<p>Долговой кризис в еврозоне добрался и до Швейцарии. Европейцы предпочитают кататься на лыжах в Австрии и Восточной Европе. Перестали разбрасываться деньгами и россияне</p>

Долговой кризис в еврозоне добрался и до Швейцарии. Европейцы предпочитают кататься на лыжах в Австрии и Восточной Европе. Перестали разбрасываться деньгами и россияне. Корреспонденты DW разбирались в причинах.

«Это какой-то парадокс, – недоумевает Дитер Богнер, глава отдела маркетинга компании Bergbahnen Engadin, расположенной в Санкт-Морице. Компания владеет фуникулерами и сетью ресторанов на горнолыжных курортах в регионе Энгадин. – 350 километров лыжных трасс, более 50 подъемников – у нас лучшие условия для горнолыжников, но число туристов идет на убыль».

Богнер и его коллеги во всем винят финансовый кризис в Европе. Результатом стал рост курса швейцарского франка и, как следствие, рост цен на горнолыжных курортах страны. Больнее всего это бьет по туристической отрасли. Даже в Санкт-Мориц, самый модный курорт Швейцарии, стало приезжать меньше туристов. Страдает и розничная торговля, ведь две трети своего бюджета среднестатистический турист оставляет в магазинах.

Недосчитывается Швейцария прежде всего европейских туристов. В последнее время любители горных лыж предпочитают ездить в Австрию или в Восточную Европу. А ведь в одном лишь регионе Энгадин в модернизацию подъемников было инвестировано 60 миллионов франков. Планируется в Энгадине и строительство новых горнолыжных трасс. «У нас еще множество других планов, но реализовать мы их сможем, только если число гостей останется стабильным», – говорит Дитер Богнер.

Ски-пасс подешевел втрое

О том, насколько тяжела ситуация на лыжных курортах Швейцарии, можно судить по большому количеству скидок. К примеру, в регионе Энгадин втрое подешевел ски-пасс. Стоимость однодневного электронного пропуска на горнолыжные подъемники упала с 73 до 25 франков, что сравнимо с ценами в Восточной Европе. Скидки в первую очередь должны привлечь молодежь и семьи.

А вот снизить тарифы на проживание и питание швейцарцы не могут. «У нас высокие затраты на персонал, поэтому здесь мы не можем уступить в цене, – объясняет Михаэль Вагнер. – В Швейцарии законом установлена минимальная зарплата в размере 3500 швейцарских франков брутто в месяц. А у кого больше опыта и квалификация повыше, у того и зарплата больше».

Вагнеру, который до наступления мирового финансового кризиса работал банкиром во Франкфурте-на-Майне, принадлежит отель с 60 сотрудниками. Как и в других отелях региона, большинство из них – выходцы из Португалии, Греции и Восточной Европы. Однако и им предприниматель обязан платить минимальную зарплату, предписанную законом.

Итальянцы боятся отдыхать в Швейцарии

Высокий курс франка – не единственный источник бед для туристической отрасли. В швейцарском регионе Энгадин недосчитываются состоятельных туристов из соседней Италии. Местная пресса пишет, что они перестали приезжать на швейцарские курорты, опасаясь преследований итальянских налоговых органов.

По данным СМИ, сотрудники налоговой полиции дежурят на итальянско-швейцарской границе и проводят инспекции на самих курортах. Они записывают номерные знаки дорогих автомобилей, а также фамилии итальянских владельцев жилых домов в Санкт-Морице и окрестностях, чтобы затем проверить, какую сумму эти состоятельные туристы декларируют налоговикам у себя на родине. Такая «настойчивость» налоговой полиции отпугивает итальянцев, которые ранее регулярно проводили отпуск в Швейцарии.

Россияне больше не разбрасываются деньгами

Еще несколько лет назад золотой жилой для местных горнолыжных курортов были туристы из России. Однако времена, когда россияне разбрасывались деньгами, ушли, говорят в Санкт-Морице. Поэтому швейцарцы пытаются освоить рынки за пределами Европы. Так, число гостей из США, Бразилии и Китая в последние годы выросло в среднем на 30 процентов.

На привлечение новых гостей направлена и региональная инициатива под названием «Атака доброжелательности». В ее рамках работники сферы обслуживания могут пройти бесплатное обучение «навыкам гостеприимства».

Большие надежды швейцарцы возлагают и на зимнюю Олимпиаду 2022 года. «Мы хотим форсировать планы по подаче заявки на проведение Олимпиады, – говорит представитель Bergbahnen Engadin Дитер Богнер. – Это пойдет на пользу всей туристической отрасли Швейцарии».

Будет ли Санкт-Мориц претендентовать на проведение этих Игр, станет известно в марте 2013 года. О намерениях подать заявку на организацию Олимпиады-2022 уже заявили украинский Львов, немецкий Мюнхен и ряд других городов.

Розалия Романец, Мария Рюттингер