<p>Когда западные туристы пытаются выбрать маршрут для путешествий, они редко вспоминают о Москве. Сложный процесс оформления визы, в ходе которого требуется приглашение от туристической компании, частного или юридического лица, а также тот факт, что Москва – это довольно дорогой город, где у туристов, не владеющих русским языком, могут возникнуть сложности, приводят к тому, что большинство гостей с Запада приезжают сюда либо в командировку, либо с туристической группой</p>

Когда западные туристы пытаются выбрать маршрут для путешествий, они редко вспоминают о Москве. Сложный процесс оформления визы, в ходе которого требуется приглашение от туристической компании, частного или юридического лица, а также тот факт, что Москва – это довольно дорогой город, где у туристов, не владеющих русским языком, могут возникнуть сложности, приводят к тому, что большинство гостей с Запада приезжают сюда либо в командировку, либо с туристической группой, сообщает Inosmi.ru со ссылкой на The Wall Street Journal (США).

«Для западных туристов Россия до сих пор остается одной из самых чужих стран, – говорит Сергей Миллиан, президент Российско-американской торговой палаты в Нью-Йорке. – Если вы приезжаете туда без гида и не зная русского языка, скорее всего вам будет очень трудно сориентироваться».

Но эта ситуация, возможно, уже начала меняться. В марте Московский комитет по туризму запустил официальный туристический сайт (en.travel2moscow.com), главная задача которого заключается в том, чтобы решить самую острую проблему для туристов – лишь немногие гости города знают, куда можно пойти в Москве. На этом правительственном сайте на английском, немецком и русском языках представлена общая информация, касающаяся посещения столицы, а также подробная информация об огромном множестве туристических достопримечательностей – от Кремля и до «Вивачелло», международного фестиваля виолончелистов.

Этот сайт присоединился к небольшой группе онлайн-ресурсов, ориентированных на англоязычных посетителей, таких как Waytorussia.net и WowMoscow.net, которые тоже были запущены в марте. Частный туристический портал WowMoscow, который изображает Москву как отличное место для туристов, был основан 32-летним Александром Першиковым, 29-летним Александром Саповым и 43-летним Андреем Хазиным. Главная задача сайта заключается в том, чтобы помочь иностранным туристам – особенно, но не исключительно с Запада – насладиться прелестью Москвы самостоятельно. На сайте можно найти различные приложения, карты и списки модных клубов, ресторанов и галерей, а также на нем предлагается целый ряд услуг, в том числе помощь в оформлении визы и бронировании отеля.

Основатели этого сайта, работающие на московский продюсерский центр Kremlin Multimedia, который финансирует сайт, признают, что на рынке наблюдается нехватка исчерпывающих англоязычных ресурсов, которые могли бы помочь туристам избежать необходимости покупки комплексного тура. «Еще два года назад у нас не было ничего», – говорит г-н Першиков. Когда трое основателей сайта проверили размеры московского туристического рынка, они обнаружили, что он гораздо меньше, чем они ожидали. Тем не менее в этом они увидели большие возможности. «У Москвы нет бренда», – добавил г-н Першиков.

Хелен Ллойд (Helene Lloyd), директор TMI Consultancy, лондонской коммуникационной компании, работающей в Москве, утверждает, что Россия, как и многие другие государства бывшего коммунистического блока, до сих пор отстает от других стран в таких вопросах как брендинг. «Только в последние несколько лет Москва начала осознавать свой туристический потенциал, – говорит она. – Это очень богатый город, но он скорее похож на Лондон или Париж, которые не слишком заинтересованы в туристах».

Алексей Волов, руководитель отдела продаж и маркетинга отеля InterContinental Moscow Tverskaya Hotel и член консультативного совета департамента туризма города Москвы, считает, что подобные инициативы помогают городу развиваться. «Конкуренция заставит официальный портал развиваться быстрее и действовать более агрессивно, – пишет он в своем электронном письме, – и в конечном счете, чтобы Москва смогла занять прочные позиции на международном туристическом рынке, ей необходимо именно это».

Вдохновленные такими кампаниями как I amsterdam (сайт WowMoscow очень напоминает сайт этой кампании) и I Love New York, создатели WowMoscow считают, что их задача отчасти заключается в том, чтобы поместить столицу в современный контекст. «Мы новое поколение, – говорит представитель компании г-жа Ахмадуллина. – Мы много путешествуем, нас не удовлетворяет образ нашей страны, сформировавшийся за рубежом, или образ нашего города. Мы хотим сказать: она не такая страшная, как вы думаете. У нас есть великая культура, а наш город по-настоящему удивительный».

На сайте представлена информация о маршрутах пеших прогулок, загородных поездках и различных мероприятиях, таких как «Велоночь» – велосипедная ночная  прогулка по местам архитектурных достопримечательностей, ради которой раз в год в мае в Москве перекрывается дорожное движение на некоторых улицах. В этом году специально для «Велоночи» WowMoscow наняла переводчика и предоставила туристам наушники, чтобы иностранцы тоже могли принять участие в этой поездке. «Нельзя оставлять в стороне людей только потому, что они не говорят по-русски, – утверждает г-жа Земскова, руководитель проектов WowMoscow. – Мы хотим сделать подобные мероприятия более доступными».

Помимо сайта, компания WowMoscow запустила еще несколько проектов, в том числе проект бесплатного посещения музеев, который стартует в декабре, а также проект под названием WowLocal. «В городе действует проект, в рамках которого волонтеры приходят на Арбат или на Красную площадь – главные достопримечательности города, – говорит организатор проекта Ирина Трипапина. – Они стоят на своих местах, выискивают взглядом заблудившихся туристов и дают им карту. Я подумала, что нам нужно больше волонтеров и что они должны работать по всей Москве».

В сентябре компания WowMoscow проводила занятия по английскому языку на свежем воздухе в парке Горького для москвичей-волонтеров, которые после сдачи короткого письменного теста получали футболку с надписью Ask Me I'm Local («спросите меня, я местный»). Идея заключалась в том, чтобы волонтеры могли раздавать карты, где бы они ни находились. Пока на компанию WowMoscow работают 500 волонтеров, и большинству из них немногим больше 20 лет. Один из них, 27-летний Михаил Новиков, надевал эту футболку поверх классической рубашки во время обеденного перерыва. «Мне нравится английский. Я люблю свою страну. Я люблю Москву. Мне нравятся иностранцы, и я люблю с ними разговаривать, – говорит он. – И, разумеется, очень часто бывает так, что им нужна помощь от незнакомых людей на улице».

Салли Макгрейн