<p>Иметь собственный музей для компании с мировым именем становится в наши дни делом корпоративной чести и престижа, что неудивительно: подобные объекты позволяют укреплять отношения с постоянными клиентами и привлекать новых. В большинство корпоративных музеев вход свободный. Вдобавок они служат мощными рекламными и PR-площадками. Их экспозиции зачастую рассказывают не просто об истории компании, а о становлении той или иной индустрии как таковой, будь то компьютерная, нефтяная, пивоваренная или какая-либо другая</p>

Первый коммерческий микропроцессор, зажигалки-«ветераны», история лондонской Гильдии часовщиков и многое другое в экспозициях при частных компаниях

Иметь собственный музей для компании с мировым именем становится в наши дни делом корпоративной чести и престижа, что неудивительно: подобные объекты позволяют укреплять отношения с постоянными клиентами и привлекать новых. В большинство корпоративных музеев вход свободный. Вдобавок они служат мощными рекламными и PR-площадками. Их экспозиции зачастую рассказывают не просто об истории компании, а о становлении той или иной индустрии как таковой, будь то компьютерная, нефтяная, пивоваренная или какая-либо другая.

Forbes выбрал 10 самых интересных корпоративных музеев, в которых стоит побывать.

1. Музей Intel (США, Калифорния, Санта-Клара)

Как найти: Intel Museum, 2200 Mission College Boulevard, Santa Clara

Режим работы: понедельник–пятница 9.00–18.00, суббота 10.00–17.00; закрыт по воскресеньям и в дни национальных праздников

Плата за вход: отсутствует, но требуется предварительное согласование визита

Корпорация Intel стояла у истоков компьютерной революции: первому в мире коммерчески доступному микропроцессору Intel 4004, разработанному компанией, в 2011 году исполнилось 40 лет. В истории этой фирмы было множество подобных революционных разработок и идей, благодаря которым мы живем в том мире, в котором живем. И почти обо всех из них (некоторые создавались по заказу Пентагона и засекречены до сих пор) можно узнать в музее корпорации, что впервые открыл свои двери в 1992 году. А спустя семь лет его выставочная площадь была расширена до 900 с лишним кв. м. Музей постоянно модернизируется: в нем размещены интерактивные стенды и панели, которые будут интересны и взрослым, и детям — последним в особенности.

2. Первый ресторан McDonald's (США, Иллинойс, Дес-Плейнс)

Как найти: McDonald's #1 Store Museum, 400 N. Lee Street

Режим работы: открыт в летний сезон с конца мая (со Дня памяти) по начало сентября (до Дня труда)

Плата за вход: отсутствует

2

В 1955 году в Дес-Плейнсе открылся первый ресторан «МакДоналдс», созданный уже не небольшой фирмой, а корпорацией под руководством Рея Крока. За год до этого Крок приобрел у братьев МакДоналдов право быть эксклюзивным агентом по франчайзингу. Поэтому неудивительно, что главный корпоративный музей был создан именно в Дес-Плейнсе. В нем полностью воссоздана обстановка фирменного заведения 1955 года: аутентичное оборудование для приготовления пищи и разлива напитков, дизайн помещений и одежда «сотрудников», в роли которых выступают манекены. К сожалению, на этом все изюминки данного музея заканчиваются, да и работает он только в летний сезон. В 2007 году компания открыла новый музей, посвященный ее самому известному бургеру — Биг Маку.

