<p>По данным Ассоциации туроператоров России, около пятидесяти человек могут обратиться за компенсацией забронированных туров в обанкротившуюся фирму «Вокруг света».</p>

В конце июня еще один российский туроператор объявил о своем банкротстве. Из-за невозможности выполнения финансовых обязательств перед туристами свою деятельность приостановила фирма «Вокруг света». Ответственность этого туроператора застрахована на 30 млн рублей в компании «АльфаСтрахование». Этой суммы должно хватить для того, чтобы компенсировать затраты клиентов.

В интервью МТРК «Мир» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТР) Майя Ломидзе рассказала, почему разорилась компания «Вокруг света», и какова ситуация на туристическом рынке сегодня.

- Что послужило причиной банкротства «Вокруг света»?

М.Л.: Основные направления, которыми занималась компания - это страны Юго-Восточной Азии, исключая Тайланд, то есть не массовые, с точки зрения туризма, страны. В настоящий момент на эти направления очень низкий спрос. Компания попыталась выйти на греческий рынок. Но это очень высококонкурентная область, турфирма не справилась с ее требованиями и проиграла в борьбе с крупными операторами, что было закономерно.

Так или иначе, в сложившейся ситаации руководство фирмы «Вокруг света» повело себя очень порядочно. У нас есть положительные отзывы и от партнеров, и от клиентов. Они не стали доводить ситуацию до критической точки, затягивать с объявлением банкротства, брать дополнительные кредитные обязательства. Все это говорит о том, что компания ответственно и открыто подходила к ведению бизнеса.

- Что в сложившейся ситуации делать клиентам этой разорившейся фирмы?

М.Л.: Руководство «Вокруг света» не скрывается, они на связи: отвечают на вопросы и комментируют ситуацию. На сайте компании вывешен перечень документов, которые клиенты должны предоставить страховой компании, чтобы получить компенсацию. Выплаты осуществляет ОАО «Альфа Страхование». На сегодняшний день, по информации, озвученной самой компанией, речь идет о 50-ти туристах, которым должна быть выплачена компенсация. Даже если эта цифра будет скорректирована в сторону увеличения, суммы страховки будет достаточно, чтобы выплатить компенсацию всем. 30 млн рублей (сумма покрытия) вполне хватит, чтобы компенсировать затраты клиентов «Вокруг света».

100 человек уже находятся на отдыхе. Они не могут претендовать на компенсацию, поскольку туристические услуги им уже предоставлены. Эти туристы вернутся домой по оплаченным билетам.

- Поможет ли дополнительное страхование другим туристическим фирмам избежать ситуации аналогичной той, в которую попала «Вокруг света»?

М.Л.: Нет, не поможет. Оно только увеличит сумму выплат клиентам. Теперь сумма, выплачиваемая в случае страхового случая, будет более приближена к стоимости тура, поскольку, когда количество туристов очень большое, страховой гарантии просто не хватало на всех. Таким образом, дополнительное страхование было введено, чтобы выплачивать туристам компенсацию в размере стоимости тура.

Изменения вступили в силу 5 мая, но подавляющему большинству операторов, согласно новому закону, застраховываться не нужно. Дострахование коснулось только очень крупных компаний.

- Будет ли государство вовлечено в ситуацию с «Вокруг света», подобно тому, как это было в случае с обанкротившейся компанией «Ланта-тур»

М.Л.: Государство ничего не возмещало в ситуации с банкротством компании «Ланта-тур». Вмешательство касалось исключительно тех ситуаций, когда наших граждан за границей стали выселять из гостиниц и просить оплатить тур еще раз. «ВТБ» с подачи государства вмешался в ситуацию, чтобы у людей не вымогали деньги. Никаких предпосылок к государственному участию в ситуацией с «Вокруг света» нет.

- Прогнозируете ли вы похожие случаи банкротства туристических фирм этим летом? Можно ли говорить о негативной тенденции в туристическом бизнесе?

М.Л.: Банкротство «Вокруг света» связано только с непопулярными направлениями, которыми занималась эта компания. «Вокруг света» - микрооператор, он существует всего два года. У фирмы недиверсифицированный бизнес, и, естественно, она зависела от тех направлений, на которых специализировалась. Никакой закономерности в отношении другихм операторов мы из этого обстоятельства выводить не можем. В России ситуация на туристическом рынке стабильна.

- Если турист сотрудничает с российской компанией, то в экстренных случаях он может обратиться за компенсацией в страховую компанию или суд. Что делать людям, которым не предоставили услуги иностранные туристические или авиакомпании?

М.Л.: В каждой ситуации надо разбираться индивидуально. Насколько я знаю, российские клиенты практически не защищены во взаимодействиях с иностранными компаниями. У нас нет четкого законодательства в этой сфере.
Можно подать в суд по месту жительства. По идее, представители компании должны будут приехать и разобраться во всем на месте. Но, надо признаться, что это абсолютно фантастическая ситуация.