так как иначе они и дальше будут терять клиентов. С одной стороны, стало меньше европейских и американских бизнес-туристов, с другой — российские компании стали экономней на фоне усугубления экономического кризиса в стране.

«Главная проблема отельеров в том, что продукты и «коммуналка» дорожают, зарплаты персоналу надо платить, а по возможности — индексировать, то есть расходы бизнеса растут, а цены на номера остаются на прежнем уровне, и поднять их пока нельзя», — говорит генеральный директор компании DigitalWill Сергей Скорбенко.

Эксперт считает, что отток деловых туристов будет более заметен через полгода, а больше всего в нынешней ситуации пострадают пятизвездочные и двузвездочные отели.

«Первые — потому что это стало очень дорого. Вторые — поскольку ориентированы на самый низший сегмент, эти люди просто перестанут ездить из-за кризиса, так как им экономить уже не на чем», — поясняет аналитик.

Ездившие в «пятерки», совершенно спокойно поедут в «четверку» или «четверку плюс» — не такой радикально плохой сервис, зато существенно дешевле, уверен он.

Экономия на мероприятиях

От кризиса страдают не только отели, в которых останавливаются бизнес-туристы, но и весь MICE-рынок. MICE (Meetings-Incentive-Conferences-Events) — это индустрия, которая включает в себя целый комплекс мероприятий, направленных на развитие и обучение персонала, а также взаимодействие с партнерами и клиентами компании. На московском MICE-рынке снижение спроса наблюдалось с самого начала прошлого года и было вызвано событиями на Украине.

«Падение MICE-рынка составило 5–20% по разным сегментам.

По мере ухудшения международных отношений было отмечено некоторое снижение иностранного туристического потока деловых туристов, однако в конце года оно было отчасти компенсировано некоторым притоком иностранцев из-за ослабления курса рубля», — говорит партнер компании Hospitality Income Consulting Наталия Розенблюм.

Российские компании пока не отказываются полностью от мероприятий для своих сотрудников и командировок, но практически единодушно взяли установку на сокращение расходов.

«Если раньше поездка продолжалась три дня, то сегодня она сокращается до двух дней или даже одного, может снижаться количество звезд при выборе отеля. Это нормальная история для кризисной ситуации», — добавляет Сергей Скорбенко.

Как рассказал директор по управлению сети Heliopark Hotels & Resorts Евгений Бугровский, групповые заказчики теперь ограничиваются только банкетом и проживанием. «Упал спрос на различные активности в загородных отелях, такие как тимбилдинг, игры в пейнтбол и прочие командообразующие или образовательные мероприятия», — говорит эксперт.

Также снизился интерес к аренде конференц-залов. По данным Hospitality Income Consulting, снижение количества мероприятий и конференций, проводимых в отелях, составляет от 10 до 40% в разных регионах.

Кто выиграет от кризиса

Выиграть от кризиса может Сочи — к нему проявляют интерес компании, привыкшие проводить мероприятия за рубежом, но теперь принявшие решение экономить на этой сфере.

«Теперь деловые мероприятия хотят проводить в Сочи. Сейчас там появилась хорошая инфраструктура, все 4–5-звездочные отели оснащены по последнему слову техники, есть все необходимое для проведения выездных мероприятий»,

 

— считает генеральный директор центра путешествий Pack Bag Елена Корнева.

В Сочи 2014 год стал успешным, несмотря на не самые позитивные прогнозы. Директор по продажам и управлению доходами по России и СНГ Azimut Hotels Андрей Смирнов напоминает, что эксперты отрасли прочили низкую загрузку после Олимпиады, тем не менее она превзошла даже самые смелые ожидания. «В четвертом квартале 2014 года также отмечено высокое количество бронирований ресторанов и конференц-залов. Многие корпоративные клиенты выбрали Сочи местом проведения MICE-мероприятий», — говорит эксперт.

Кризис может позитивно сказаться на развитии аэропортов как бизнес-хабов: можно долететь до Москвы или Санкт-Петербурга, поселиться в отеле рядом с аэропортом и здесь же проводить мероприятия.

Наиболее значимые российские аэропорты, развивая инфраструктуру, становятся полноценными бизнес-хабами, считают эксперты. «Качественные конференц-залы в отелях при аэропортах позволяют существенно экономить время и средства организаторов мероприятий и деловых туристов на передвижении в больших городах. Мы видим серьезную перспективу в этом сегменте», — говорит директор по продажам компании Carlson Rezidor по Восточной Европе Людмила Киселева.

 

Рубрики: Рынок

Страны: Россия


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах