https://www.traditionrolex.com/8
<p>Белорусам на отдыхе приходится сложнее всех. В нашей   стране к словосочетанию «иностранный турист» принято добавлять слова «честность», «открытость», «гостеприимность», поэтому за границей   белорусы всегда надеются на взаимность...</p>

«Гомельская праўда» исследует отдых в Крыму:

Знаете, что объединяет Крым с другими мировыми курортами? Желание местных предприимчивых граждан всеми возможными способами заработать на щедро­сти туристов. В Крыму, например, это сродни спортивному соревнованию. Проживающие там татары состязаются друг с другом в игре «Кто придумает более креативную замануху?», а среди туристов выигрывает тот, кто раньше других осознает, что заплатил за услугу втридорога.

1

Фото сделано в Судаке. Эти темнокожие бизнесмены зарабатывают на жизнь тем, что стучат в барабаны, кричат «Акуна матата!» и фотографируются с туристами.

Вместо шаурмы куриный ролл

Белорусам в этом плане приходится, наверное, сложнее всех. В нашей стране к словосочетанию «иностранный турист» принято добавлять слова «честность», «открытость», «гостеприимность», поэтому за границей белорусы всегда надеются на взаимность. Это и понятно: мы не избалованы вниманием путешественников из-за рубежа, поэтому готовы изо всех сил работать на имидж, в меньшей степени заботясь о денежной составляющей дела. В Крыму давно уже научились совмещать и то, и другое, четко уловив психологию туриста: он сам хочет обманываться и готов платить за это деньги.
Там умеют выжимать из кошельков отдыхающих максимум возможного, и этого, пожалуй, очень недостает белорусам. Удивило то, что мелкий и средний бизнес работают сообща, а не стихийно.

— Здесь бизнесом занимаются семьями, поодиночке не выжить, — признался таксист в Судаке. — Поэтому мы помогаем друг другу.

Не буду долго рассказывать о том, как в Симферополе туристов уже на перроне буквально разрывают на части бомбилы. Они вам предложат добраться до курортного города за 200 гривен, а поедете за 50. С ними же и поедете… Хватит саркастической улыбки, и ценник сразу упадет в несколько раз. Кстати, их присутствие на вокзале перестает смущать уже после подхода к длиннющим очередям у автобусных касс. Стоять полчаса на солнцепеке, час ожидать отправления транспорта — и все ради того, чтобы сэкономить пару гривен и затем трястись «на скамеечке в автобусе», как предложил нам водитель одного такого автобуса.

Многие туристы без раздумий выбирают машины частников: зачастую очень комфортабельные и с кондиционированием на протяжении всей поездки. Единственный минус — отсутствие чека на руках. Кстати, симферопольский вокзал в этом году собираются очистить от таксистов-нелегалов и организовать там диспетчерские службы такси. Но почему-то кажется, что легальные тарифы обойдутся туристам еще дороже.
По интересной схеме работают с новоприбывшими туристами на автостанциях курортных городов. Вы можете попасть как в плотное кольцо владельцев жилья, так и к посредникам. Таксист Вася выслушает ваши пожелания по расположению и стоимости жилья, после чего настойчиво предложит несколько вариантов. К примеру, вы согласитесь посмотреть на один из домов. Он созвонится с хозяином дома, уточнит, есть ли свободные места, на какую сумму тот рассчитывает, и, если все нормально, отвезет вас на место. Если вы успешно договоритесь об аренде жилья, то водитель получит от хозяина за посреднические услуги 10 процентов от суммы сделки. Если не договоритесь, то он с удовольствием покажет еще несколько объектов, с хозяевами которых имеет «партнерские соглашения».

Хозяева коттеджей, как правило, не ограничиваются тем, что сдают комнаты отдыхающим. В Судаке очень многие организовывают на своих участках торговлю: персики, арбузы, помидоры… Но все же домашняя кухня — самое ценное для туриста, которому вкусная еда важнее, чем расстояние от бара до пляжа. Приезжие уже на второй-третий день понимают, что на набережной в плане еды ловить нечего. Цены заоблачные, названия блюд красивые, но платить 5 долларов за жаркое, а в действительности разрезанную на две части картофелину и кусочек жесткого переваренного мяса, соглашается далеко не каждый.
Изобретательности местных менеджеров можно только позавидовать. Так как многие туристы боятся употреблять шаурму, там решили провести ребрендинг этого блюда и обозвать его «куриным роллом». При этом суть не изменилась ни на йоту, а людям нравится больше. Согласитесь, звучит заманчиво? Рекламу домашних кафе зачастую размещают во дворах коттеджей, в которых жилье снимает много туристов. Там вывешивают также расценки на домашнее вино, парикмахерские услуги. Наверняка за это хозяева коттеджей тоже получают какой-то процент от «рекламодателей».

2

Арендовать свободную комнату вы сможете едва ли не в каждом доме. Некоторые хозяева даже сдают туристам свою единственную квартиру, а сами живут в палатке на крыше многоквартирного дома.

Директор одного из тюменских ресторанов в первый день пребывания в Судаке поделилась со мной впечатлениями от обеда в кафе на набережной: «Попробовала греческий салат, посмеялась! Совершенно другой вкус!» Зато во всех барах и даже столовых чаевые официанту уже включены в счет. Вечером идти в бар, чтобы выпить по стакану сока или бокалу пива, не совсем целесообразно. Около 20 гривен за музыкальное сопровождение могут с легкостью перевесить заказанные вами напитки. Поэтому иногда можно видеть довольно забавную картину: на сцене заведения кто-то выступает, а в это время в зале занято лишь несколько столиков и человек десять-пятнадцать смотрят представление с улицы бесплатно.

