В Беларуси будут разработаны новые правила реализации туров и оказания туристических услуг. Концепцию можно обсудить тут!

18.03.2014 - Новости для профи / Турбизнес

Автор: Екатерина АПАРИНА


В Беларуси будут разработаны новые правила реализации туров и оказания туристических услуг. Концепцию можно обсудить тут!

В Беларуси будут разработаны новые правила реализации туров и оказания туристических услуг. Именно такую задачу перед заинтересованными ведомствами еще в начале года поставил Совет Министров. На сегодняшний день в Министерстве спорта и туризма создается соответствующая рабочая группа, которая и будет работать над документом. Помимо государственных структур в нее должны войти представители Республиканского союза туристических организаций. Обсудить концепцию новых правил можно уже сейчас на портале TIO.BY.

Вообще, необходимость законодательно прописать ряд конкретных моментов, касающихся туристической деятельности, назрела уже давно. Вопросы обеспечения безопасности перевозок (история с пьяным водителем туристического автобуса), пребывания  туристов за рубежом (ограбление в греческом отеле), страхования туристов (случаи, когда туристы остаются бесправными, имея страховку российской компании), отражение в договорах полноты и достоверности  информации, предоставляемой туристу, правильность проведения соответствующих инструктажей, особенности организации поездок детей и учащейся молодежи (ежегодные форс-мажоры с детскими группами, следующими в Болгарию) – все эти проблемы не раз освещались на нашем сайте и в газете «Туризм и Отдых». К сожалению, найти ответ на вопрос «кто виноват?» (в том, что туриста обокрали в Барселоне, забыли в аэропорту или лишили багажа в автобусном туре) удавалось далеко не всегда. Перевозчик кивает на турфирму, турфирма на туроператора, туроператор на страховщика и далее по кругу. Планируется, что в новом документе нормы, определяющие характер отношений, возникающих между потребителями и субъектами хозяйствования, будут закреплены более четко.

Как подчеркивается в соответствующем письме Совмина, направленном в том числе и в РСТО, «отмена лицензирования туристической деятельности не самым лучшим образом отразилась на качестве туристических услуг, что выражается в пренебрежении туристическими фирмами прав и законных интересов туристов. В отдельных ситуациях некачественное оказание туристических услуг влечет причинение вреда имуществу туриста, а иногда даже его жизни и здоровью. Как показывает практика, туристические организации в большинстве случаев отказываются от добровольного удовлетворения требований туристов. Как следствие, дело доходит до суда. При этом у судов возникают сложности с разрешением гражданских дел в сфере туризма, так как туристические услуги имеют множество особенностей. Нередко суды обращаются в Минспорта за разъяснением отдельных вопросов в области туризма».

Как пояснил нашему порталу директор РСТО Валентин Цехмейстер, на подготовку нового документа отводится 6 месяцев: «Учитывая то, что по новому документу придется работать всем практикам туристического бизнеса Беларуси, мы должны максимально подробно проработать новый документ, чтобы в будущем не искать виновных в среде чиновников и избежать ситуаций, когда во всем виновата турфирма».  

Впрочем, помимо выяснения отношений в паре «турфирма – клиент», появление новых правил также связывают и с результатами многочисленных проверок сферы турбизнеса со стороны Госконтроля (в них, в частности, указывалось на непрозрачность финансовой деятельности ряда турфирм и уклонение от уплаты части налогов). Кроме этого, правовые изменения в сфере туризма продиктованы и необходимостью унифицировать законодательство Беларуси, России и Казахстана в рамках ЕЭП.

Республиканский союз туристических организаций на своем последнем заседании уже подготовил список лиц для вхождения в рабочую группу. Пока же мы приглашаем всех заинтересованных лиц высказаться по поводу проекта концепции Правил оказания туристических услуг, разработанного Министерством спорта и туризма.

 

Проект концепции Правил реализации туров и оказания туристических услуг

 

Тема 1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 9 января
2002 года № 90-З «О защите прав потребителей», основываются на Законе Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года № 326-З «О туризме».

1.2. Основные понятия и их определения в соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме», Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», действующими международными договорами.

 

Тема 2. Особенности оказания туристических услуг

2.1. Положение о типовой форме договора оказания туристических услуг (для целей настоящих Правил прописать определение понятия «типовая форма договора»).

Предлагается следующее определение: «типовая форма договора – форма договора, содержащая закрепленные в законодательстве существенные условия, присущие конкретному виду договора, и утверждаемая постановлением Совета Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. В типовой форме договора не допускается исключать какие-нибудь из его положений».

