https://www.traditionrolex.com/8
<div class="bLead"><span id="ctl00_ctl00_ctl00_ContentPlaceHolder1_ContentPlaceHolder1_FirstColumn_A_ctl01_lblLead">Термин «танатотуризм» происходит от Танатос – олицетворения смерти в греческой мифологии, и туризма. Танатотуризм определяется как туризм, ориентированный на места, связанные со смертью. Это могут быть кладбища, поля битв, где погибло множество людей, места смерти известных личностей или места, где произошла какая-то катастрофа, такие как Чернобыль, Катынь или Смоленск</span></div>

Термин «танатотуризм» происходит от Танатос – олицетворения смерти в греческой мифологии, и туризма. Танатотуризм определяется как туризм, ориентированный на места, связанные со смертью. Это могут быть кладбища, поля битв, где погибло множество людей, места смерти известных личностей или места, где произошла какая-то катастрофа, такие как Чернобыль, Катынь или Смоленск, сообщает Polskie Radio S.A.

Что притягивает туристов на места смерти?

Об этом нам рассказывает социолог Ягеллонского университета в Кракове Малгожата Завила.

– В зависимости от того, что это за место – кладбище, поле битвы или места, связанные с мученичеством, причины могут быть разные. В случае кладбища это интерес к архитектуре, ностальгия и желание побыть в месте, где нет шума. Это такое место, в котором мы можем выйти за рамки нашей действительности, но  которое также является носителем нашей общественной и культурной памяти, которое восстанавливает и поддерживает наше самосознание. Кроме того, кладбища говорят о том, что земля нас носит не случайно. Они показывают продолжение истории, свидетельствуют о том, что у нас есть предки и будут потомки. В свою очередь поля битв отображают продолжение истории народа.

– А люди не боятся ходить в такие места? Что с чувством страха, которое могут вызывать, например, кладбища?

– Есть много шуток о страшных историях, есть фильмы ужасов, действие которых происходят на кладбище. Все это несет элемент опасности, это своего рода игра с формой. Но я думаю, что, пребывая на кладбищах или местах памяти, таких как, например, Аушвитц, мы скорее не боимся, а наоборот, такие места нас склоняют больше к размышлению, чем вызывают страх.

– Скажите, есть ли в Польше специальное движение танатотуристов?

– Я думаю,что сложно говорить о специфической группе, которая занимается танатотуризмом и только исключительно этим видом туризма. Зачастую это происходит при случае. Но есть и другие примеры. Посещение поляками кладбищ: Росса в Вильнюсе, где в могиле матери Юзефа Пилсудского похоронено его сердце, или Лычаковского с могилами польских орлят, боровшихся за оборону Львова в двадцатые года XX века, является важным с точки зрения национального самосознания. Точно так же с полем битвы при Монте-Кассино. Так что сложно говорить о какой-то сцециальной группе. В категории танатотуризма можно рассматривать также, например, паломничество в Израиль. Ведь пройти Крестный путь, путь скорби по Виа Долороза, улице в Старом городе Иерусалима, по которой пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия, – это увековечение памяти о смерти и тоже элемент танатотуризма.

– А вы слышали о том, что в Варшаве стал модным еврейский обычай – оставлять записки с пожеланиями и класть их под камнем на мацевах? Получается, что люди, посещающие кладбище, перенимают также обычаи данной культуры.

– Нет, я об этом не слышала, но разные обычаи, традиции и культурные элементы меняются. Два года назад я была на необыкновенном кладбище в Неймегене, в Голландии. Оно расположено в лесу. И там покойным пишутся письма. Дети или внуки умерших оставляют на могилах свои письма или рисунки. У меня сложилось такое впечатление, что контакт с умершими там был абсолютно живой и индивидуальный. К популярным среди туристов кладбищам относится, конечно же, Пер-Лашез в Париже, но в последнее время все более известным становится т. н. «Веселое кладбище» в небольшой деревне Сапинта в Румынии, неподалеку от украинской границы. Оно славится своими надгробиями в форме голубых деревянных крестов с рисунками, на которых, например, земледелец представлен как пасущий коров или собирающий урожай, а внизу написана история из жизни умершего, как правило, очень смешная. Кладбище внесено в Список охраняемых объектов ЮНЕСКО, и оно привлекает множество туристов. Там даже можно купить информационные материалы об этом кладбище на всех языках мира.

– В завершение я хотела бы спросить об отношении людей к такого рода туристам, которые посещают места смерти. Одобряется ли такое поведение?

– Я думаю, что это абсолютно одобряется. Конечно, сам термин «танатотуризм» не популярен и мало известен, но на самом деле каждый турист, т е. каждый из нас, когда-то был танатотуристом. В Польше практически в каждой школе организуется экскурсия в Аушвитц. В Кракове это очень распространено. Так что каждый из нас занимался танатотуризмом, только не знает об этом.

Так говорит социолог из Ягеллонского университета в Кракове Малгожата Завила, а мы добавим,что в Польше для желающих приехать сюда танатотуристов найдется много интересных объектов.

Сандра Ужуле-Фонс

https://www.traditionrolex.com/8