3. Музей лондонской Гильдии часовщиков (Англия, Лондон)

Как найти: The Clockmakers’ Museum, Guildhall Library, Aldermanbury, London EC2V 7HH

Режим работы: понедельник–суббота 9.30–16.45, закрыт по воскресеньям и в дни национальных праздников

Плата за вход: отсутствует

0303CTH9RE

История Гильдии часовщиков Лондона восходит к периоду первоначального накопления капитала: она была основана в 1631 году во время правления Карла I Стюарта. Ее продукцию закупала элита английского общества, Королевский флот и различные государственные ведомства. В 1813 году при гильдии было решено организовать библиотеку, которая была призвана собирать все наиболее ценные документы, связанные с производством часов на территории Соединенного Королевства. Эта дата считается годом создания музея и библиотеки Гильдии часовщиков — старейшего корпоративного музея в мире. Уже в 1814 году к манускриптам прибавились и лучшие работы часовых мастеров. В наши дни коллекция часов музея уступает лишь аналогичному собранию Гринвичской обсерватории.

4. Музей истории Zippo (Брадфорт, штат Пенсильвания, США)

Как найти: Zippo-Case Museum, 1932 Zippo Drive

Режим работы: понедельник–суббота 9.00–17.00, воскресенье 11.00–16.00, закрыт в некоторые из национальных праздников

Плата за вход: отсутствует

Компания «Зиппо» была основана в самый разгар Великой депрессии — в 1932 году. Не у всех тогда была возможность купить зажигалку за $1,95. Но ее появление на рынке можно сравнить с появлением iPhone в наши дни: производство и продажи росли в арифметической прогрессии. А с началом Второй мировой войны у «Зиппо» появился самый важный и постоянный клиент — Вооруженные силы США закупали зажигалки для всех родов войск. Образ «бравого» американского солдата, прикуривающего от изделия именно этой фирмы, прочно вошел в историю и массовую культуру. Военные экземпляры «Зиппо» занимают свои заслуженно почетные места в корпоративном музее компании.

5. Гостевой центр Microsoft (США, Вашингтон, Редмонд)

Как найти: Microsoft Visitor Center, 15010 NE 36th Street, Microsoft Campus, Building 92, Redmond

Режим работы: понедельник–пятница 9.00–17.00, закрыт по выходным дням и  национальным праздникам

Плата за вход: отсутствует, но желательно согласовать посещение заранее

История корпорации Microsoft и ее основателя Билла Гейтса известна даже среди людей совсем далеких от IT-тематики, ведь она стала символом воплощения американской мечты и технологического прогресса. Цель посетительского центра при компании — рассказать о ней, о продукции, выпускавшейся в разное время, о ценностях фирмы. С точки зрения оформления экспозиции центр напоминает аналогичный объект корпорации Intel: современный дизайн помещений и максимальная интерактивность. 

6. Музей Guinness (Ирландия, Дублин)

Как найти: Guinness storehouse, St James's Gate, Dublin 8

Режим работы: ежедневно 9.30–17.00, закрыт в дни национальных праздников

Плата за вход: взрослые — €16,5, студенты старше 18 лет и пожилые — €13, студенты до 18 лет — €10,5, дети от 6 до 12 лет — €6,5, семья — €40

и

У ирландцев весьма трепетное отношение к пиву, и музей «Гиннесса» яркое тому доказательство. Его создатели подошли к дизайну и организации экспозиции со всей возможной серьезностью. Открытие музея в 2000 году произвело фурор: посетителей внутри ждали атриум, различные ультрасовременные инсталляции на тему пива и, конечно, не менее захватывающий бар с панорамным видом на Дублин. Музей разместился не где-нибудь, а в старом здании пивоваренной фабрики постройки 1902 года. Оно пустовало много лет, и организация в нем музея фактически спасла его от сноса. Сегодня музей пива «Гиннесс» стал популярным местом среди туристов, приезжающих в ирландскую столицу, даже несмотря на довольно высокую плату за вход. В свое время его удостоила своим посещением даже королева Елизавета II (на фото).

