https://www.traditionrolex.com/8
<div>
<p>Тем, кого останавливает высокая стоимость отдыха на российских курортах, туроператоры предлагают отправиться в соседнюю Беларусь, где медицина сохранила лучшие советские традиции. В качестве иллюстрации можно привести пример 67-летнего Меира Дагана, бывшего главы Моссада, который в этом месяце летал в Беларусь на операцию по трансплантации печени. При этом цены на медобслуживание в Беларуси  на 30–40% ниже. «Если в Кисловодске средняя стоимость суток в санатории составляет 1800 российских рублей, то в Беларуси – 1300 рублей, а качество при этом как минимум не хуже»</p>
</div>
Ежегодно десятки тысяч россиян выезжают лечиться за границу – в Чехию, Израиль, Германию, Беларусь и даже Финляндию. По словам вице-президента крупнейшей в России группы частных медицинских компаний «Медси» Андрея Ломакина, в год россияне оставляют в других государствах по миллиарду долларов.
«Российский туризм» разбирался в том, что нужно сделать, чтобы оставить этих пациентов и эти деньги в стране. 

Как в России с санаториями?

Конечно, если человек хочет съездить именно в Карловы Вары, потому что эта мечта живет в нем с советских времен, или увидеть Мертвое море, совместить лечение с зарубежными экскурсиями и шопингом, то переубедить его и отправить в Кисловодск вряд ли удастся – сложно конкурировать с мечтой. Не стоит вопрос выбора и у человека, который едет в конкретную клинику, потому что оперировать его не берутся больше нигде.  Однако за остальных путешествующих с целью поправки здоровья вполне можно побороться. Тем более что у России есть что предложить медицинским туристам. В отрасли отнюдь не разруха, отечественные здравницы прекрасно работают, и многие из них предлагают весьма высокий уровень медицинского обслуживания. Плохая новость состоит в том, что это будет стоить целое состояние.

– В России одна из самых сильных санаторно-курортных баз в мире, – говорит корреспонденту «Российского туризма» представитель Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова. – В наших санаториях можно пройти реабилитацию после любых серьезных заболеваний и операций. И на загрузку никто не жалуется, они заполнены круглый год. 

Об этом же сообщает генеральный директор компании-оператора по внутреннему туризму «Дельфин» Сергей Ромашкин: «Дефицита санаториев в России я не вижу, но если говорить о том, чтобы попасть в конкретную здравницу в конкретное время – это не всегда легко. Среднегодовая загрузка здравниц Кисловодска составляет 80–90%, это 320–340 дней в году. Для сочинских санаториев этот показатель составляет около 50% – 140–180 дней в году». 

Таким образом, санаторно-курортная отрасль России на первый взгляд вполне успешна. Но что же тогда мешает ей добиться еще большего успеха, заработать тот самый миллиард долларов, который сейчас «уплывает» за границу? Главные причины две: дороговизна услуг и  отставание от передовых медицинских практик, применяемых в мире.

Цены: во всем виноваты самолеты

Елена Ермакова,  генеральный директор компании «Русский экспресс», которая по долгу службы отправляет туристов на лечение в Карловы Вары, словенскую Рогашку-Слатину и на другие европейские курорты высокого класса, сама отдыхала летом в сочинском санатории «Заполярье». «10 дней отдыха там в июле были дороже, чем отдых в Доминикане, включая трансатлантический перелет бизнес-классом, – комментирует г-жа Ермакова. – Так что основным фактором, заставляющим россиян ехать поправлять здоровье за рубежом, является в первую очередь высокая стоимость подобного путешествия по России. Билет в Карловы Вары стоит 300 евро. За 12 тысяч рублей авиабилет в Сочи можно не найти. Второе – это сервис. Известно, что на многих курортах у нас остались советские традиции обслуживания».

Таким образом, именно дороговизна авиаперевозок – едва ли не главное препятствие для развития медицинского туризма в России. Стоимость перелета составляет до 70% общей стоимости турпакета.

«Кроме всем известных Сочи и Кисловодска, в России есть и другие курорты. Так, например, в Пермском крае есть Усть-Качка (курортный комплекс, который включает в себя семь санаториев. – Т.Р.), но если говорить о транспортной доступности –  ее нет. А жаль: сжатие рынка до локального плохо отражается на развитии любого курорта, приезд москвичей очень оживил бы рынок. И москвичам было бы интересно туда съездить. Но перелет на Урал в оба конца стоит 15–16 тысяч рублей!» – рассказывает Сергей Ромашкин.

Зарубежные альтернативы

Тем, кого останавливает высокая стоимость отдыха на российских курортах, туроператоры предлагают отправиться в соседнюю Беларусь, где медицина сохранила лучшие советские традиции. В качестве иллюстрации можно привести известный пример 67-летнего Меира Дагана,  бывшего главы Моссада, который в этом месяце летал в Беларусь на операцию по трансплантации печени. В Израиле в списки ожидающих донорских органов вносят только людей возрастом до 65 лет, в других ведущих медицинских державах его отказывались оперировать, ссылаясь на преклонный возраст пациента.

При этом цены на медобслуживание в Беларуси  на 30–40% ниже. «Если в Кисловодске средняя стоимость суток в санатории составляет 1800 российских рублей, то в Беларуси – 1300 рублей, а качество при этом как минимум не хуже».

А вот тем, кто отказывается выбирать  эти направления по причине отсутствия высокого уровня сервиса, предлагают попробовать израильскую модель этого бизнеса. «В Кисловодске шесть лет назад начал работать санаторий «Плаза».  Изначально внедренный там израильский менеджмент пришелся по вкусу, и сейчас санаторий очень популярен, несмотря на то, что сутки проживания в нем обходятся в 4,5–6 тысяч рублей, если это стандартный номер, и 8–9 тысяч, если говорить о проживании в номере классом повыше», – рассказывает Сергей Ромашкин.

«Израиль – это репутация: все знают, что там очень основательная медицинская база, а цены на медицинское обслуживание по сравнению с ведущими европейскими клиниками ниже,– рассказывает Анна Родимина, руководитель израильского направления компании ICS. – Первая услуга вовсе бесплатна: пациент присылает выписку из истории болезни, результаты анализов и оперативно получает список лечебных процедур, которые должен пройти, а также срок лечения и стоимость. Причем существует такая практика, что любая израильская клиника располагает не только своими сотрудниками, но и может пригласить для консультации любого из специалистов, работающих в стране».

Израильская модель бизнеса обеспечивает еврейскому государству одну из лидирующих позиций на рынке медицинского туризма. По разным оценкам до половины иностранных пациентов в израильских клиниках – это гости из России, Украины и других стран СНГ и Восточной Европы. С 2005 по 2011 г. доходы только государственных израильских клиник от лечения иностранцев увеличились в 7 раз. 

Известно, что так называемый «медицинский турист» тратит в стране пребывания в два и более раз больше, чем человек, приехавший исключительно с целью отдыха.

Планирует ли Россия зарабатывать на медицинском туризме, обслуживая все больше российских пациентов и привлекая зарубежных туристов? В Ростуризме сообщили, что никакой программы по развитию санаторно-курортного туризма в ведомстве нет.
Татьяна РЕДКОВА
https://www.traditionrolex.com/8