<p>В это до сих пор трудно поверить, но факт остается фактом. До января 2013 года в Германии практически не существовало междугородных рейсовых автобусных линий. В Прагу из Берлина можно было на рейсовом автобусе уехать, а в Дрезден – нельзя…</p>

Междугородние автобусы тронулись, господа экономные бюргеры! Примерно так можно описать долгожданные законодательные изменения, вступившие в силу в Германии в начале 2013 года, сообщает Deutsche Welle.

В это до сих пор трудно поверить, но факт остается фактом. До января 2013 года в Германии практически не существовало междугородных рейсовых автобусных линий. В Прагу из Берлина можно было на рейсовом автобусе уехать, а в Дрезден – нельзя… Исключения можно было по пальцам пересчитать. Главное из них было официально сделано еще во времена «железного занавеса» для поездок между ГДР и Западным Берлином и продолжило действовать после воссоединения страны. Большинство таких маршрутов отправлялось из Гамбурга.

Обходной путь для прямых маршрутов

Причиной отсутствия регулярного автобусного сообщения между немецкими городами был протекционистский закон, принятый до Второй мировой войны с целью защиты интересов тогда еще имперской железной дороги. Инвестиции в создание инфраструктуры надо было как-то окупать. Исключения были возможны лишь на маршрутах, которые железная дорога не обслуживала. Говоря другими словами, которые не были для нее выгодными. Понятно, что для частных автобусных компаний они, как правило, особого интереса также не представляли. О необходимости отменить эти ограничения особо активно заговорили лет пять–семь назад. В это же время некоторые небольшие фирмы начали искать лазейки в действовавшем законодательстве.

2

 Поезд ICE в центре Берлина

В этой связи особого упоминания заслуживает находчивая студенческая фирма «Твой автобус» (DeinBus.de), в 2009 году обошедшая запрет, декларируя свои поездки как сервис для поиска попутчиков - по принципу хорошо известных посреднических сайтов для частных лиц и водителей вроде Mitfahrzentrale.de. Эта бизнес-концепция требовала от пассажиров определенной гибкости, так как рейсы осуществлялись лишь в случае достаточного количества заранее зарезервированных мест, однако дефицита желающих перевозчик не испытывал. Свой посильный вклад в это добровольно внесли немецкие СМИ, по достоинству оценившие ход конем, сделанный молодыми предпринимателями в борьбе с фактическим монополизмом рельсового транспорта на дальних наземных маршрутах внутри Германии.

Железная дорога в 1994 году из государственного ведомства превратилась в государственный концерн. Хотя собственником всех акций пока остается федеральное правительство, компания является коммерческим предприятием и рано или поздно должна была расстаться со своими привилегиями, защищавшими ее от конкуренции. Тем не менее, дискуссии о либерализации рынка заняли долгие годы.

Deutsche Bahn и его конкуренты

За это время часть клиентов Deutsche Bahn уже переманили бюджетные и другие авиационные компании, чья доля на рынке перевозок внутри Германии составляет около 11 процентов. Появились также первые альтернативные перевозчики на рельсах – не только на региональных, но и на дальних маршрутах. Теперь число конкурентов Deutsche Bahn в борьбе за пассажиров активно пополняется автобусными фирмами, на которые пока приходилось немногим более 2 процентов перевозок.

3

 Самолет компании Germanwings в Лейпциге

При всем богатстве выбора у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Deutsche Bahn критикуют за высокие цены, непроходимые тарифные джунгли, не слишком хороший сервис, постоянные опоздания, а также ставшие уже почти традиционными технические проблемы: зимой – из-за снегопадов, летом – из-за ломающихся кондиционеров. Летать на самолетах удобно, но добираться в аэропорт, проходить контроль и ждать вылета – не всегда, не говоря уже о возможных задержках из-за забастовок, погодных условий или других проблем. В свою очередь автобусы тоже могут опаздывать, попадая в пробки, но для основных целевых групп, то есть молодежи и пенсионеров, время в пути играет второстепенную роль, а главным аргументом в пользу этого транспортного средства являются низкие цены.

Новые условия

Единственное ограничение в новом законе касается минимальной протяженности рейсовых автобусных маршрутов. Оно должно превышать 50 километров. На более коротких дистанциях перевозки, как правило, осуществляют городские или региональные местные транспортные предприятия.

Некоторые автобусные компании приступили к перевозкам между населенными пунктами внутри Германии уже 1 января. Их число будет пополняться. Ситуация на рынке сейчас меняется почти каждую неделю. Появляются как новые фирмы, так и новые маршруты. Эксперты ожидают, что в результате на немецком рынке будет до 30 междугородних автобусных перевозчиков. Первое время они будут предлагать особо выгодные тарифы, как это было когда-то с новыми бюджетными авиакомпаниями, но затем цены стабилизируются. Согласно подсчетам специалистов, для оправдания экономических моделей цены на автобусные билеты должны составлять в среднем около 60–70 процентов от тарифов на поезда.

4

 Желтые почтовые автобусы перед железнодорожным вокзалом в Дрездене в 1930 году

Помимо небольших частных фирм, на рынке уже работает одна крупная компания – Berlin Linien Bus (BLB), совладельцем которой является железнодорожный концерн Deutsche Bahn. Уже в конце прошлого года на 30 немецких маршрутах она эксплуатировала 60 автобусов. Именно эта компания, основанная в 1947 году, обслуживала рейсы между городами ГДР и Западным Берлином. После вступления в силу новых либеральных условий она оказалась на выгодной стартовой позиции, но сильные соперники уже готовятся составить ей конкуренцию.

Над созданием новой совместной транспортной компании интенсивно работают почтовый концерн Deutsche Post и Общегерманский автомобильный клуб (ADAC). Первый обладает не только финансовыми ресурсами, но и опытом в области транспорта и логистики. Вторая организация давно зарекомендовала себя в Германии в качестве авторитетного лоббиста потребительских интересов в области транспорта и мобильности, а также обладает огромными возможностями для маркетинга. В этом клубе состоит более 18 миллионов жителей Германии.

Развитие междугородних автобусных перевозок по Германии с начала года находится в поле зрения немецких СМИ, многие из которых, в частности, приводят сравнительные таблицы, анализируя актуальное состояние рынка. В целом следует отметить, что чем раньше производится бронирование билета, тем он дешевле. Билеты можно приобретать как в кассах транспортных компаний или в сотрудничающих с ними агентствах, так и через интернет. Во втором случае оплата, как правило, производится у водителя после предъявления брони, сделанной через сайт или мобильное приложение.

Например, при резервировании места примерно за месяц поездка на автобусе из Мюнхена в Берлин (в зависимости от перевозчика, в один конец) будет стоить от 39 до 48 евро, а расчетное время в пути составит около 8 часов. На поезде Deutsche Bahn – 139 евро или 89 евро, если удастся купить билет по экономному тарифу. Время в пути – 6 часов. Билет на самолет в этот же день можно было приобрести за 84 евро. Продолжительность полета – 1 час 15 минут.

Для сравнения еще три примера. Билет на автобус из Мюнхена во Франкфурт-на-Майне за месяц до поездки можно зарезервировать за 9 евро, на поезде – за 29 евро, на самолете – за 150 евро. Стоимость бензина для легковой машины составит около 80 евро.

Из Франкфурта-на-Майне в Лейпциг: автобус – 15–26 евро, Deutsche Bahn – 45–77 евро, самолет – 97 евро.

Из Гамбурга в Берлин: автобус – 27 евро, Deutsche Bahn – 49–76 евро.

Максим Нелюбин