 

Справочно:

Пункт 4 статьи 396 Гражданского кодекса: в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Комментарий к статье 396: данное положение обусловлено как раз императивным характером норм, касающихся заключения и содержания публичных договоров, а также спецификой опосредуемых ими отношений: как правило, в эти отношения вовлекается массовый потребитель (покупатели, заказчики), что требует более весомых гарантий защиты их прав и законных интересов.

 

2.2. Порядок проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта:

порядок назначения лица, ответственного за проведение инструктажа;

доведение до туриста в обязательном порядке необходимого объема сведений, определяемых законодательством о туризме;

предоставление туристу актуальной и достоверной информации о туре, туроператоре, сформировавшем тур, принимающей стороне;

подпись туриста в договоре оказания туристических услуг после проведенного инструктажа.

Справочно:

По вопросам проведения инструктажа действует Инструкция о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 17.

Положения Инструкции при их включении в настоящие Правила приобретут более высокую юридическую силу.

 

Тема 3. Порядок заключения договора оказания туристических услуг

3.1. Особенности договора оказания туристических услуг (в соответствии со статьей 17 Закона «О туризме»).

 

Справочно:

По договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя по договору от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение третьими лицами обязательств по договору оказания туристических услуг.

 

3.2. Положение о согласовании сторонами всех существенных условий договора, возможности включения в договор дополнительных условий,
не противоречащих законодательству.

3.3. Проверка пригодности и действительности документов туристов.

3.4. Предоставление туристу платежных документов, а также документов, свидетельствующих о переводе денежных средств третьим лицам, призванным исполнить все или часть обязательств по договору оказания туристических услуг.

3.5. Оплата услуг в белорусских рублях, в иностранной валюте исключительно при наличии специального разрешения Национального банка.

 

Справочно:

Дополнительно к гражданско-правовым отношениям в сфере оказания туристических услуг могут применяться положения о подряде и бытовом подряде на основании статьи 737 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В частности, могут применяться положения о составлении акта выполненных работ.

 

3.6. Обязательное составление на каждый тур технологической карты маршрута в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

3.7. Положение об обязательном сопровождении оформленных иностранными контрагентами проездных и иных документов нотариально заверенным переводом на русский или белорусский язык, если только турист не выразил письменного желания на предоставление ему информации или документов на иностранном языке.

3.8. Срок хранения договора оказания туристических услуг.

Справочно:

В отношении договора оказания туристических услуг срок его хранения не установлен. В то же время по делам в сфере защиты прав потребителей закреплен общий срок исковой давности – три года. Законом «О защите прав потребителей» установлены следующие сроки: два года – для подачи претензии о некачественном оказании услуг, десять лет – для подачи претензии о возмещении вреда. Данные сроки применяются, если договором не установлен гарантийный срок.

 

Тема 31. Заключение электронного договора оказания туристических услуг; возможность составления электронных платежных документов

Справочно:

Статья 18 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 № 113-З
«Об электронном документе и электронной цифровой подписи» позволяет сторонам также заключать договор в электронном виде с обязательным сопровождением договора на бумажном или ином материальном носителе. Однако необходимо закрепить положение о том, что бумажный вариант договора должен препровождаться в день его заключения.

Статья 1 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»: электронный документ – документ в электронном виде
с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.

 

Тема 4. Права и обязанности сторон по договору оказания туристических услуг

В основе данного раздела типовая форма договора оказания туристических услуг, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2010 г. № 1431.

Справочно:

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2010 г. № 1431 утверждена типовая форма договора оказания туристических услуг. Типовая форма договора содержит раздел о правах и обязанностях исполнителя и о правах и обязанностях заказчика. Перечень прав и обязанностей обеих сторон договора не является исчерпывающим.

4.1. Права исполнителя

4.2. Обязанности исполнителя.

4.3. Права заказчика

4.4. Обязанности заказчика

Тема 5. Оказание туристических услуг лицам, не достигшим 18 лет

Справочно:

Дееспособность физических лиц наступает при достижении совершеннолетия (статья 20 Гражданского кодекса), за исключением случаев эмансипации (статья 26 Гражданского кодекса).

 

В связи с этим возникают следующие актуальные вопросы:

1. По моменту окончания учебного года, который длится с 1 сентября по 1 июня (пункт 2 статьи 158 Кодекса об образовании), кто вправе заключить договор оказания туристических услуг с туристической компанией (школа, учитель школы или же родители/иные законные представители) в отношении несовершеннолетних туристов.