7. Гостевой центр Hallmark (США, Миссури, Канзас-Сити)

Как найти: Hallmark Visitors' Center, Crown Center Complex, 2501 McGee, Kansas City

Режим работы: понедельник–пятница 10.00–16.30, суббота 9.30–16.30, закрыт по воскресеньям и в дни национальных праздников

Плата за вход: отсутствует

Можно ли делать успешный транснациональный бизнес на поздравительных открытках и подарках? Более чем вековой опыт компании Hallmark доказывает, что можно. В 1910 году молодой предприниматель Джойс Холл начал свой бизнес с коробки из-под обуви, доверху набитой поздравительными открытками. С нее-то и началась история Hallmark. Какие только выдающиеся художники и иллюстраторы ни участвовали в создании открыток для этой компании! Среди них были такие гении прошлого века, как Сальвадор Дали, Саул Стейнберг и Норман Роквелл. Их работы занимают почетные места в посетительском центре, созданном для сохранения культурного наследия фирмы и привлечения внимания публики к нему.

8. Музей Phillips 66 Petroleum Company (США, Оклахома, Бартлесвилль)

Как найти: Phillips 66 Petroleum Company Museum, 410 Keeler, Bartlesville

Режим работы: понедельник–суббота 10.00–16.00, закрыт по воскресеньям и в дни национальных праздников

Плата за вход: отсутствует

Компания «Филипс петролеум» была основана в 1917 году, а через 90 лет был открыт ее корпоративный музей. В нем во всех деталях рассказывается о порой весьма непростой истории становления и развития этого нефтегазового гиганта, в которой было все: от судебных процессов до слияний и поглощений. Так, всего за пять лет до создания музея произошло слияние «Филипс петролеум» с корпорацией «Коноко» и образование компании «КонокоФилипс», а в 2012 году от нее отделилось подразделение, ставшее независимой фирмой, — «Филипс 66». Наибольший интерес в экспозиции музея представляют материалы, рассказывающие о геологоразведке на территории США, о создании самых первых автозаправочных станций и разработке авиационного топлива для первых аэропланов.

9. Музей пива Sapporo (Япония, Хоккайдо, Саппоро)

Как найти: Sapporo Beer Museum, North 7, East 9,Higashi-ku, Sapporo

Режим работы: вторник–воскресенье 9.00–18.00, закрыт по понедельникам и в дни национальных праздников

Плата за вход: отсутствует

Пиво появилось в Стране восходящего солнца относительно недавно — в начале эпохи Мейдзи (1868–1912). Тогда Японию наводнили иностранные специалисты, нанятые правительством для проведения  реформ, и не без их участия были построены первые на Хоккайдо и первые в стране пивоварни. Причем создавались они зачастую за правительственный счет — так, пивоваренная компания в Саппоро изначально тоже принадлежала государству. В 1886 году, спустя десять лет с момента основания, она была приватизирована, а ровно через четыре года был построен завод, в котором в наши дни размещается корпоративный музей фирмы. Он открылся в 1987 году, и его экспозиция рассказывает не только об истории корпорации, но и о становлении пивоваренной промышленности в стране.

10. Музей Coca-Cola (США, Джорджия, Атланта)

Как найти: The World of Coca-Cola, 121 Baker Street NW, Atlanta

Режим работы: ежедневно 10.00–18.30, закрыт в Рождество и День благодарения

Плата за вход: взрослые (13–64 года) — $16, пожилые (с 64 лет) — $14, дети 3–12 лет — $12

к

Изначально музей, посвященный кока-коле, располагался в пригороде Атланты. Он был открыт в 1991 году и проработал 16 лет, за это время его успело посетить более 9 млн человек. Но со временем музей потребовал нового здания и модернизации экспозиции и в 2007 году обрел новый дом — им стал ультрасовременный комплекс в Пембертон-плейс. К прежним экспонатам прибавились интерактивные панели и аттракционы, самым популярным из которых можно назвать так называемое «Хранилище секретной формулы» — огромный банковский сейф, внутри которого лежит таинственная формула кока-колы. Также успехом пользуется Галерея поп-культуры: в ней выставлены работы Энди Уорхола, Говарда Финстера и других художников, созданные «под влиянием» напитка.

Павел Соколов