Концерт Rammstein за 10 гривен

Не знаю, как промоутеры местных баров выбирают «жертв», но показалось, что далеко не последнюю роль в этом играет загар туриста и степень увлеченности происходящим вокруг. Первое время ваши карманы будут напичканы рекламками, зазывающими на очередное представление, а через пару дней, будто по взмаху волшебной палочки, вас перестанут замечать. Подобные заведения мало заботятся о собственном имидже, ведь им достаточно один раз заманить к себе клиента, а затем совершенно безразлично, вернется ли он туда когда-нибудь еще. Туристы каждый день сменяют друг друга, поэтому конвейер работает превосходно.
Завлекаловок в их арсенале имеется предостаточно.

— Сегодня у нас выступает команда КВН, — кричал официант одного из заведений, выбежав аж на середину аллеи. — Вход всего 10 гривен!

Если бы действие происходило где-нибудь в Гомеле, можно было действительно поверить, что за эту сумму плюс заказанный в баре бокал пива вас как минимум час никто из персонала не будет беспокоить. Но это Судак, а значит, первое слово здесь всегда для рекламы, и только последующие — для информации. После долгих расспросов официант на входе нехотя произнес: «Но обязательно нужно заказать холодное, горячее и какой-нибудь напиток». Ознакомившись в меню с немаленькими даже по курортным меркам ценами, понимаешь, что на таких условиях общая сумма счета на двоих по минимальным прикидкам составит 200 — 250 гривен. За такие же деньги в Минске можно было купить билет на Rammstein…

Вообще летом в Крым съезжаются звезды любой величины, часто бывают артисты, которым сейчас даже в крупных российских городах сложно рассчитывать на аншлаги. На курортах ведь отдыхают люди при день­гах, да и многим надоедает каждый день ходить взад-вперед по одной набережной. Без халтуры порой и здесь не обходится. Афиши с анонсируемым концертом Филиппа Киркорова в Судаке висели практически на каждом углу. Многие туристы решили разнообразить один из своих вечеров походом на это шоу. Вот только на следующий день по всему городу обсуждали, что вместо запланированных двух часов мероприятие длилось около часа. Да и, говорят, Филипп Бедросович не особо утруждал свои голосовые связки живым исполнением. В результате дело дошло до столкновений зрителей с охранниками: поклонники певца потребовали вернуть деньги за билеты.

Не менее прибыльное занятие в Крыму — это организация экскурсий. Цены на них просто нереальные. Чтобы понять истинную стоимость поездки, нужно поделить сумму в прайсе на два, а то и на три. Например, экскурсия на завод шампанских вин, расположенный буквально в получасе езды от Судака на маршрутке, влетит в копеечку. После этого впору задуматься о том, почему в Беларуси совершенно не говорят о промышленном туризме. А ведь можно и у нас организовывать экскурсии на кондитерскую фабрику «Спартак» или, например, завод «Гомсельмаш». Причем никто не мешает охватить сразу несколько объектов в рамках одного тура.

Деньги здесь берут в буквальном смысле за воздух. Для того чтобы пройти вдоль скалы Алчак, нужно заплатить 20 гривен. Из удобств — мусорные пакеты, расположенные через каждые метров 100. На что пойдут собранные с туристов деньги, так и осталось для меня загадкой. Вспоминается поездка в Долину привидений на горе Демерджи 5 лет назад. Там снимались некоторые кадры «Кавказской пленницы». Чтобы посмотреть на дерево, где сидела знаменитая троица из фильма или сфотографироваться на камне, на котором танцевала Наталья Варлей, тоже нужно было платить. Но это хоть можно оправ­дать разработанной концепцией. Зато на скале Алчак есть мусорные пакеты…

Развлечений в Судаке хоть отбавляй, а значит, и конкуренция подстегивает предпринимателей каждый раз подавать себя по-новому, чтобы выделяться на фоне остальных. На набережной есть несколько 5D-кинотеатров, которые недостатка в клиентах не испытывают. Было забавно наблюдать, как затесавшийся среди них 4D-аттракцион решил обойти конкурентов по бизнесу… став в одночасье 12D-аттракционом. Достаточно было просто поменять цифры, и от туристов уже нет отбоя.

3

4D-аттракцион стал в одночасье 12D...

С недавнего времени власти полуострова наконец-таки образумились и перестали взимать с туристов деньги за вход на пляж. Но появилась другая беда — шезлонги. Совершенно нормально, что они есть, и за определенную плату можно отдыхать в комфортных условиях. Однако зачастую их будто специально расставляют на треть пляжа, и у отдыхающих просто нет выбора. По информации segodnya.ua, стоимость аренды шезлонгов в Крыму варьируется от 20 до 70 гривен.

Показалось, что белорусов в Крыму действительно стало значительно меньше по сравнению с предыдущими годами. Это признают и местные жители, говорят, что число белорусских туристов, отдыхавших здесь едва ли не каждый год, сократилось более чем на треть. Как бы странно ни звучало, но это легко отследить, прогуливаясь вечером по набережной. Еще совсем недавно в расположенных там заведениях ведущие любили поспрашивать публику на предмет нацио­нальной принадлежности. Вопрос «Есть ли в зале белорусы?» вызывал хоть небольшой, но шумовой эффект. В этом году отследить концентрацию белорусов в том или ином ресторане стало гораздо сложнее: спрашивают уже только про россиян и украинцев…

Кажется, туристический бизнес в Крыму с каждым годом все больше подстраивается под интересы россиян. Там, где есть деньги, всегда много заманух и разводов. Главное, чтобы это было не единственным, что объединяет Крым с другими мировыми курортами.

Дмитрий Радзивон

https://www.traditionrolex.com/8