2. В течение учебного года вправе ли школа выступить в качестве заказчика по договору оказания туристических услуг в отношении несовершеннолетних туристов.

Актуальность обозначенных вопросов вызвана тем, что, во-первых, лица, не достигшие 18 лет, по общему правилу не являются полностью дееспособными и могут заключить самостоятельно лишь те сделки, которые предусмотрены статьей 27 Гражданского кодекса. Прочие сделки либо совершаются данными лицами с письменного согласия своих законных представителей, либо законными представителями сделки от их имени. Во-вторых, возникает вопрос об ответственности за имущество, жизнь и здоровье несовершеннолетних лиц. Родители, как законные представители, отвечают за своих детей в любом случае. Их ответственность не прекращается даже при даче согласия на выезд детей за границу. Интересен вопрос о том, несет ли учитель школы как руководитель туристической группы ответственность за детей, особенно в тех случаях, когда тур запланирован на лето или собираются группы, состоящие из учеников нескольких школ.

В связи с этим возможны два варианта:

1. Родители от имени своего ребенка заключают договор оказания туристических услуг с указанием в Приложении 2 к договору, что услуги будут оказываться третьим лицам.

2. Родители выдают доверенность учителю школы/директору школы на заключение такого договора, равно как полномочия по представлению интересов несовершеннолетних туристов (в том числе по защите прав и законных интересов детей).

При оказании услуг туристам, не достигшим 18 лет, необходимо обязательное присутствие на маршруте педагога и медицинского сотрудника.

 

Тема 6. Вопросы перевозок:

6.1. Условие о багажной квитанции, предусмотренной соответствующими правилами перевозок, а также международными договорами (Варшавская конвенция 1929 года в редакции Гаагского протокола 1955 года, Конвенция СНГ об автомобильных перевозках 1997 года).

6.2. Ответственность перевозчика за сохранность багажа туриста, равно как возмещение ему убытков, вызванных утратой, порчей или недостачей багажа, а также обязанность перевозчика по обеспечению безопасности жизни и здоровья туриста.

6.3. Нормативное регулирование относительно медицинского заключения о допущении/недопущении туристов к воздушной или морской перевозке.

6.4. Отметка о возвратности в отношении авиабилетов.

 

Тема 7. Вопросы гостиничного обслуживания:

7.1. Вопросы хранения багажа туриста во время пребывания в гостинице.

7.2. Обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг.

7.3. Вопросы ответственности гостиницы.

7.4. Отсутствие оплаты  бронирования номеров (места в номере) в гостинице.

 

Тема 8. Экскурсионное обслуживание:

8.1. Вопросы аттестации гидов-переводчиков и экскурсоводов, наличия у них свидетельства и бэджа установленного образца.

8.2. Порядок ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков.

8.3. Оказание экскурсионных услуг при условии их включения в комплекс туристических услуг или посредством заключения договора экскурсионного обслуживания.

 

Тема 9. Страхование при оказании туристических услуг:

Возможность оказания туристам информационно-консультационных услуг по вопросам добровольного страхования имущества, жизни и здоровья туриста; заключение договора страхования по согласованию с туристом.

 

Справочно:

Данный вопрос особенно актуален при реализации туристическими организациями туров в потенциально нестабильные регионы мира (для целей настоящих Правил закрепить определение понятия «потенциально нестабильные регионы»), а также при отказе туриста от тура для возмещения штрафных санкций туроператору.

 

Для термина «потенциально нестабильный регион мира» предлагается следующее определение: «Под потенциально нестабильным регионом мира понимается страна временного пребывания (транзитного проезда), на территории которой на момент осуществления туристического путешествия действует обстоятельство непреодолимой силы, создающее обеим сторонам договора оказания туристических услуг препятствие для исполнения обязательств по договору».

 

Справочно:

В зарубежной практике (Франция, Греция, Португалия, Великобритания) туристическая деятельность невозможна при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности туристических компаний.

В связи с чем в рамках Рабочей группы вернуться к вопросу о возможности разработки Указа Президента Республики Беларусь
«О внесении изменений и дополнений в Указ Президента № 530» либо Указа Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности в сфере туризма».

 

Тема 10. Визовые вопросы:

10.1. Порядок оформления виз в страны Шенгенского пространства и иные страны, а также доведение до туриста сведений о странах, с которыми установлен безвизовый режим, о визовых/консульских сборах.

10.2. Положение об обязанности туристических организаций предупреждать о возможных сложностях с оформлением визы, а также
о переоформлении документов, удостоверяющих личность, в связи с переменой фамилии, имени, отчества, места жительства владельца документа, удостоверяющего личность.

 

Тема 11. Порядок внесения изменений и дополнений в договор оказания туристических услуг, порядок расторжения договора:

11.1. Обязанность заказчика по оплате исполнителю фактически понесенных расходов при отказе первого от тура (для целей настоящих Правил закрепить определение понятия «фактически понесенные расходы»).

Предлагается следующее определение: «Под фактически понесенными расходами понимаются расходы субъектов туристической деятельности, непосредственно связанные с реализацией тура (по отмене бронирования номеров в отеле, авиабилетов, расходы по трансферу, иные расходы)
и подтверждаемые документально».

11.2. Неправомерность взыскания с туриста штрафных санкций и упущенной выгоды за отказ от тура, равно как закрепление в договоре конкретных размеров санкций.

11.3. Возможность удержания с туриста определенной суммы в виде компенсации, если это предусмотрено международными договорами (например, Международной гостиничной конвенцией, закрепляющей сам институт компенсации за вынужденный отказ гостя от проживания
в гостинице, а также размеры компенсации в зависимости от сезонности тура).

11.4. Положение о праве заказчика требовать расторжения договора и возврата полной стоимости тура без выплаты исполнителю компенсации
в случае наступления в стране (месте) временного пребывания или в непосредственной близости от него обстоятельств непреодолимой силы, которые в значительной степени влияют на оказание услуг в стране пребывания.

11.5. Право заказчика требовать расторжения договора и возврата нереализованной части тура на любом этапе путешествия, если в стране (месте) временного пребывания присутствует обстоятельство непреодолимой силы.

 

Тема 12. Вопросы ответственности и разрешения споров

В основе данного раздела положения статей 16, 17 и 31 Закона «О защите прав потребителей».

12.1. Право туриста подать претензию туристической организации с требованиями, связанными с некачественным оказанием услуг, в течение гарантийного срока или двух лет (если таковой не установлен); в течение десяти лет – при причинении вреда некачественным оказанием услуг.

12.2. Положение о ничтожности условий договора, ограничивающих сроки для подачи туристами соответствующих претензий.

12.3. Разрешение споров, связанных с некачественным оказанием услуг, а также причинением вреда в связи с некачественным оказанием услуг в судах общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства в соответствии с законодательством Республики Беларусь в случае недостижения сторонами согласия.

*К обсуждению данной концепции приглашаются как туристические организации, так и потребители туруслуг!

Рубрики: Законодательство Обсуждение Общественные Объединения

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

12.03.2014 15:37
Julia1
ответить

Только еще небольшая просьба. Не забудьте также прописть отношения между оператором и агентом. И также создать "типовой договор". Кроме того, нужно обязательно заставить операторов - нерезидентов подписывать договора созданные белорусскими законниками. И отель в Греции также нужно заставить поставить личную подпись, что он точно прошел инструктаж, и сделает все возможное для обеспечения сохранности багажа, вещей и прочего.... И личная "виза" директора транспортного предприятия, что он никоим образом не подведет, и не поставит на рейс пьяного водителя. И вообще все водители должны закодироваться на время рейса, поклясться на библии, что они не выпьют, что пилот управляющий самолетом, будет вести его по всем правилам, и не приведет воздушное судно к гибели. А также с конечного потребителя - туриста нужно взять торжественное обещание, что он нивкоем случае не напьется в самолете, не забудет в аэропорту, гостинице - вещи, ребенка, тещу.   Господа, давайте все таки не считать турагентов "сволочами" которые только пытаются нажиться на "простых смертных". И коль уже вы вынесли на обсуждение вопрос касаемо туризма, то "оглядеть" его со всех сторон, а не однобоко. Учитывая права и обязанности - двух сторон, и даже трех. И "уберегая" агента от "туристов- профессионалов".

12.03.2014 16:44
aparina
ответить

Так о том и речь! Не всегда во всем виновата турфирма, "не обеспечившая безопасность". Все нюансы должны быть учтены

Аватар

12.03.2014 23:08
Концевой Александр
ответить

Простите за наивность комментариев и вопросов (опыт мал)

3.3. Проверка пригодности и действительности документов туристов

– с этим вопросом нужно быть осторожным, как бы потом турфирмам не пришлось отвечать за действия консульских служб иностранных государств и погранкомитетов.

3.4. Предоставление туристу платежных документов, а также документов, свидетельствующих о переводе денежных средств третьим лицам, призванным исполнить все или часть обязательств по договору оказания туристических услуг

– а как же коммерческая тайна?

3.6. Обязательное составление на каждый тур технологической карты маршрута в соответствии с техническими нормативными правовыми актами

– это уж точно обеспечит качество оказанных услуг : ). «Гладко было на бумаге да забыли про овраги», кажется это актуально и для туризма.

Тема 5. Оказание туристических услуг лицам, не достигшим 18 лет:

– сложный юридический вопрос, хотелось бы больше вариантов.

2. В течение учебного года вправе ли школа выступить в качестве заказчика по договору оказания туристических услуг в отношении несовершеннолетних туристов

– хотелось бы сразу уточнить, если школа Заказчик, существует ли механизм оформления школой взносов от школьников, что бы потом школа оплатила поездку. И нужно ли это школе?

В связи с этим возможны два варианта:

1. Родители от имени своего ребенка заключают договор оказания туристических услуг с указанием в Приложении 2 к договору, что услуги будут оказываться третьим лицам.

– представляю, какие очереди в мае будут в фирмах плотно работающими со школами : ).

2. Родители выдают доверенность учителю школы/директору школы на заключение такого договора, равно как полномочия по представлению интересов несовершеннолетних туристов (в том числе по защите прав и законных интересов детей)

– нотариусы озолотятся.

При оказании услуг туристам, не достигшим 18 лет, необходимо обязательное присутствие на маршруте педагога и медицинского сотрудника

– где столько медиков взять.

Тема 8. Экскурсионное обслуживание:

8.3. Оказание экскурсионных услуг при условии их включения в комплекс туристических услуг или посредством заключения договора экскурсионного обслуживания.

– хотелось бы разделить туроператоров занимающихся пляжным отдыхом (бронирование чартеров, отелей, трансферов и пр.) и туроператоров занимающихся экскурсионной деятельностью с оказанием комплекса туристических услуг в родной РБ. Хотя бы по объёмам выручки, а то объёмы разные, риски разные, а ответственность что у одних и других одинаковая, а еще и взносы по страхованию гражданской ответственности одинаковые будут (надеюсь их не будет вообще).

Тема 9. Страхование при оказании туристических услуг:

– есть шанс в обязательном порядке опосредовано через «Белгосстрах» пополнить бюджет :), очень не хотелось бы, но все же если этого не миновать, просьба учесть реальные риски по каждому конкретному виду тура,  а также разделить ответственность  для туроператоров и агентов. Ещё в этом вопросе не стоит забывать, что не все занимаются пляжным отдыхом, но существует и приём в родной Беларуси.

И в заключении еще раз: «Простите за наивность вопросов и комментариев (опыт мал)», описывал первые впечатления.

P.S.  Julia1 - молодец.

Аватар

14.03.2014 10:28
Julia1
ответить

Уважаемые коллеги! Презываю всех принять участие в обсуждении данного проекта. Иначе все сведется к тому, что за нас все решат, а нам останется лишь ругать вновь принятый закон. По которому нам с вами придется работать.

14.03.2014 11:45
Incoming2
ответить

Концепция конечно интересная - "свежая". Вот только снова непонятно, есть ли в ней место для вопросов с реализацией туруслуг, например, иностранным туристам. Я так понимаю, что в наших регулирующих органах до сих пор существует мнение, что все документы и правила, которые можно применить к реализации туров беларусам, при отправке за рубеж, вполне подходят и для приема иностранных туристов?

У меня вопрос? Должны ли эти правила стимулировать качество и повышение сервиса предоставления услуг? Заставлять компании использовать современные технологии маркетинга и реализации,  сокращать издержки "производства" и повышать его эффективность, что, в конечном итоге, приводило бы к наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов,  увеличению прибыли  и, соответственно, отчислениям налогов государству?

Либо это просто очередная попытка отреагировать на законодательном уровне на возникшие частные форс-мажорные случаи во время поездок  наших граждан в разные экзотические незнакомые страны?

Аватар

15.03.2014 19:11
turbus.by
ответить

Увы, это действительно напоминает попытку "...отреагировать на законодательном уровне на возникшие частные форс-мажорные случаи во время поездок..." ((с)Incoming2). Возможно стоит внимательнее изучить причины, которые привели к необходимости появления подобного регламента и внести предложения о дополнении законодательных актов регулирующих сферы деятельности смежных турфирме контрагентов?
Излишняя зарегулированность отпугнет от туризма гораздо сильнее, чем создаст условия для появления профессионалов. 

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах